Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:40, курсовая работа
Цель - примирения сторон в уголовном судопроизводстве, как выработка и обоснование рекомендаций по ее применению на практике.
Для достижения целей необходимо выполнить следующие задачи: проведение исторического анализа возникновения и развития института примирения сторон в уголовном судопроизводстве; определение понятия, сущности и правовой природы примирения сторон; обоснование возможности примирения сторон в уголовном судопроизводстве; разработка научных положений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности института примирения сторон; исследование состояния нормативно-правовой базы, регулирующую процедуру примирения сторон; анализ существующих научных мнений относительно наиболее значимых вопросов примирения сторон; выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего процедуру примирения сторон в уголовном судопроизводстве.
Введение.
Глава 1. Общая характеристика и правовое регулирование примирения сторон в уголовном судопроизводстве.
1. Понятие и содержание примирения сторон.
2. История развития законодательства, регулирующего вопросы примирения сторон в уголовном судопроизводстве.
3. Отличительные особенности примирения сторон по делам частного, частно-публичного и публичного обвинения и правовые последствия прекращения уголовного дела.
4. Правовая регламентация оснований и порядок примирением сторон в уголовном судопроизводстве в некоторых зарубежных странах.
Глава 2. Теоретические и практические проблемы примирения сторон в уголовном судопроизводстве.
Заключение.
Список использованной литературы.
В странах, где собственно в уголовном законодательстве так или иначе определено положение потерпевшего, можно выделить следующие общие его характеристики:
а) статус потерпевшего связан только с фактом причинения ему вреда в результате преступления, никакого процессуального решения для этого, как правило, не требуется;
б) общеправовой статус потерпевшего
основан на конституционном
в) законодательство зарубежных стран практически не приводит перечень специфических обязанностей потерпевшего от преступления - и в этом отношении проявляется забота законодателя как раз в первую очередь о потерпевшем как о личности, пострадавшей от преступления.
В государствах, где потерпевшими могут являться юридические лица, то же самое распространено и в их отношении. Законодатель в развитых зарубежных странах связывает реализацию и защиту прав потерпевшего от преступления прежде всего с процедурой, осуществляемой в рамках уголовной юстиции. Но надо отметить, что, не смотря на все отличия в доктрине и характере уголовной юстиции государствах с различными правовыми системами, в основу создания каждой уголовной юстиции положена задача защиты субъективных прав лиц. В первую очередь, под таковыми лицами должны пониматься как раз потерпевшие от преступлений. Эта мысль подтверждается тенденциями в развитии как материального, так и процессуального права. Многими авторами отмечено, что начиная с 70-х годов нашего столетия, в развитых странах права потерпевших были резко расширены (хотя это касалось преимущественно уголовного процесса). В первую очередь это затронуло механизм защиты и реализации прав потерпевших. В современном уголовном праве стран как общего, так и континентального права отчетливо прослеживается тенденция к большей детализации способов возмещения вреда потерпевшему от правонарушений. И в первую очередь, речь идет о компенсации вреда со стороны самого правонарушителя через процедуру его примирения с потерпевшим.
Таким образом, в странах как общего, так и континентального права прослеживается стремление к законодательной регламентации разрешения конфликта между преступником и потерпевшим путем различных форм их примирения. Нельзя не отметить тенденцию к сглаживанию отличий между разными формами примирения с потерпевшим в существующих правовых системах. Наряду с этим в механизме обеспечения прав потерпевшего от преступления возрастает роль судов общей юрисдикции. Все сказанное свидетельствует о дальнейшем углублении диспозитивных начал в уголовном праве развитых зарубежных стран, что является весьма положительным проявлением их эволюции. Также нельзя не отметить тенденцию к сглаживанию отличий между разными формами примирения с потерпевшим в рамках уголовно-материального правоотношения в существующих правовых системах. Наконец, надо сказать, что развитие института примирения с потерпевшим играет в зарубежных странах большую роль в государственной уголовной политике - а именно в реализации вышеназванной идеи "восстановительного правосудия", ставящей своей задачей как всемерную защиту прав потерпевшего, так и достижение большей эффективности ресоциализации преступника. Так, например, во многих странах мира социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей осуществляется в рамках государственных программ примирения жертвы и правонарушителя (Victim-Offender Reconciliation Programs), также известных как программы посредничества (Victim-Offender Mediation Programs). Они включают в себя организацию встреч правонарушителя и жертвы лицом к лицу, а правонарушители отвечают за совершенное ими, заключая примирительный договор с жертвой, в котором обязуются возместить ущерб преступления.
Глава 2. Теоретические и практические проблемы примирения сторон в уголовном судопроизводстве.
Следует уточнить, что в законе не описана детально вся процедура примирения. Естественно, что нормы права должны содержать лишь самые существенные моменты. В целом, говоря об организационно-тактических условиях примирения, следует определиться со следующими вопросами:
1)лица, участвующие в примирении, и процесс достижения мира;
2)оформление достигнутого примирения.
В настоящей работе уже отмечалось, что достижение примирения возможно между лицом, совершившим преступление и потерпевшим. Указывалось также, что круг субъектов примирения уже круга субъектов, участвующих в примирении. В юридической литературе вопросу о том, какие лица, кроме пострадавшего и виновного, могут участвовать в примирении, не уделяется должного внимания. Люди, вступившие в определенный конфликт друг с другом в связи с совершенным преступлением, находятся под воздействием создавшейся ситуации. При этом складывается тяжелая психическая атмосфера, которая, как правило, не позволяет каждому из них обратиться к другому с предложением о примирении. Примирение часто не реализуется из-за невозможности провести нормальные встречи и переговоры, взаимного недоверия, страха подвергнуться насилию и т.п. Поэтому в таких ситуациях требуется наличие третьего лица, не являющегося участником конфликта, способного оказать содействие в примирении, т.е. выступающего в роли посредника.
На вопрос о том, необходимы ли специальные органы (лица), которые бы выступали в роли посредника между потерпевшим и виновным, оказывая им помощь (юридическую, психологическую, моральную и др.) в достижении примирения, 74.3% работников правоохранительных органов и суда ответили, что этим может заняться адвокат и (или) представитель потерпевшего, 17.1% полагают, что необходимости в специальных органах (лицах), которые бы выступали в роли посредника между виновным и потерпевшим, нет, однако свой ответ они не мотивировали. Лишь 4.3% опрошенных видят необходимость в таких органах (лицах). Позиция работников компетентных органов представляется неверной. Адвокат, который защищает интересы виновного, у потерпевшего будет ассоциироваться именно с тем человеком, который ему причинил вред. То же самое можно сказать и о представителе потерпевшего: для виновного он будет являться пострадавшей стороной. В случае если предложение о примирении поступит от адвоката (представителя), то у противоположной стороны может возникнуть определенная доля недоверия, основанная на том, что указанные лица действуют ради выгоды для себя и подзащитного (представляемого).
Кроме того, следует отметить, что указанные лица в процедуре примирения могут оказать чаще всего только лишь юридическую помощь. Говоря же о процедуре примирения, надо иметь ввиду, что подобная деятельность необходима не только для разрешения криминальной ситуации, но и для выражения чувств участников, их освобождения от психологических состояний и ролей «жертвы» и «клейменного преступника». Исходя из этого в роли посредника может выступать не обязательно человек, имеющий юридическое образование. Важным принципом работы посредника является нейтральность. На роль ведущего подходят все те, кто способен говорить с людьми и слышать их, кто умеет быть внимательным и не подвержен чрезмерным эмоциям.
В процедуре примирения могут принимать участие защитник и представители сторон.
В случае достижения сторонами
договоренности о примирении, судья,
прокурор, следователь или орган
дознания составляют письменное соглашение
сторон о примирении. В соглашении
фиксируется разъяснение прав участникам
примирительной процедуры, удостоверяется
факт возмещения причиненного вреда, достижения
договоренности о примирении, а также
указываются последствия
Прежде всего, не только участие (тем более контроль), а даже само присутствие указанных автором лиц в процессе примирения не допустимо, так как в этом случае навряд ли можно говорить о восстановлении нормальных отношений между виновным и потерпевшим. Кроме того, у правоохранительных органов и суда и без того достаточно большой объем работы, и было бы не обоснованно увеличить его. Что касается места проведения примирительной встречи, то и здесь нельзя согласиться с мнением Л.М. Володиной. Такое место не должно ассоциироваться с правоохранительными органами, а должно также быть нейтральным.
Наиболее предпочтительной в вопросе о лицах, участвующих в примирении, и об ее процедуре представляется позиция представителей Центра «Судебно-правовая реформа».
Учитывая многолетний
опыт зарубежных коллег, представители
Центра разработали определенную примирительную
технологию, программы примирения,
которые в целом отражают идеи
восстановительного правосудия. В настоящее
время Центр уже имеет
Примирение между конкретными
лицами происходит на так называемой
примирительной встрече, которой руководит
ведущий. При этом предпочтительно,
чтобы ведущие имели
Примирительная встреча
проходит на нейтральной территории,
не имеющей отношения к
Сначала ведущий встречается с каждой из сторон примирения отдельно, объясняя суть и возможные результаты примирительных встреч. После этого согласовывается дата совместной встречи (при условии, конечно, что обе стороны согласны в ней участвовать). В этой встрече, кроме пострадавшего и виновного, могут принимать участие их родственники, адвокаты.
С просьбой о проведении примирительной встречи могут обратиться как потерпевший, так и виновный, его адвокат, представитель потерпевшего, родственники и т.п., стороны могут направляться и правоохранительными органами.
Примирительная встреча состоит из 2 этапов.
Первый этап посвящен достижению
взаимопонимания. Здесь и правонарушитель,
и пострадавший могут высказать,
как повлияло на них совершенное
преступление. У виновного есть возможность
выразить свое раскаяние, попросив у
потерпевшего прощение и т.п. В свою
очередь и потерпевший может
задать интересующие его вопросы, возникшие
в связи с совершенным
Весь этот процесс происходит на добровольной основе, то есть в любой момент и потерпевший, и виновный имеют полное право отказаться от участия в нем.
Примирительная процедура, несомненно, имеет очень важное значение и для виновного, и для потерпевшего, которые благодаря ей достигли примирения. Однако для решения вопроса об освобождении от уголовной ответственности наиболее важным является не процесс, приведший к примирению, а его результат (точнее - доказательства достигнутого примирения).
УПК РФ в ст. 25 Прекращение
уголовного дела в связи с примирением
с потерпевшим устанавливает, что
суд, а также следователь и
дознаватель с согласия прокурора
вправе на основании заявления
Таким образом, в настоящее
время доказательством (письменным
документом), подтверждающим достижение
примирения, является заявление потерпевшего
или его законного
Примирение отличается от прощения тем, что в достижении мира должны участвовать как минимум две стороны. Уже исходя из этого следует сделать вывод о том, что прекращение уголовного дела в связи с примирением должно допускаться только по совместному заявлению виновного и потерпевшего.
Если говорить о названии документа, то, по нашему мнению, его не следовало бы именовать заявлением. На первый взгляд, данный вопрос не имеет принципиального значения. Тем не менее от того термина, который установлен в законе, зависит наше восприятие содержания того или иного понятия.
Заявление - официальное сообщение в устной или письменной форме; письменная просьба о чем-либо.
В юридической литературе документ, подтверждающий примирение, разные авторы именуют по-разному: акт о примирении, соглашение о примирении, примирительный договор.
Понятие «соглашение» в большей мере отражает сущность достигнутого примирения, так как, во-первых, примирение - это, действительно, взаимное соглашение; во-вторых, оно отражает условия достижения мира, права и обязанности «сторон», их взаимоотношения.
Соглашение между лицом, совершившим преступление, и потерпевшим должно быть составлено обязательно в письменной форме в трех экземплярах (по одному для каждой из сторон примирения, а третий представляется в компетентные органы).
Содержание соглашения в каждом конкретном случае будет зависеть от обстоятельств совершенного преступления и условий достижения мира. Однако в любом случае такое соглашение должно содержать следующие сведения: данные лица, совершившего преступление и потерпевшего (его законного представителя), описание событий совершенного преступления и отражение факта признания вины в совершении преступления со стороны лица, совершившего преступление, отражение факта достижения мира, способы и сроки заглаживания причиненного вреда или сведения о том, что потерпевший отказывается от заглаживания вреда. Соглашение также должно содержать сведения о том, что сторонам примирения разъяснены последствия его заключения.
Условия соглашения могут
быть изложены в свободной форме,
но должны четко отражать позицию
потерпевшего о нежелании привлекать
виновного к уголовной
Следует согласиться с Х. Аликперовым, что в акте о примирении следует отразить:
а) добровольность согласия потерпевшего на примирение;
б) ходатайство потерпевшего перед судом, прокурором, следователем или органом, производящим дознание, об освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего в отношении него преступление;