Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 08:28, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ нормативно-правовой базы, которая регулирует порядок получения и использования оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.
Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:
1. Определение понятие оперативно-разыскной информации (результатов оперативно-разыскной деятельности)
2. Изучение и анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок получения и использования оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 314.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Актуальность и значимость оперативно-разыскной деятельности в сфере борьбы с преступностью на современном этапе развития общества не вызывает сомнений. Сам факт возможности проведения правоохранительными органами негласных разведывательных мероприятий давно перестал быть объектом агрессии и критики со стороны большинства граждан и общественных организаций. Во многом это объясняется последовательным законодательным регулированием основных положений, средств и методов некогда закрытой от общества секретной правоохранительной деятельности государственных органов, а также осознанием социальной значимости негласных методов противодействия наиболее опасным тяжким и особо тяжким преступлениям.

В настоящее время  оперативно-разыскная деятельность (далее ОРД), по существу, выступает единственным реальным инструментом своевременного выявления преступлений. Кроме того, в случаях выявления тщательно замаскированных, организованных преступлений, их раскрытие возможно только путем использования оперативно-разыскных сил, средств и методов. Именно поэтому ОРД как государственно-правовая форма борьбы с преступностью и вид правоохранительной деятельности будет существовать до тех пор, пока существует преступность и уголовное законодательство.

Результаты ОРД - это сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Актуальность  темы исследования. Представление результатов оперативно–разыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, является одним из наиболее острых вопросов, стоящих перед сотрудниками оперативных подразделений при осуществлении оперативно-разыскной деятельности. Процесс представления результатов ОРД, в свою очередь, прямо зависит от простоты и ясности такой процедуры, четко прописанной в нормативных правовых актах.

В настоящее время  процедура представления результатов ОРД регламентируется Межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом  МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СРВ, ФСИН, ФСКН и Минобороны России  от 17 апреля 2007 г.  N 368/185/164/481/32/184/97/147.

В сравнении с  аналогичной ей предыдущей Инструкцией 1998 г. обладает рядом преимуществ  и является более совершенной. Однако в настоящее время, назрела необходимость  внесения в нее изменений и дополнений. Это, прежде всего, связано с изменениями УПК РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», потребностью совершенствования порядка представления результатов ОРД, а именно некоторого его упрощения в отдельных случаях, а также необходимостью устранения недостатков, которые изначально имелись в Инструкции 2007 г.

Проблема использования результатов оперативно-разыскной деятельности в уголовном процессе не является новой, в то же время многочисленные научные исследования, проведенные по данной тематике, пока не привели к выработке мнения, поддерживаемого большинством практических работников и ученых. Эта проблема является одной из самых острых в практической юриспруденции.

Целью данной работы является изучение и анализ нормативно-правовой базы, которая регулирует порядок получения и использования  оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.

Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:

1. Определение понятие оперативно-разыскной информации (результатов оперативно-разыскной деятельности)

2. Изучение и анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок получения и использования  оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.

3. Изучение проблем применения Межведомственной Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной Приказом  МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СРВ, ФСИН, ФСКН и Минобороны России  от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147.

4. Изучение особенностей представления результатов оперативно-разыскной деятельности в уголовное судопроизводство, их использования в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела, а так же в процессе доказывания по уголовным делам.

Объект и предмет  исследования определяются тематикой  работы, ее целью и задачами.

Объект исследования проблемы правовой регламентации предоставления оперативно-разыскной информации в уголовное судопроизводство.

Предмет исследования нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок получения и использования оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.

Методологическая основа исследования. При подготовке исследования применялись обще- и частнонаучные методы познания, в том числе гипотетико-дедуктивный, сравнительно-правовой, историко-правовой, системно-структурный, формальнологический, статистический, социологический.

Степень научной разработанности  темы. Проблемам использования результатов ОРД в уголовном процессе посвятили свои работы А.Ю. Арефьев, Л.Н. Башкатов, Д.И. Бедняков, Б.Т. Безлепкин, Р.С. Белкин, В.Л. Божьев, А.И. Винберг, А.А. Гольдварг, В.Н. Григорьев, А.Н. Гущин, В.И. Диденко, Е.А. Доля, Л.Я. Драпкин, В.И. Зажицкий, В.Н. Зайковский, СИ. Захарцев, А.В. Земскова, Н.В. Изотова, Ю.В. Кореневский, А.В. Коршунов, А.С. Косенко, М.П. Котухов, П.А. Лупинская, Г.М. Миньковский, Н.М. Попов, В.Д. Семенцов, В.Т. Томин, А.А. Фальченко, Г.П. Химичева, А.Е. Чечетин, А.А. Чувилев, М.Г. Шанашин, А.Ю. Шумилов, С.А. Шейфер и другие.

Труды указанных ученых дают надежную основу для дальнейших разработок правовых условий свободного доступа в  уголовный процесс результатов, полученных при осуществлении ОРМ. Вместе с тем признание за результатами ОРД права быть использованными  в уголовном судопроизводстве породило множество вопросов, связанных с его реализацией.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Правовая основа получения и использования оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.

 

§1. Понятие оперативно-разыскной информации

 

Впервые понятие  результатов оперативно-разыскной деятельности было сформулировано в Межведомственной Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г. Статья 1 Инструкции определяла результат ОРД как фактические данные, полученные оперативными подразделениями в установленном Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации1.

Данное определение  включает в себя основной видовой  признак результатов ОРД как фактических данных о признаках конкретного свойства, а также указание на субъектов и порядок их получения.

В этой связи  следует отметить, что если речь идет о фактических данных, то они  должны соответствовать объективной  действительности и не могут вызывать сомнения с точки зрения их достоверности. Однако не все результаты ОРД и не всегда можно признавать в качестве достоверных, поскольку их необходимо проверять при помощи других данных и только по их совокупности можно с достаточной долей вероятности утверждать, что эти данные являются объективными и достоверными.

Информация  может быть неконкретной, неполной, ориентирующей, предположительной, а  иногда непроверяемой, содержать определенную долю субъективизма, исходящего от предоставившего  ее источника. В частности информация, поступающая от конфидента, подлежит проверке не только в силу ее субъективности, но и потому, что конфидент мог быть специально дезинформирован, сознательно вводит в заблуждение оперативного работника и т.д. Соответствующая оперативная информация не отражает фактические данные, тем не менее нельзя не признать, что она также является результатом ОРД2.

Следует отметить и то, что отсутствие реального (фактического) результата тоже есть результат, потому что опровержение информации либо ее не подтверждение позволяет, например, сократить круг версий, определить новые направления работы и др. Поэтому как получение первичной информации, так и ее дальнейшее опровержение в равной мере могут являться результатом ОРД.

В оперативно-разыскном смысле результаты ОРД также не всегда являются фактическими данными. Хотя они и могут быть использованы для проведения ОРМ в качестве оснований для проведения конкретного ОРМ, определения тактики его проведения, такого рода действия (решения) могут основываться и на предположениях (версиях), первичных данных, которые лишь предстоит проверить, после чего сведения при их подтверждении можно будет рассматривать как сведения о фактах. В частности, результаты проведения одного ОРМ могут являться основаниями для проведения другого. Проведению, например, такого ОРМ, как оперативное внедрение, предшествует проведение ряда ОРМ, направленных на подготовку и обеспечение внедрения. На их основе определяется тактика реализации этого мероприятия. Результаты ОРД используются как обоснование ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, определяют целесообразность и законность их проведения в условиях конкретного места и времени, в отношении конкретного лица и т.д. То, что результаты ОРД (сведения, оперативные данные) не всегда являются фактическими, следует и из такой задачи ОРД, как добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Решение этой задачи предполагает прежде всего сбор, а не использование первичной информации, дальнейшее проведение на ее основе разведывательных и контрразведывательных мероприятий. Такая задача характеризует в первую очередь сам процесс сбора информации (сведений о фактах) и лишь в дальнейшем использование его результатов (фактических данных). Термин «результаты ОРД» (в смысле фактических данных) подразумевает информационную завершенность, суть которой может быть выражена как осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных, истолкованных фактах, изложенных таким образом, что ясно видно их значение для решения какой-либо конкретной задачи3.

В настоящее  время понятие результатов ОРД содержится в пункте 36-1статьи 5 УПК РФ ,введенном Федеральным законом от 4.07.03 № 92 ФЗ. В нем дано определение результатов ОРД - это сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда4.

Обратим внимание, что законодатель, - во-первых, назвал результаты ОРД именно сведениями, которые сами по себе доказательствами не являются, ибо не соответствуют  нормативному определению доказательства, в частности, получены вне порядка, предусмотренного УПК РФ и не субъектами, перечисленными в ч. 1 ст. 74 УПК РФ. То есть получаемые сведения могут стать доказательствами, а могут и не стать. Например, их можно использовать для подготовки и осуществления следственных и судебных действий (в качестве ориентирующей информации), и/или как повод и основание для возбуждения уголовного дела (ч. 1 и 2 ст. 11 ФЗ «об ОРД» ) и т.д.

Во-вторых, результаты ОРД - это только те сведения, которые  получены в точном соответствии с  Законом об ОРД. Это означает, что нарушение в ходе проведения ОРМ этого федерального закона исключает возможность использования их результатов в уголовном судопроизводстве. Здесь важно отметить, что статья 4 Закона об ОРД в правовую основу оперативно-разыскной деятельности включает не только Конституцию и федеральные законы, но и принятые в соответствие с ними иные правовые акты федеральных органов государственной власти. Соответственно всякое нарушение и этих правовых актов, например, ведомственных инструкций, регламентирующих организацию и тактику проведения ОРМ, также влечет невозможность использования результатов оперативно-разыскной деятельности. Это важное положение мы не раз проиллюстрируем на примере типичных ошибок стороны обвинения5.

Редакция ст. 89 УПК РФ, где сказано: "В процессе доказывания запрещается использовать результаты оперативно-разыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом"6, позволяет от противного сделать вывод, что при соблюдении процессуальной процедуры результаты ОРД в доказывании по уголовным делам использоваться могут.

Результаты  ОРД в их процессуальном значении представляют собой некий информационный продукт. В соответствии с Законом «Об информации и информатизации» под информационным продуктом понимается документированная информация, подготовленная соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения их потребностей7. В оперативно-разыскном значении результатами ОРД могут быть и конкретные события, действия и их последствия в виде предупреждения, пресечения конкретного преступления, разобщения преступной группы, ликвидации условий для совершения преступления, дезинформация преступников и др. Такого рода результаты ОРД в реальной практике далеко не всегда направлены на уголовное судопроизводство и не являются собственно информационным продуктом, а скорее результатом, следствием практического использования информации), основанный, как правило, на совокупности данных, полученных из различных источников и проверенных оперативным путем. Эти данные могут иметь материальное закрепление в виде бумажных, электронных либо иных носителей или носить характер вербальной информации, не имеющей предварительного документального закрепления8.

Информация о работе Использование результатов оперативно-розыскной деятельности