Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 08:28, дипломная работа
Целью данной работы является изучение и анализ нормативно-правовой базы, которая регулирует порядок получения и использования оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.
Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:
1. Определение понятие оперативно-разыскной информации (результатов оперативно-разыскной деятельности)
2. Изучение и анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок получения и использования оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.
Результаты ОРМ и ОРД в целом отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках, справках-меморандумах, сводках, отчетах, актах сотрудника ОРО, сообщениях или записках конфидентов, объяснениях участников ОРМ или заявлениях граждан, актах или иных документах ведомства и др.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.
В случае проведения в рамках ОРД оперативно-технических мероприятий (ОТМ) либо использования при проведении ОРМ технических средств результаты ОРД могут быть зафиксированы также на материальных (физических) носителях информации (фонограммах, видеограммах, кинолентах, фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т.п.). Даже такого рода фиксированная информация может рассматриваться двояким образом — как фактические данные или как сведения о фактах. Сами документы (рапорт, справка, акт и др.) не являются результатами ОРД, поскольку отражают лишь информацию, полученную субъектом ОРМ, и фиксируют результат его действий. Следовательно, результаты ОРД заключаются в содержании той информации, которая отражена в оперативных документах, но не сами эти документальные источники. Соответственно результаты ОРД — это не фактические данные, а сведения о фактах, как и отмечается в УПК9. При представлении и использовании результатов ОРД в уголовном судопроизводстве речь идет поэтому не столько о документальных носителях информации, сколько об их источниках и (или) фактах, которые могут быть подтверждены процессуально. Оперативно-служебная документация является средством фиксации информации, которое призвано облегчить сбор и проверку доказательств, зафиксировать сведения о признаках общественно опасного деяния и лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
В ФЗ «Об ОРД» помимо понятия «результаты ОРД» используются другие понятия, как «оперативно-служебные документы» и «материалы, полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий». Представляется, что здесь речь идет как раз о носителях информации. В частности, к оперативно-служебным отнесены материалы о проведении ОРМ, в том числе с использованием оперативно-технических средств, документы, отражающие результаты ОРД, а также учетно-регистрационную документацию. Под такими материалами понимаются документы, отражающие сведения о действии (бездействии), которые указывают на признаки противоправного поведения, образе жизни, связях в криминальной среде (рапорта, справки, акты, протоколы, фотографии и др ), технические носители информации (аудио-, видеокассеты, носители цифровой информации и др.) а также дела оперативного учета, концентрирующие эти предметы и документы10.
Следует отметить, что одного лишь отражения информации (сведений), даже если она и обладает высокой степенью достоверности (например, видеозапись, которая может фиксировать время, место, обстановку, участников события), представляется недостаточным для признания таких фактических данных результатами ОРД. Подобная информация может рассматриваться как результат ОРД лишь во взаимосвязи с ОРМ, при проведении которых информация была получена и (или) зафиксирована, либо был обнаружен ее материальный носитель. Данное обстоятельство представляется чрезвычайно важным с точки зрения последующего официального использования в уголовном судопроизводстве.
В специальной литературе наряду с термином «результаты ОРД» применяются и другие термины: «оперативные данные», «оперативная информация» и др. Представляется, что термины «оперативные данные» и «оперативная информация» несут одну и ту же смысловую нагрузку. По объему эти понятия являются более широкими, чем понятие «результаты ОРД», которые должны быть получены исключительно оперативно-розыскным путем. Оперативная же информация может считаться таковой и в том случае, когда она получена не из оперативно-розыскных, а иных источников и без использования оперативно-разыскных средств и методов, — например, информация, поступившая из дежурных частей, от участковых уполномоченных, инспекторов ГИБДД, полученная от анонимных источников и др.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об ОРД» результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших11.
Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Вывод. Понятие результатов ОРД закреплено в п. 36.1. ст. 5 УПК РФ, которая гласит под результатами ОРД понимаются сведения, полученные в соответствии с комментируемым Законом, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Основные направления использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве, закреплены в положениях ФЗ « Об ОРД». Результаты ОРД могут использоваться :
1) в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;
2) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
3) в доказывании по уголовным делам;
4) для иного
обеспечения уголовного
§2 Правовая основа использования оперативно-разыскной информации в уголовном судопроизводстве.
Правовая основа оперативно-разыскной деятельности имеет многоуровневую структуру и представляет собой совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих данный вид деятельности. Ведомственные нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, входят в четвертый - последний (нижний) структурный уровень этой "иерархической пирамиды", получивший название "подзаконный уровень правового регулирования", включающий указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ведомственные (в том числе межведомственные) акты федеральных органов исполнительной власти12.
Ведомственные акты играют
важную роль в регулировании оперативно-
В то же время, как справедливо отмечается в юридической литературе, в ходе судебно-правовой реформы в Российской Федерации удалось преодолеть устаревшие представления о необходимости тотальной секретности вопросов регулирования осуществления спецслужбами и правоохранительными органами оперативно-разыскной деятельности, и появились открытые (несекретные) ведомственные, в том числе межведомственные, акты по вопросам этого вида специальной деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Впервые об использовании результатов ОРД, лишь в общих чертах, было упомянуто в ст. 10 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1992 г.13, а затем, немногим более подробно, в ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 1995 г.14. Более детально порядок представления результатов ОРД в уголовное судопроизводство был определен в 1998 г. в Межведомственной инструкции о порядке представление результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Несколько позднее, в 2001 г., упоминание об использовании результатов ОРД в доказывании появилось в уголовно-процессуальном законодательстве, а само понятие «результаты ОРД» было включено в УПК РФ еще спустя 2 года в 2003 г. В настоящее время процедура представления результатов ОРД, помимо норм ФЗ «Об ОРД» и УПК РФ, регламентируется соответствующей Межведомственной инструкцией о порядке представление результатов оперативно-разыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, утвержденной приказом МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СРВ, ФСИН, ФСКН и Минобороны России от 17 апреля 2007 г N 368/185/164/481/32/184/97/147, которая дополняет и конкретизирует соответствующие законодательные акты.
Инструкция от 17 апреля 2007 г. содержит систему логически взаимосвязанных предписаний, основанных на положениях Федерального закона "Об ОРД", которые упорядочивают действия и отношения сотрудников оперативных подразделений органов, осуществляющих ОРД, возникающие в связи с представлением результатов ОРД органам расследования. Судебная практика свидетельствует об обязательности изучения и применения положений межведомственного акта, регламентирующего представление результатов ОРД, в процессе правоприменительной деятельности, включая отправление правосудия.
Вместе с тем Инструкция от 17 апреля 2007 г., впрочем, как и ранее действовавшие ведомственные акты , содержит предписания, которые могут восприниматься неоднозначно, ее отдельные положения противоречат законодательным актам, а потому порядок реализации ее норм нуждается в дополнительной конкретизации15.
По мнению специалистов, новая Инструкция стала более последовательной и четкой с позиции юридической техники, при этом с положительной стороны отмечается то, что в ней содержатся формализованные бланки основных документов, необходимых для представления результатов ОРД. Принимая во внимание, что в последнее время органы предварительного расследования все чаще и чаще обращаются к результатам ОРД как к основаниям для возбуждения уголовного дела и в целях использования в доказывании по уголовным делам, порядок представления результатов ОРД следователю приобретает особую актуальность и значимость.
Вместе с тем следует констатировать, что действующая система норм, регулирующих процедурные вопросы использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве, содержит достаточно большое количество пробелов, негативно влияющих на оперативно-розыскную и следственную практику. Анализ уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности правоохранительных органов подтверждает, что в процессе представления результатов ОРД в уголовное судопроизводство возникает целый ряд проблем, обусловленных как недостатками правового регулирования данной процедуры, так и несоблюдением должностными лицами соответствующих положений нормативных актов16.
Вывод. Правовой основой представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд являются Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности, а также Межведомственная инструкция о порядке представление результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд.
§3. Проблемы применения Межведомственной инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд
Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд 2007г. в сравнении с аналогичной ей предыдущей Инструкцией 1998г новая обладает рядом преимуществ и является более совершенной. Однако в настоящее время назрела необходимость внесения в нее изменений и дополнений. Это, прежде всего, связано с изменениями УПК РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», потребностью совершенствования порядка представления результатов ОРД, а именно некоторого его упрощения в отдельных случаях, а также необходимостью устранения недостатков, которые изначально имелись в Инструкции 2007 г.
Одним из таких недостатков является содержание п. 1 Инструкции 2007 г.17, в котором закреплено «указание прокурора о проведении оперативно-разыскных мероприятий» в качестве основания для представления результатов ОРД прокурору.
В связи с изменениями, внесенными в УПК РФ, прокурор утратил право давать указания органу дознания о проведении оперативно-разыскных мероприятии. «Указания прокурора» также исключены из перечня оснований для проведения ОРМ, закрепленного ст. 7 ФЗ «об ОРД»18. Прокурор имеет право знакомиться с результатами ОРД лишь в порядке надзора за законностью ОРД. В соответствии со ст. 21 ФЗ «об ОРД» по его требованию ему представляются оперативно-служебные документы, включающие дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств. Однако порядок представления названных документов иной и регламентируется совместным указанием Указание Генпрокуратуры РФ N 215/69, МВД РФ N 1/7818 от 29.09.2008 "О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Одновременно с исключением прокурора из субъектов, которым могут представляться результаты ОРД, был введен новый субъект -руководитель следственного органа. Значит, «указания прокурора» следует исключить из списка оснований представления результатов ОРД с одновременным включением в него «поручения руководителя следственного органа». В наименовании Инструкции 2007г. слово «прокурору» необходимо заменить словами «руководителю следственного органа»19.
В Инструкции 2007
г. предусмотрена возможность
Информация о работе Использование результатов оперативно-розыскной деятельности