Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 23:06, курс лекций
1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.
Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.
Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. Наряду с этим актами помилования с лиц, отбывших наказание, может быть снята судимость.
С просьбой о помиловании могут обращаться сам осужденный, его адвокат, родственники и иные лица. Однако ходатайство о помиловании должно быть внесено учреждением или органом, исполняющим наказание. Обычно такие ходатайства направляются в отношении лиц, доказавших свое исправление и отбывших не менее половины срока назначенного наказания.
В том случае, если ходатайство удовлетворено, осужденному под расписку объявляется указ Президента России о помиловании. Данное основание освобождения указывается в документах, выдаваемых лицу при освобождении.
Об отклонении ходатайства осужденному также объявляется, в чем он расписывается. Повторные ходатайства о помиловании, как правило, могут подаваться не менее чем через шесть месяцев, а в отношении осужденных за особо тяжкие преступления – по истечении года со дня отклонения предыдущего ходатайства.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО БОЛЕЗНИ ИЛИ ИНВАЛИДНОСТИ
Данный вид освобождения от наказания установлен в ст. 81 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая описывает три случая:
– освобождение от наказания в связи с тяжелым психическим расстройством;
– освобождение от наказания в связи с иной тяжелой болезнью;
– освобождение от наказания военнослужащих в связи с заболеванием, делающим их негодными к военной службе.
С различными основаниями освобождения от наказания закон связывает различные правовые последствия. Объединяет все указанные случаи освобождения от наказания в связи с болезнью то, что такая болезнь наступает у лица после совершения преступления, в том числе и во время отбывания наказания.
Закон предусматривает освобождение от отбывания наказания осужденных, заболевших психическим расстройством или иной тяжкой болезнью.
Тяжелое психическое расстройство или иная тяжелая болезнь препятствуют участию лица, совершившего преступление, в следственных действиях и осуществлению им своего права на защиту либо отбыванию назначенного наказания. Освобождение от наказания лиц, совершивших преступления и заболевших после этого тяжелыми болезнями, включая психические расстройства, представляет собой прежде всего реализацию принципа гуманизма, закрепленного в ст. 7 УК РФ.
Кроме УК РФ, вопросы освобождения от наказания регулируются Уголовно-процессуальным кодексом.
Список болезней утвержден Министерством здравоохранения и Министерством юстиции РФ и имеется во всех колониях и судах. В постановлении Правительства от 6 февраля 2004 г.№ 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» утверждены правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Представление об освобождении от отбывания наказания по болезни вносится в суд начальником органа, исполняющего наказание, на основе заключения врачебной комиссии. В суд направляются представление, заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного. В представлении должны содержаться данные, характеризующие поведение осужденного в период отбывания наказания.
При заболевании психическим расстройством, лишающим осужденного возможности осознавать фактический характер и общественную опасность его действий (бездействия) либо руководить ими, осужденный подлежит освобождению независимо от характера совершенного преступления и поведения во время отбывания наказания и других обстоятельств.
Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера.
При заболевании иной тяжкой болезнью суд учитывает характер болезни, тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, а также другие обстоятельства дела.
На осужденных, в отношении которых отказано в освобождении по болезни, при ухудшении течения болезни материалы повторно направляются в суд независимо от времени отказа.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО ИНЫМ ОСНОВАНИЯМ
Такая норма была давно известна российскому уголовному законодательству, но она всегда регулировала вид освобождения лица от уголовной ответственности. Такой же юридический исход был предусмотрен в первоначальной редакции УК РФ 1996 г. (ст. 77). Однако Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ изменил позицию законодателя, отменил ст. 77 УК РФ и дополнил гл. 12 УК РФ ст. 80.1 (новый вид освобождения от наказания).
Закон предусматривает следующее основание в качестве основания для освобождения от наказания по ст. 80.1 УК РФ: утрату признака общественной опасности лицом, совершившим преступление, или самим совершенным преступлением вследствие изменения обстановки.
Самым характерным основанием этого вида освобождения служит изменение обстановки, в результате которого либо лицо перестает быть общественно опасным, либо совершенное им деяние утрачивает общественно опасный характер. Последний случай встречается редко и связан с такими объективными переменами, которые хотя и не ведут к декриминализации деяния, тем не менее в данном конкретном случае влекут переоценку степени его общественной опасности.
Например, после окончания Великой Отечественной войны такое изменение обстановки имело место при отмене карточек на продукты питания, вследствие чего подделка таких карточек перестала признаваться мошенничеством. В литературе изменение обстановки толкуется как объективное изменение страны в целом и как изменение местного, локального характера, например ликвидация того предприятия, где было совершено злоупотребление служебным положением.
Чаще рассматриваемый вид освобождения от наказания может применяться в тех случаях, когда изменение обстановки касается только лица, совершившего преступление.
Такая возможность открывается в случае крупных перемен в жизни этого лица, например переход на другую работу, призыв на военную службу или увольнение с военной службы.
При наличии всех указанных в законе оснований суд выносит обвинительный приговор, назначает наказание и освобождает виновного от наказания с соответствующим обоснованием.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации допускает возможность освобождения от отбывания наказания и по иным основаниям, предусмотренным законом.
К числу таких оснований относится прежде всего изменение уголовного закона. Согласно ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лиц, отбывающих наказание.
Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.
Освобождение от отбывания наказания ввиду издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства производится судьей по месту исполнения наказания, по заявлению осужденного либо по представлению прокурора либо органа, ведающего исполнением наказания.
Основанием освобождения от отбывания наказания выступает и отсрочка от отбывания наказания осужденным женщинам, имеющим малолетних детей.
ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ ОСУЖДЕННЫМ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ И ЖЕНЩИНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ
Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, отбывающим наказание в исправительной колонии, судом может быть предоставлена отсрочка от отбывания наказания в период беременности и до достижения ребенком возраста 14 лет.
Отсрочка отбывания наказания не применяется к женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности.
В законодательстве не установлен срок, требуемый для предоставления отсрочки отбывания наказания.
Администрация исправительного учреждения самостоятельно решает, когда осужденная женщина, имеющая малолетнего ребенка, может быть представлена к отсрочке от отбывания наказания.
Условием отсрочки является убежденность администрации исправительного учреждения в том, что женщина достигла необходимой степени исправления и может жить в условиях свободы. У осужденной женщины или у родственников должны быть жилье и другие условия, обеспечивающие ее нормальное проживание с ребенком.
Если осужденная женщина будет проживать в семье или с родственниками, то закон требует письменного согласия семьи или родственников принять осужденную с ребенком для самостоятельного проживания.
Администрация исправительного учреждения направляет в суд представление, к которому прилагаются характеристика осужденной, справка о согласии родственников принять ее и ребенка, предоставить им жилье и создать необходимые условия для проживания либо справка о наличии у нее жилья и необходимых условий проживания, медицинское заключение о беременности либо справка о наличии ребенка, а также личное дело осужденной.
Администрация исправительного учреждения, получив определение суда об отсрочке отбывания наказания в отношении осужденной, освобождает ее.
С нее берется подписка о явке в уголовно-исполнительную инспекцию в 3-дневный срок со дня прибытия.
Осужденная следует к месту жительства самостоятельно, за счет государства.
Уголовно-исполнительная инспекция, получив копию определения суда об отсрочке отбывания наказания, ставит осужденную на учет и осуществляет контроль за ее поведением, о чем в 3-дневный срок сообщает в исправительное учреждение по месту освобождения осужденной.
В случае неприбытия осужденной в 2-недель-ный срок уголовно-исполнительная инспекция осуществляет первоначальные розыскные мероприятия и при недостижении результатов объявляет розыск осужденной.
За повторное нарушение общественного порядка или трудовой дисциплины, если в первый раз применялись меры административного или дисциплинарного взыскания, либо при уклонении от воспитания ребенка и ухода за ним уголовно-исполнительная инспекция объявляет осужденной предупреждение.
Если осужденная отказалась от ребенка или продолжает уклоняться от его воспитания, уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление об отмене отсрочки.
Осужденная считается уклоняющейся от воспитания ребенка, если она, официально не отказавшись от ребенка, оставила его в родильном доме или передала в детский дом, в том случае если ведет антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребенка и уходом за ним, либо оставила ребенка родственникам или иным лицам, либо скрылась, либо совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребенка.
42 Подготовка к освобождению из исправительных учреждений. Правовое положение лиц, отбывших наказание.
Подготовка осужденных к освобождению из исправительных учреждений преследует цель – устранить основные негативные последствия, которые могут помешать становлению освобожденного на путь честной трудовой жизни. Общие требования работы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства освобожденных из ИУ определены в уголовно-исполнительном законодательстве. УИК РФ содержит нормы, обязывающие администрацию ИУ за шесть месяцев до освобождения в необходимых случаях выяснять возможность трудоустройства осужденного и заблаговременно принимать меры к устройству их на работу (ст. 180 УИК РФ). При этом администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
С осужденными проводится воспитательная
работа в целях подготовки его к освобождению,
осужденному разъясняются его права и
обязанности.
В ходе бесед с осужденными разъясняется
законодательство о порядке оказания
им содействия в трудовом и бытовом обеспечении
со стороны органов местной администрации
районов и городов. Осужденному даются
рекомендации в выборе места жительства
с учетом имеющихся социально-полезных
связей.
Непосредственный этап подготовки к освобождению
начинается с того, что от осужденного
на имя начальника учреждения отбирается
заявление установленной формы, на основании
которого в место избранного жительства
направляется письмо (в местную администрацию,
наблюдательную комиссию или комиссию
по делам несовершеннолетних) с просьбой
решить вопрос о представлении освобождаемому
из ИУ в необходимых случаях жилья и работы
с учетом имеющейся у него специальности.
Имеются особенности в подготовке к освобождению
отдельных категорий осужденных – инвалидов
и престарелых, несовершеннолетних (ст.
180 УИК РФ). Инвалиды 1 и 2 групп и престарелые
лица по их просьбе подлежат помещению
в дома инвалидов и престарелых, а несовершеннолетние
в школы-интернаты.
Порядок освобождения осужденных из ИУ
и оказания им материальной помощи регулируется
ст. 173 УИК РФ и ведомственными нормативными
актами. Осужденному выдается обходной
лист, на основании которого с ним производится
полный расчет. В день освобождения начальник
ИУ (или лицо его замещающее) проводит
беседу с освобождающимся о необходимости
в дальнейшем соблюдать законы, правила
общежития, вручает справку об освобождении.
В зависимости от оснований освобождения
такие справки установлены трех форм.
Справка формы “А” выдается осужденным,
которые освобождаются в связи с прекращением
дела производством, формы “Б” – всем
остальным освобождающимся.
Получив справку об освобождении, осужденный
прибывает на КПП, где ему выдаются личные
вещи, ценности, деньги, а также ответ администрации
предприятия о согласии принять его на
работу, после чего он покидает территорию
ИУ.
Уголовно-исполнительное законодательство
(ст. 181 УИК РФ) определяет, что освобождение
от наказания обеспечивается бесплатным
проездом к месту жительства или работы,
продуктами питания или деньгами на путь
следования.
Инвалиды 1 и 2 групп и лица престарелого
возраста, по их просьбе, подлежат помещению
в дома престарелых и инвалидов через
местные органы социального обеспечения.
При отсутствии у осужденных необходимой
по сезону одежды, обуви и средств на их
приобретение они обеспечиваются одеждой
и обувью за счет государства. Им может
быть выдано единовременное денежное
пособие в размере, устанавливаемом Правительством
РФ.
Соблюдение порядка освобождения осужденных
из ИУ является гарантией повышения эффективности
их деятельности, обеспечения законности,
способствует закреплению результатов
исправления и, в конечном итоге, ведет
к сокращению рецидивной преступности
среди лиц, отбывавших наказание в виде
лишения свободы.
Правовое положение лиц, отбывших лишение
свободы. Лица, отбывшие наказание, несут
обязанности и пользуются правами, которые
установлены для граждан Российской Федерации,
с ограничениями, предусмотренными Федеральным
законом для лиц, имеющих судимость. Это
понятие правового положения данной категории
лиц впервые закреплено в законодательстве
(ст. 179 УИК РФ). Таким образом, судимость
является основанием для постпенитенциарных
отношений в рамках уголовной ответственности.
В числе ограничений, предусмотренных
законодательством, УИК РФ допускает возможность
установления контроля, за лицами, освобожденными
от отбывания наказания (ст. 183 УИК РФ).
Уголовное законодательство (ст. 79 УК РФ)
предусматривает контроль за поведением
лиц, освобожденных условно – досрочно.
Он осуществляется уполномоченными на
то специализированным государственным
органом, а в отношении военнослужащих
– командованием воинских частей и учреждений.
Суд, применяя условно-досрочное освобождение,
может возложить на освобождаемое лицо
соблюдение определенных обязанностей:
не менять постоянного места жительства,
работы, учебы без уведомления специализированного
государственного органа, осуществляющего
контроль за его поведением, не посещать
определенные места, осуществлять материальную
поддержку семьи (ч. 5 ст. 73 УК РФ).
Уголовно-исполнительное законодательство
не исключает возможность установления
и иных форм контроля за лицами, освобожденными
от отбывания наказания (ст. 183 УИК РФ).