Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 23:06, курс лекций
1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.
Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.
43. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Смертная казнь – исключительная мера наказания, предусмотренная Уголовным кодексом.
В соответствии со ст. 20 Конституции РФ она может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.
В Уголовном кодексе данная мера включена в санкции пяти преступлений: убийство (ст. 105 УК РФ); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ); геноцид (ст. 357 УК РФ).
После вступления в Совет Европы Российская Федерация подписала Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Однако этот Протокол вступает в силу после его ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации и подписания Президентом России. Пока данный Протокол не ратифицирован.
2 февраля 1999 г. вопрос о возможности применения смертной казни в России рассмотрел Конституционный Суд Российской Федерации.
Он признал, что поскольку лицо, которому инкриминируется обвинение по статье, предусматривающей в санкции смертную казнь, имеет право в соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации на рассмотрение его дела судом присяжных заседателей, а такие суды созданы не во всех субъектах Федерации, граждане, судимые в разных регионах, ставятся в неравное положение.
Поэтому Конституционный Суд признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом Российской Федерации.
Смертная казнь не назначается женщинам, несовершеннолетним и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.
Закон не регламентирует сроков, в течение которых приговор должен быть исполнен. С момента его вступления в силу и до приведения в исполнение проходит нередко достаточно большой срок, в ряде случаев исчисляемый годами.
После вынесения приговора осужденные к смертной казни переодеваются в одежду специального образца. Осужденный может направить Президенту РФ ходатайство о помиловании. Ходатайство о помиловании подается через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
При этом исполнение наказания приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.
При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрацией исправительного учреждения составляется соответствующий акт с участием прокурора.
Однако рассмотрение вопроса о применении помилования к лицам, осужденным к смертной казни, является обязательным вне зависимости от наличия или отсутствия его ходатайства. Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, обязана сообщить в Аппарат Президента о новых обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения вопроса о помиловании: тяжелая болезнь осужденного, совершение нового преступления.
Приговор приводится в исполнение только после получения администрацией учреждения, где содержится осужденный, заключения Председателя Верховного Суда РФ и Генерального прокурора РФ об отсутствии оснований для принесения протеста на приговор суда в порядке надзора и указа Президента РФ об отказе в помиловании.
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Впервые в ст. 20 Конституции РФ закреплено право граждан на жизнь и сказано, что к смертной казни виновные могут быть приговорены лишь за особо тяжкие преступления против жизни.
Такая формула закона свидетельствует, что речь идет не только об убийстве, предусмотренном ч. 2 ст. 105 УК РФ, но и о других преступлениях, одним из объектов которых является жизнь человека.
В УК РФ данная мера включена в санкции еще четырех преступлений, помещенных законодателем в разные главы: посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), геноцид (ст. 357). При этом во всех случаях в санкциях в качестве альтернативы предусмотрено пожизненное лишение свободы и лишение свободы на определенный срок (до 20 лет).
В связи с этим возникает вопрос, означает ли это, что в момент вступления в Совет Европы в нашей стране автоматически приостанавливается исполнение смертных приговоров.
Естественно, что, вступая в существующую организацию, Россия как новый член должна признавать ее основополагающие принципы.
Вместе с тем возникает вопрос – могут ли быть у вступающего в Совет Европы нового члена какие-то расхождения с другими его членами или все члены Совета Европы должны иметь абсолютно одинаковые подходы к решению всех вопросов.
В Европейской конвенции о защите прав человека, в отличие от Протокола № 6, говорится: «Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание» (п. 1 ст. 2). Значит, сама Конвенция, в отличие от Протокола № 6, в принципе не исключает сохранения смертной казни в каком-либо государстве Европы.
Уголовно-исполнительный кодекс предоставляет осужденному к смертной казни целый ряд прав. Эти права должны быть ему разъяснены.
Осужденный как до, так и после вступления приговора в законную силу вправе оформить необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения. Это может касаться оформления завещания, договора дарения, купли-продажи, регистрации брака, признания себя отцом ребенка, в том числе и неродившегося.
Он может выдать доверенность на ведение каких-либо своих дел.
Для получения юридической помощи осужденный вправе иметь встречи с защитником, т. е. с адвокатом или иным лицом, имеющим право оказывать юридическую помощь, без ограничения количества и продолжительности.
Осужденные к смертной казни имеют право отправлять и получать письма без ограничения. Отправляемые и получаемые письма подвергаются цензуре.
Осужденным разрешается пользоваться газетами и книгами из библиотеки мест лишения свободы.
Они могут через сотрудников администрации приобретать продукты питания в магазине места лишения свободы в размере до 20 % минимального размера оплаты труда. До вступления приговора в законную силу родственники могут покупать для них в этом же магазине передачи, которые им вручаются администрацией.
После вступления приговора в законную силу осужденные могут получать по одной посылке или передаче и по одной бандероли в течение года.
ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Смертная казнь – это наиболее суровая мера наказания, известная законодательству
Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела.
Расстрел осуществляется в определенных, так называемых «расстрельных», следственных изоляторах и тюрьмах.
Осужденный к смертной казни имеет право на обжалование приговора.
Но даже при отсутствии жалобы правильность осуждения проверяется в порядке надзора Верховным Судом РФ и Генеральной прокуратурой, которые дают свои заключения о правильности применения смертной казни.
Подача осужденным жалобы, в том числе и в порядке надзора, приостанавливает исполнение приговора до получения ответа от соответствующей инстанции.
После вступления приговора в законную силу осужденный может направить Президенту рФ ходатайство о помиловании.
Если он отказывается просить о помиловании, об этом составляется соответствующий акт с участием прокурора.
Но и в случае написания ходатайства, и при отказе осужденного вопрос о помиловании все равно рассматривается Президентом РФ.
После отклонения всех жалоб и ходатайства о помиловании либо при отказе Президента помиловать осужденного приговор подлежит исполнению.
Администрация учреждения, в котором содержится осужденный, обязана немедленно сообщить органам, где находится на рассмотрении ходатайство о помиловании, о новых обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения такого ходатайства, – смерть или тяжкая болезнь осужденного, совершение им нового преступления, изменение или отмена приговора суда.
Осужденных к смертной казни должен периодически посещать прокурор.
Среди тех прав, которые предоставлены осужденному (и которые ему должны быть разъяснены), нужно назвать возможность оформления необходимых гражданско-правовых и брачно-семейных отношений. Это может касаться написания завещания, регистрации брака, признания себя отцом ребенка.
Для получения юридической помощи осужденный вправе иметь свидания с адвокатом без ограничения количества и продолжительности; при желании обоих этих лиц – наедине. Закон не регламентирует сроков, в течение которых приговор должен быть исполнен.
Приведение приговора в исполнение поручается конкретному сотруднику следственного изолятора или контролеру, имеющему хорошие навыки в стрельбе и устойчивую психику.
Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производится отдельно в отношении каждого из них и в отсутствие остальных.
Перед исполнением приговора еще раз проверяются личность осужденного и отсутствие у него психического заболевания.
Если у осужденного установлено психическое расстройство, то исполнение приговора приостанавливается, о чем направляется сообщение в суд, постановивший приговор.
При исполнении приговора обязательно присутствуют прокурор, начальник учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач, который констатирует смерть.
Об исполнении приговора составляется протокол, подписанный всеми указанными лицами.
Администрация учреждения, исполнившая приговор, извещает об этом суд, его постановивший, а также одного из близких родственников осужденного.
Тело для захоронения не выдается и о месте его захоронения не сообщается.
44. КОНТРОЛЬ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Контроль играет важную роль в закреплении результатов исправления и предупреждении рецидива со стороны лиц, отбывших уголовные наказания.
Действующее уголовно-исполнительное законодательство предусматривает четыре организационно-правовые формы контроля.
В отношении военнослужащих контроль осуществляется командованием воинских частей и учреждений. В ходе этого контроля проверяется, как условно-досрочно освобожденный выполняет обязанности, возложенные на него судом, – не менять место жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и др.
За лицами, судимыми за тяжкие преступления или судимыми два или более раза за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшимися из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленное преступление в течение неотбытой части наказания, устанавливается административный надзор. Он устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
При необходимости он может быть каждый раз продлен еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, установленных для погашения или снятия судимости.
К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, могут применяться ограничения в виде запрещения ухода из дома (квартиры) в определенное время, запрещения пребыва– ния в определенных пунктах района, города, запрещения или ограничения времени выезда по личным делам за пределы района, города. Конкретные ограничения применительно к каждому лицу устанавливаются начальником органа внутренних дел в полном объеме либо частично в зависимости от поведения поднадзорного, его семейного положения, места и графика работы и других обстоятельств. Ограничения могут изменяться органом внутренних дел (в сторону смягчения или усиления) в зависимости от поведения поднадзорного, с учетом его личности, изменения характера или графика работы.
Контроль за поведением условно осужденных в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, а в отношении военнослужащих – командованием их воинских частей.
К осуществлению контроля могут привлекаться работники других служб органов внутренних дел и юстиции.
Уголовно-исполнительной инспекцией осуществляется персональный учет условно осужденных и контролируется исполнение ими возложенных на них судом обязанностей.
Условно осужденный обязан отчитываться перед уголовно-исполнительной инспекцией и командованием воинских частей о своем поведении, исполнять возложенные на него судом обязанности, являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию.
При неявке без уважительных причин условно осужденный может быть подвергнут приводу.
В случае уклонения условно осужденного от проверки уголовно-исполнительная инспекция проводит первоначальные мероприятия по установлению его места нахождения и причин уклонения.
Суд, назначая условное осуждение, может возложить на условно осужденного исполнение определенных обязанностей в соответствии с законодательством.
45 Характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим
В соответствии с уголовным законодательством военнослужащим за совершение преступлений могут назначаться все виды уголовных наказаний, перечисленные в статье 44 УК РФ, за исключением исправительных работ. Вместо исправительных работ, согласно части 1 статьи 51 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначается ограничение по военной службе.
Закон также исключает назначение обязательных работ и ограничение свободы военнослужащим, проходящим службу по призыву.
Назначение военнослужащим отдельных наказаний влечет прекращение статуса военнослужащего и исключает сочетание военных и уголовно-исполнительных отношений. Это такие наказания, как ограничение свободы (может быть назначено военнослужащим, проходящим службу по контракту), лишение свободы и смертная казнь. Аналогичные последствия может повлечь назначение такого дополнительного наказания, как лишение осужденного военнослужащего воинского звания.
Назначение иных уголовных наказаний не влечет безусловного увольнения осужденного военнослужащего с военной службы. Военнослужащий проходит военную службу в соответствии с военным законодательством и отбывает уголовное наказание в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства.
С принятием Уголовно-исполнительного кодекса РФ правовое регулирование исполнения уголовных наказаний осужденными военнослужащими претерпело существенные изменения.
Во-первых, законодатель изменил подход к регулированию порядка и условий исполнения (отбывания) воинских наказаний. Если ранее они регламентировались отдельным нормативным правовым актом - Положением о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР (1983 г.), то теперь порядок и условия исполнения (отбывания) наказания осужденными военнослужащими урегулированы в едином федеральном законодательном акте — Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.