Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 23:06, курс лекций
1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Политика – это надстроечная категория, содержание которой обусловлено экономическим базисом. Место, которое занимает политика, определяет ее отношение к остальным элементам надстройки, в частности к праву.
Право – это средство выражения и закрепления политики. Политика и право диалектически связаны, поэтому право тоже оказывает влияние на политику, которое выражается посредством реализации норм, закрепляющих принципы политики.
Осужденные к ограничению свободы, аресту и лишению свободы на определенный срок освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или в праздничный день, осужденный освобождается в предвыходной или в предпраздничный день.
При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа – в последний день этого месяца.
При освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи и ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги, документы о его трудовой деятельности и справка об освобождении. Последняя бывает трех видов: форма «А» выдается осужденным, которые освобождаются в связи с прекращением производства. Форма «Б» выдается осужденным, имеющим исполнительные листы; форма «В» – всем остальным освобождающимся.
Паспорт, трудовая книжка и пенсионное удостоверение выдаются осужденному на руки.
Досрочное освобождение от отбывания наказания производится в день поступления соответствующих документов, а если документы получены после окончания рабочего дня – утром следующего дня.
Осужденному, освобождаемому от отбывания наказания вследствие отмены приговора, начальником учреждения от имени государства приносится официальное извинение, ему разъясняются права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав.
Осужденные военнослужащие освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким. Такая же замена может быть сделана в случае увольнения осужденных с военной службы по предусмотренным в законе основаниям.
Таким образом, освобождение от отбывания наказания в некоторых случаях является обоснованным и соответствует целям и задачам уголовно-исполнительного права.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ПРИ ОТМЕНЕ ПРИГОВОРА СУДА С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Правовое основание и порядок освобождения при отмене приговора суда с прекращением дела предусмотрено в ряде нормативных актов, к таким нормативным актам относятся Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и соответственно ряд подзаконных нормативных актов: положение Министерства здравоохранения, постановление Верховного Суда.
На практике, хотя и редко, встречаются случаи необоснованного осуждения граждан за совершение преступлений, когда невиновность лица устанавливается в период отбывания им уголовного наказания, назначенного приговором суда.
Поэтому законом предусмотрена в качестве одного из оснований освобождения от наказания отмена приговора суда с прекращением производства по делу. Освобождение от наказания по этому основанию означает реабилитацию лица как осужденного необоснованно. Оно производится органом, исполняющим наказание, после получения копии определения суда, вынесшего такое решение.
Данное определение (постановление) приобщается к личному делу осужденного. Лицо, которое привлекалось к уголовной ответственности, подлежит немедленному освобождению с восстановлением во всех правах.
Моральный и материальный ущерб, причиненный лицу, необоснованно осужденному и отбывшему часть срока назначенного наказания, вряд ли может быть компенсирован полностью.
Тем не менее государство предпринимает для этого все возможное.
При освобождении должен быть возмещен ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в частности:
– необоснованно осужденный должен быть восстановлен в прежних правах, например в прежней должности, в специальном, воинском или почетном звании, в классном чине, в правах на утраченную жилплощадь, на возвращение государственных наград;
– ему должна быть выплачена материальная компенсация причиненного необоснованным осуждением вреда, например возмещение утраченного заработка, пенсии и пособия, взысканных во исполнение приговора суда денежных сумм, конфискованного имущества. При освобождении от наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела в целях восстановления репутации лица не только письменно указывается основание его освобождения, но и приносится официальное извинение от имени государства.
От освобождения по данному реабилитирующему основанию следует отличать освобождение от отбывания наказания в случаях пересмотра дела и сокращения вышестоящим судом (областным, краевым, Верховным судом республики в составе РФ, Верховным Судом РФ) срока наказания, первоначально определенного приговором нижестоящего суда.
В этом случае освобождение производится в общем порядке по истечении срока наказания, установленного судом, последним вынесшим решение по делу. Если при этом фактически отбытый срок наказания превышает назначенный после изменения приговора, освобожденный имеет право на частичную компенсацию ущерба.
Например, ему возвращаются суммы необоснованных удержаний из заработной платы при отбывании исправительных работ.
Таким образом, освобождение от уголовной ответственности достаточно часто применяется на практике.
УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
Освободиться из мест лишения свободы раньше назначенного по приговору суда срока наказания, осужденному закон дает следующие возможности: помилование; амнистия; условно-досрочное освобождение; освобождение по состоянию здоровья.
Положения закона являются обязательными для исполнения всеми органами власти и учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Ходатайствовать об условно-досрочном освобождении имеют право: сам осужденный; его адвокат или законный представитель (для несовершеннолетних осужденных законным представителем может быть кто-либо из родителей либо опекун).
Родственники совершеннолетнего осужденного не имеют права обращаться с ходатайством об УДО. Однако, они могут оказать иную поддержку сидельцу, о которой будет рассказано ниже.
Ходатайство об условно-досрочном освобождении направляется в суд по месту отбывания наказания. Решение о применении УДО принимает рассматривающий ходатайство судья единолично.
Однако, при подготовке процедуры УДО необходимо учитывать конкретные особенности того учреждения, в котором отбывает наказание осужденный. Решение об УДО выносит суд по месту отбывания наказания и главным документом, который влияет на решение судьи, является характеристика осужденного из исправительного учреждения.
Если осужденный имеет непогашенные взыскания, то шансов условно освободиться у него нет. Взыскания должны быть сняты.
Родственники могут оказать поддержку осужденному, если соберут справки, которые могут быть учтены при рассмотрении ходатайства, а именно: сложное материальное положение семьи; наличие у осужденного малолетних детей, находящихся у него на иждивении; справка от какой-либо организации, готовой принять осужденного на работу после освобождения (таковая справка не является обязательной, однако, если администрация рекомендует ее предоставить, лучше постараться это требование выполнить, тем более, что никаких обязательств на потенциального работодателя она не накладывает); состояние здоровья родителей или иных близких родственников, которые нуждаются в его моральной и материальной поддержке; состояние здоровья самого осужденного.
В случае, если срок наказания невелик либо если осужденный по той или иной причине переводился из одного учреждения УИС в другое, необходимо знать, что новые положения закона требуют лишь отбыть ту часть наказания, которая дает осужденному право на УДО.
Кроме того, согласно новому закону, по отбытии той части срока, которая дает осужденному право на УДО, администрация учреждения обязана инициировать данную процедуру по собственной инициативе.
Начальник исправительного учреждения, как только в отношении лица, отбывающего наказание, появляется возможность применения УДО, обязан изучить его личное дело и собрать комиссию по УДО. Комиссия состоит только из сотрудников исправительного учреждения и является исключительно консультативным (для решения суда) органом.
Комиссия составляет и направляет в суд представление на УДО. Начальник исправительного учреждения обладает значительными полномочиями. Так, он может направить в суд такое представление, в котором рекомендации об условно-досрочном освобождении осужденного отсутствуют.
Судья может либо отказать в УДО, либо освободить лицо, отбывающее наказание, как с наложением на него определенных законом обязанностей, так и без наложения подобных обязанностей.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С ЗАМЕНОЙ НЕОТБЫТОЙ ЧАСТИ НАКАЗАНИЯ БОЛЕЕ ГУМАННЫМ
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания заключается в освобождении осужденного от наказания, назначенного судом, с одновременным назначением вместо неотбытой части другого, более мягкого наказания.
Одновременно лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
Рассматриваемый институт применим только к лицам, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести.
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания применяется с учетом поведения лица в период отбывания наказания.
Это означает, что данный институт может применяться только к положительно характеризующимся осужденным. Формальное основание связывается с отбытием не менее чем 1/3 назначенного наказания.
Закон гласит, что при замене суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК РФ.
Более мягкими, чем лишение свободы на определенный срок, являются все наказания, кроме пожизненного лишения свободы и смертной казни. Эту норму, однако, не следует понимать буквально.
Прежде всего новое наказание, назначенное вместо лишения свободы, может быть только основным. Дополнительное наказание вместо основного назначаться не может. Вместо лишения свободы не может быть назначен штраф.
Заменяющим наказанием не может быть и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, так как оно назначается в специфических случаях.
Когда с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, освобождаемые не могут быть назначены на определенные должности, так же и в случае воинских наказаний – после применения ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части после освобождения из мест лишения свободы лицо не может быть военнослужащим.
Исходя из того, что применение рассматриваемого института не должно ни в коей мере ухудшать положение освобождаемого, невозможно назначение в качестве заменяющего такого наказания, как арест, ибо условия его отбывания являются значительно более строгими, чем в исправительных колониях.
В связи со сказанным следует признать, что при замене наказания более мягким взамен лишения свободы могут быть назначены обязательные работы, исправительные работы и ограничение свободы.
Срок заменяющего наказания не может быть больше неотбытого срока лишения свободы.
Порядок представления осужденного к освобождению с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания аналогичен порядку представления к условно-досрочному освобождению от наказания.
Таким образом, после получения исправительным учреждением определения суда о замене неотбытой части наказания более мягким лицо освобождается из исправительного учреждения в том же порядке, что и при условно-досрочном освобождении.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ПО АКТУ АМНИСТИИ ИЛИ ПОМИЛОВАНИЯ
Освобождение осужденных по акту амнистии или помилования закрепляется рядом нормативных актов и проводится в особом порядке, предусмотренном Конституцией Российской Федерации 1993 г.
Помилование осуществляется по представлению комиссий по помилованию, созданных в каждом субъекте Федерации Президентом РФ.
В указе Президента называется конкретное лицо, на которое этот акт распространяется.
Амнистия – это нормативный акт органа высшей власти – Государственной Думы – о единовременном освобождении от уголовного наказания определенной категории осужденных.
Акт амнистии обычно издается в связи со знаменательными датами или знаменательными для государства событиями.
В постановлении об амнистии устанавливаются категории лиц, к которым она применяется, и указывается, какие виды смягчения участи осужденных или обвиняемых касаются тех или иных категорий.
Полное освобождение от наказания применяется чаще всего к лицам, совершившим менее опасные преступления и имеющим заслуги перед государством (участники войны, лица, награжденные орденами), либо к инвалидам I и II группы, женщинам, имеющим малолетних детей. Другим осужденным в большей или меньшей мере сокращается срок наказания.
В каждой амнистии содержится перечень категорий осужденных, на которых она не распространяется. Обычно это лица, судимые неоднократно, совершившие наиболее опасные преступления, те, кто уже освобождался по амнистии, но после этого вновь совершил преступление, а также злостные нарушители режима отбывания наказания.
Конкретным основанием освобождения по акту амнистии является персональное постановление администрации органа, исполняющего наказание, утвержденное Управлением исполнения наказаний и санкционированное соответствующим прокурором, или персональное постановление специально создаваемой комиссии, в состав которой включаются представители суда, прокуратуры, юстиции.
Помилование осуществляется по представлению комиссий по помилованию, созданных в каждом субъекте Федерации Президентом РФ. В его указе называется конкретное лицо, на которое этот акт распространяется.