Обеспечение прав и свобод граждан при решении вопроса о возбуждении уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Деятельность по обеспечению прав лиц, участвующих в стадии возбуждения уголовного дела, осуществляемая следователем, дознавателем, проявляется в следующих их действиях: соблюдении установленных законом сроков принятия решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении; разъяснении участникам их прав и обязанностей; сообщении о принятом решении; ознакомление с материалами проверки; разъяснении права обжаловать принятое решение и порядка обжалования; рассмотрении заявленных ходатайств.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………….1-3
Глава 1. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела…………………….4-8
Глава 2. Поводы и основания для возбуждению уголовного дела .....................................9-18
2.1. Поводы для возбуждения уголовного дела……………………………………... 9-18
2.2. Основания для возбуждения уголовного дела…………………………………..19-23
Глава 3. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях……………………………………………………………………..24-33
3.1. Возбуждение уголовного дела……………………………………………………24-33
3.2. Отказ в возбуждении уголовного дела…………………………………………...33-38
3.3. Направление сообщения о преступлении по подследственности или подсудности…………………………………………………………………………………39-40
Глава 4. Гарантии обеспечения прав и свобод граждан при решении вопроса о
возбуждении уголовного дела……………………………………………………..41-45
Глава 5. Судебный контроль за законностью решений, действий (бездействия) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора в процессе досудебного производства………………………………………………………………….46-50
Заключение…………………………………………………………………………………..51-54
Список используемой литературы…………………………………………………………55-56

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по уголовному процессу.docx

— 108.11 Кб (Скачать файл)

Указанные примеры свидетельствуют о небрежности и недобросовестности должностных лиц, осуществлявших свои полномочия по расследованию данного уголовного дела; судей, принимавших решения на досудебной стадии уголовного судопроизводства, а также судьи, вынесшего приговор, что является недопустимым, поскольку нарушает права лиц, осужденных по настоящему делу, а действия судей, кроме того, умаляют не только авторитет судьи при осуществлении правосудия, но и авторитет судебной власти в целом.

В связи с этим важно отметить, что постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о принятии уголовного дела к своему производству, проведении предварительного расследования следственной группой должны отвечать самым высоким стандартам как по юридической форме, так и по своему содержанию.

По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке ст. 125 УПК РФ жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа и следователя, связанное с приемом, регистрацией, проверкой и разрешением сообщения о преступлении, следует обеспечивать обязательное участие в судебном заседании прокурора, непосредственно осуществляющего надзор на данном направлении за деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Метод прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела должен быть сплошной, т.е. всесторонний и полный: прокуроры не вправе ограничиваться проверкой одних только итоговых документов, в каждом конкретном случае они обязаны изучить все документы, содержащиеся в материале проверки, отказном материале. Особое внимание прокуроры должны уделять фактам изменения заявителями, иными лицами своих первоначальных заявлений, объяснений. Генеральный прокурор РФ предписывает в каждом таком случае проверять, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 51 Закона о прокуратуре, с 1 января 2012 г. на органы прокуратуры возложена обязанность по разработке системы и методики единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также установлению единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. В связи с этим в структуре Генеральной прокуратуры Российской Федерации создано управление правовой статистики.

Доступ к правосудию в России бывает ограничен уже в стадии возбуждения уголовного дела, что существенно снижает уровень репутации правоохранительных органов и в первую очередь полиции. В связи с этим необходимо рассматривать повышение доступа граждан к правосудию в стадии возбуждения уголовного дела как последовательный процесс, который необходимо рассматривать на основе отечественного и зарубежного опыта35. 

Таким образом, важно, чтобы  прокуроры систематически анализировали состояние законности в органах дознания и предварительного следствия, причины и условия, способствовавшие нарушениям закона, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение в установленные сроки законных требований прокурора.

Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагает свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

Иногда на практике возникает вопрос: можно ли принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела за примирением сторон или в связи с деятельным раскаянием?

Ответ на этот вопрос содержится в УПК РФ, который предусматривает по этим основаниям только прекращение уголовного дела. Законодатель предусмотрительно не включил их в перечень оснований для отказа в возбуждении уголовного дела, поскольку в рассматриваемых случаях необходима проверка следственным путем (допросы, судебные экспертизы и т.п.) всех обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного итогового процессуального решения.

Стадия возбуждения уголовного дела имеет важное конституционно-правовое значение. Это обусловлено тем обстоятельством, что ст. 52 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность государства обеспечить потерпевшему от преступления доступ к правосудию. В связи с этим именно стадия возбуждения уголовного дела и установленный процессуальный порядок данной стадии являются для потерпевшего единственной и необходимой процедурой, обеспечивающей доступ к правосудию. Несвоевременное возбуждение дела, длительные сроки принятия решений о возбуждении уголовного дела приводят к невосполнимой утрате доказательственной базы, и у потерпевшего остается значительно меньше возможностей для того, чтобы  добиться защиты своих прав. Поэтому своевременное возбуждение дела необходимо потерпевшим, чтобы получить возможность защитить свои права и интересы в суде.

Еще более серьезным нарушением является отказ в возбуждении уголовного дела только потому, что в данной стадии следователю или дознавателю не удается установить фактические обстоятельства дела и причастных лиц с достаточной полнотой и «судебная перспектива» такого дела для них не ясна.

Как свидетельствует правоприменительная практика, следователи, нередко боясь прекращения дела, при наличии сомнений предпочитают необоснованно отказать в его возбуждении. Многие из таких постановлений в последующем отменяются как незаконные и необоснованные, но дополнительная проверка, как правило, уже не позволяет восполнить то, что было упущено в первые дни процесса.

Своевременное возбуждение уголовного дела в не меньшей мере необходимо и следователю, дознавателю. Это решение дает им процессуальную возможность приступить к выполнению следственных действий, необходимых для своевременного, всестороннего, полного и объективного установления всех юридически значимых фактических обстоятельств дела, и обеспечивает возможность в последующем законно и обоснованно разрешить дело по существу.

В заключение важно отметить, что прокурорский надзор на стадии возбуждения уголовного дела является средством, обеспечивающим назначение уголовного судопроизводства.

При этом реализация прокурором права на отмену незаконного и необоснованного решения о возбуждении уголовного дела позволяет добиваться того, чтобы не допустить незаконного уголовного преследования невиновных лиц.

 

Заключение

 

Законодатель в Уголовно-процессуальном кодексе РФ определил первостепенность защиты прав и интересов личности. Обеспечение прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве достигается системой гарантий, в том числе юридическими (правовыми), элементом которых являются уголовно-процессуальные гарантии прав и законных интересов личности. Уголовно-процессуальными гарантиями прав и законных интересов личности являются многочисленные и многообразные по своему конкретному содержанию средства, предусмотренные нормами уголовно-процессуального права, служащие обеспечению возможности осуществления, защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в уголовном процессе. УПК РФ установил в качестве приоритетных задач в деятельности органа дознания, следователя, прокурора и суда защиту прав и интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Таким образом, законодатель определил первостепенность защиты прав и интересов личности.

Между тем ст. 11 УПК РФ «Охрана прав и свобода человека и гражданина в уголовном судопроизводстве» определяет: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».

   Несмотря на кратковременный характер, стадия возбуждения уголовного дела является важным этапом в уголовно-процессуальной деятельности. В данной стадии начинается вовлечение граждан в орбиту уголовно-процессуальной деятельности в качестве различных участников процесса. Обеспечение их прав вследствие дефицита сведений об обстоятельствах совершения преступления обладает существенной спецификой. Законные и обоснованные решения в стадии возбуждения уголовного дела способствуют эффективному выполнению задач уголовного судопроизводства, помогают раскрытию преступлений, установлению лиц, их совершивших, обеспечению прав и законных интересов граждан. Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела является существенной гарантией от необоснованного вовлечения личности в уголовное судопроизводство.

   Круг лиц, участвующих в стадии возбуждения уголовного дела, разнообразен. Однако далеко не одинаково влияние каждого из них на ход и результаты процесса. С учетом особенностей процессуального положения, характера их деятельности, к лицам, участвующим в стадии возбуждения уголовного дела, можно отнести:

1) лиц, лично заинтересованных в  принятии определенных решений  по итогам проверки сообщения  о преступлении (заявитель - лицо, подавшее  заявление о преступлении в  устном или письменном виде, и  лицо, явившееся с повинной; лицо, в отношении которого решается  вопрос о возбуждении (об отказе  в возбуждении) уголовного дела)

2) лиц, лично не заинтересованных  в принятии решений по итогам  проверки сообщений о преступлении, т.е. лиц, которым могут быть известны  какие-либо обстоятельства, подлежащие  выяснению; а также переводчика, понятого, специалиста, представителя, педагога (психолога).

К лицам, чьи права в стадии возбуждения уголовного дела не определены законодателем, следует в первую очередь отнести заявителя. Представляется, заявитель имеет полное право на самостоятельный процессуальный статус как один из участников уголовного судопроизводства. В главу 8 УПК РФ «Иные участники уголовного судопроизводства» (так как заявителя нельзя отнести ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты) следует включить статью, определяющую статус заявителя как участника уголовного судопроизводства, в которой определить такие его (заявителя) права, как право знать о принятом решении, знакомиться с материалами предварительной проверки, заявлять ходатайства, обжаловать решения, принимаемые по заявлению или сообщению о преступлении в установленном законом порядке, право на возмещение расходов в связи с участием в уголовно-процессуальной деятельности; а также обязанность - являться по вызову органа предварительного следствия, прокурора и суда. В статье 5 УПК РФ необходимо определить, что заявитель - это физическое или юридическое лицо, обратившееся с заявлением о преступлении в соответствующие компетентные органы.

Уголовно-процессуальное законодательство должно учитывать, в частности, и приоритет обеспечения прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.

В этих целях, необходимо:

1) решить вопрос о предоставлении  потерпевшему права иметь представителя  для защиты с момента поступления  к следователю сообщения о  преступлении, так как оказание  квалифицированной юридической  помощи потерпевшим существенно  сократит количество необоснованных  отказов в возбуждении уголовных  дел и положительно повлияет  на раскрываемость преступлений; закрепить в Уголовно-процессуальном  кодексе РФ обеспечение конституционного  права каждого на получение  квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве в качестве самостоятельного принципа;

2) обязанность следователь, дознавателя  уведомлять об отказе в возбуждении  уголовного дела не только  заявителя, но и лицо, пострадавшее  от преступления;

3) предоставить право лично или  с помощью представителя знакомиться  с материалами, на основании которых  следователь, дознаватель принял  решение об отказе в возбуждении  уголовного дела.

Деятельность по обеспечению прав лиц, участвующих в стадии возбуждения уголовного дела, осуществляемая следователем, дознавателем, проявляется в следующих их действиях: соблюдении установленных законом сроков принятия решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении; разъяснении участникам их прав и обязанностей; сообщении о принятом решении; ознакомление с материалами проверки; разъяснении права обжаловать принятое решение и порядка обжалования; рассмотрении заявленных ходатайств.

Деятельность начальника органа дознания по обеспечению прав лиц, участвующих в стадии возбуждения уголовного дела, включает в себя действия:

- поручение дознавателю производства  проверки сообщений о преступлениях  нескольким сотрудникам;

- дача обязательных для дознавателя  указаний;

- продление срока проверки дознавателем  сообщения о преступлении;

- непосредственное участие в  производстве отдельных проверочных  действий;

- изучение материалов проверки  с целью оценки правильности, объективности и всесторонности  ее производства, соблюдения установленных  законом сроков проведения.

В целом процессуальное положение начальника органа дознания на стадии возбуждения уголовного дела не получило полной регламентации в действующем уголовно-процессуальном законе. В связи с чем необходимо, поддержать высказываемое в процессуальной литературе мнение о регламентации в уголовно-процессуальном и соответствующих федеральных законах полномочий начальника (заместителя начальника) органа дознания аналогично тем, которыми обладает в настоящее время начальник следственного отдела.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод граждан при решении вопроса о возбуждении уголовного дела