Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Возрождение суда присяжных связано в первую очередь с распадом СССР, с переходом России к новым политическим и социально-экономическим отношениям, а также с тенденциями по укреплению тесных правовых и экономических связей с развитыми странами Западной Европы и США. Согласно Концепции судебной реформы, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991г., одним из важнейших направлений развития судопроизводства следовало считать признание за каждым лицом права на рассмотрение его дела в установленных законом случаях судом с участием присяжных заседателей (п. 3).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ……………………………………………………………..…6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СТАДИИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ……………………………………….…………..… 14
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………………………………………………………………... 16
ГЛАВА 4. ВЫНЕСЕНИЕ И ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ВЕРДИКТА……………..……….…... 26
ГЛАВА 5. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ ПОСЛЕ ВЫНЕСЕНИЯ ВЕРДИКТА……………………………………………………………………………….…… 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….... 34

Файлы: 1 файл

Уг проц право готово.docx

— 65.13 Кб (Скачать файл)

 

о том, заслуживает ли он снисхождения. Что касается правовых нюансов, связанных с постановлением по делу приговора, то они подлежат разрешению председательствующим (судьей права) единолично после вынесения вердикта;

3) профессиональный судья  и присяжные как процессуально, так и организационно отделены  и независимы друг от друга;

4) коллегия присяжных  формируется из лиц, не обладающих  профессиональными юридическими  знаниями и не имеющих опыта  практической судебной деятельности;

5) присяжные заседатели  не знакомятся с материалами  уголовного дела до судебного  разбирательства и выносят свое  решение (вердикт) лишь на основании  тех доказательств, которые были  исследованы в ходе судебного  следствия с их участием.

Таким образом, производство в суде с участием присяжных заседателей – это свойственная для состязательного или смешанного уголовного процесса особая форма рассмотрения уголовного дела в суде 1-й инстанции, которая характеризуется разграничением компетенции в разрешении дела по существу между профессиональным судьей (председательствующим) и коллегией процессуально и организационно отделенных от него лиц (присяжных заседателей), которые, не обладая специальными правовыми знаниями, дают оценку лишь фактическим обстоятельствам уголовного дела, основываясь при этом только на доказательствах, исследованных с их участием.

В соответствии со ст. 2 Закона о присяжных заседателях любой гражданин РФ имеет право участвовать в осуществлении правосудия по уголовным делам в качестве присяжного заседателя. Ограничение данного права распространяется только на отдельные категории граждан, которые определены федеральным законом. Так, присяжными заседателями не могут быть лица:

· не достигшие 25-летнего возраста;

· имеющие непогашенную или неснятую судимость, а также подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

· недееспособные или ограниченные в дееспособности;

· состоящие на учете в наркологическом или неврологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

· имеющие иные физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела;

· не владеющие языком уголовного судопроизводства.

Вместе с тем участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является не только их правом, но и обязанностью, сопряженной с выполнением своего гражданского долга.

Отбор граждан для участия в качестве присяжных заседателей осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, который каждые 4 года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

Порядок составления подобных списков устанавливается Законом о присяжных заседателях. А именно председатель суда не позднее чем за 3 месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со ст. 4 Закона о присяжных заседателях устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10%.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта РФ на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан.

О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляется печатью.

Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.1

Как из общего, так и из запасного списка подлежат исключению следующие категории граждан:

- граждане, которые по  названным выше причинам не  могут являться присяжными заседателями;

- граждане, которые подали  письменное заявление о наличии  обстоятельств, препятствующих исполнению  обязанностей присяжного заседателя, в случаях, если они являются:

- лицами, не владеющими  языком уголовного судопроизводства;

- лицами, не способными  исполнять обязанности присяжного  заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

- лицами старше 65-летнего  возраста;

- лицами, замещающими государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

- военнослужащими;

- сотрудниками правоохранительных  органов, а также нотариусами  или частными детективами;

- священнослужителями.

Составленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные

_______________________________

1 Статья 5 Закона о присяжных заседателях.

заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за 1 месяц до истечения срока полномочий прежних кандидатов в присяжные заседатели, а изменения, внесенные в эти списки, - в течение 1 недели.

Кандидаты в присяжные заседатели призываются к участию в осуществлении правосудия не более одного раза в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела к моменту истечения указанного срока не окончено, то на все время его рассмотрения. Кандидаты, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения этих обязанностей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ СТАДИИ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНОГО ДЕЛА К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ

 

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 229 УПК РФ досудебная проверка материалов уголовного дела при наличии ходатайства о его разбирательстве в суде с участием присяжных заседателей всегда проводиться в порядке предварительного слушания. По его результатам судья принимает решение о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей. Это постановление является окончательным, и никакие последующие отказы подсудимого от рассмотрения уголовного дела таким составом суда не принимаются.

В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом присяжных, помимо общих требований, предусмотренных ст. 213 УПК РФ, должно быть указано точное количество подлежащих вызову кандидатов в присяжные заседатели, которых должно быть не менее двадцати человек.

После назначения судебного заседания судья дает распоряжение секретарю судебного заседания или своему помощнику о составлении предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели в следующем порядке:

1) отбор кандидатов в  присяжные заседатели из общего  и запасного списков путем  случайной выборки;

2) проверка наличия обстоятельств, препятствующих участию лиц в  качестве присяжных заседателей;

3) непосредственное составление  предварительного списка кандидатов  с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов. Фамилии  кандидатов в присяжные вносятся  в список в том порядке, в  каком проходила случайная выборка. При этом лица, в отношении  которых установлены обстоятельства, препятствующие их участию в  присяжных, занесению в данный  список не подлежат;

4) включенным в предварительный  список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При этом законодатель наделяет некоторые категории лиц правом заявления в суд устного или письменного ходатайства об их освобождении от выполнения обязанностей присяжных заседателей. Так согласно ч. 7 ст. 326 УПК РФ к таким лицам относятся:

o лица, старше 60 лет;

o женщины, имеющие ребенка  в возрасте до трех лет;

o лица которые в силу религиозных убеждений считают для себя невозможным участием в отправлении правосудия;

o лица, отвлечение которых  от исполнения служебных обязанностей  может нанести существенный вред  интересам общества или государства;

o иные лица, имеющие уважительные  причины для неучастия в судебном  заседании;

5) в соответствии с  ч. 1 ст. 232 УПК РФ рассмотрение  уголовного дела в судебном  заседании с участием присяжных  заседателей должно быть начато  не позднее 30 суток со дня вынесения  постановления о его назначении.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________

1 Уголовный процесс: Учебник для вузов. (под общ. ред. В.И. Радченко) - 2-е изд., перераб. и доп. – «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006 г. С. 428.

 

3. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА УГОЛОВНОГО ДЕЛА

Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей проводится в общем порядке, установленном главой 36 УПК РФ, но вместе с тем характеризуется проведением дополнительных мероприятий, обусловленных спецификой данной формы уголовного судопроизводства. Эти дополнительные мероприятия связаны в первую очередь с необходимостью формирования коллегии присяжных заседателей из явившихся в судебное заседание кандидатов. Так, после проверки явки в суд сторон и иных вызванных лиц секретарь судебного заседания (помощник судьи) докладывает о присутствии кандидатов в присяжные заседатели. Списки явившихся кандидатов без указания их домашних адресов вручаются сторонам. Причем если количество явившихся кандидатов составляет менее 20 человек, то председательствующий в порядке ст. 272 УПк РФ откладывает рассмотрение уголовного дела и дает распоряжение о дополнительном вызове таких кандидатов.

Помимо этого, председательствующий обязан разъяснить сторонам их дополнительные процессуальные права, обусловленные рассмотрением уголовного дела судом с участием присяжных, а именно:

- право на мотивированный  отвод присяжного;

- право на немотивированный  отвод присяжного;

- иные права, а также  последствия их неиспользования (ч. 5 ст. 327 УПК РФ).

После завершения всех подготовительных мероприятий председательствующий приглашает кандидатов в зал судебного заседания, и суд приступает к непосредственному формированию коллегии. Эта процессуальная процедура (ст. 328, 330-332 УПК РФ) проводится в закрытом судебном заседании и структурно может быть разделена на несколько этапов:

1. Вступительное слово  председательствующего кандидатам  в присяжные заседатели. Согласно  ч. 2 ст. 328 УПК РФ судья в своем  вступительном слове: а) представляется  сам и представляет стороны; б) сообщает, какое уголовного дело подлежит рассмотрению; в) сообщает предполагаемую продолжительность судебного разбирательства; г) разъясняет стоящие перед присяжными заседателями задачи и условия их участия в рассмотрении дела; д) разъясняет обязанность правдиво отвечать на задаваемые им вопросы и представить необходимую информацию о себе и об отношениях с другими участниками уголовного судопроизводства.

Информация о работе Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей