Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:13, курсовая работа
Современное состояние науки российского уголовного процесса указывает на необходимость теоретических исследований, которые могут поспособствовать в разрешении многочисленных проблем законодательного и правоприменительного характера, возникающих при производстве по уголовным делам.
Цель исследования заключается в изучении дознания, в анализе общей характеристики дознания, определении путей совершенствования дознания.
Введение..........................................................................................………….5
1. История становления, понятие и сущность дознания в РФ……………7
1.1 История становления института дознания……………………………7
1.2 Понятие, формы и особенности дознания……………………..……13
2. Особенности процессуальной деятельности органов дознания…………………………………………………….………………..……16
2.1. Особенности производства дознания………………………………..16
2.2 Процессуальные функции органов дознания…………………….…21
2.2. Процессуальные средства органов дознания…………………..…26
3. Процессуальные проблемы дознания и перспективы его совершенствовании…………………………………………………………..…..32
3.1 Проблемы дифференциации форм досудебного производства по уголовным делам………………………………………………………….………32
3.2 Основные направления совершенствования правового регулирования дознания……………………………………………………………………………44
Заключение…………………………………………………………………52
Список использованных источников…………………………….………53
12. Предъявление по окончании
дознания материалов
13. Составленный и подписанный
дознавателем обвинительный
В случае, когда по результатам рассмотрения дела прокурор придет к выводу о том, что обвинительный акт составлен с нарушением требований, он в тот же срок возвращает уголовное дело со своими письменными указаниями для пересоставления обвинительного акта. Одновременно он может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток. Письменные указания прокурора органу дознания о пересоставлении обвинительного акта являются обязательными.
При наличии в деле оснований для прекращения уголовного дела или прекращения уголовного преследования прокурор принимает об этом решение и выносит мотивированное постановление без обращения дела для производства дополнительного расследования.
Если прокурор при рассмотрении
уголовного дела с обвинительным
актом обнаружит неполноту
- исключает часть обвинения без изменения квалификации;
- исключает часть обвинения и изменяет квалификацию на более мягкую статью;
- исключает отдельные квалифицирующие признаки деяния, но при этом не переквалифицирует обвинение на менее тяжкое;
- квалифицирует деяние по новому уголовному закону без изменения объема обвинения, но улучшающему иным путем положение обвиняемого.
Копия обвинительного акта с приложениями
вручается обвиняемому, его защитнику
и потерпевшему. В случаях, предусмотренных
в законе, копия обвинительного акта
переводится на родной язык обвиняемого
или на язык, которым он владеет.
Если в ходе производства дознания
по уголовному делу выявлены обстоятельства,
способствовавшие совершению преступления,
дознаватель в соответствии с
общими правилами может внести в
организацию или
Основные уголовно-
УПК РФ введен термин «дознаватель», под которым понимается должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
Под это понятие не подпадает дознаватель, производящий следственные действия и оперативно - розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
К счастью, Законодатель не пошел по пути перечисления всех полномочий дознавателя, полагая, что они должны содержаться в специальной статье, посвященной данному участнику уголовного судопроизводства.
Ранее в правовой литературе уже предлагалось ввести в Уголовно - процессуальный кодекс отдельную статью, которая определяла бы в систематизированном виде полномочия лица, производящего дознание.
В настоящее время в УПК РФ такая статья есть. Она посвящена правовому статусу дознавателя (ст. 41 РФ), которого закон относит к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Уголовно - процессуальный закон детально определяет полномочия дознавателя по принятию решений и по производству процессуальных действий. Так, согласно ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение.
Анализ гл. 32 и ст. 41 УПК РФ, регламентирующих порядок производства дознания и полномочия дознавателя, позволяет сделать вывод о том, что процессуальные полномочия дознавателя и следователя практически не отличаются друг от друга. Исключение составляет только обвинительный акт, завершающий дознание, который подлежит утверждению начальником органа дознания (ч. 4 ст. 225 УПК РФ), а также обязательное выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
Анализ действующего уголовно - процессуального законодательства приводит к выводу о том, что дознаватель наделен следующими основными правами:
- рассматривать и проверять сообщения о совершенных и готовящихся преступлениях в порядке ст. 144 УПК РФ;
- ходатайствовать о продлении 3-суточного срока проверки сообщения о преступлении до 10-ти суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
- принимать решения по результатам рассмотрения сообщений о преступлении (ст. 145 УПК РФ);
- производить дознание в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК РФ;
- применять меры процессуального принуждения, а также принимать иные процессуальные решения в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством;
- осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органа дознания (ст. 157 УПК РФ);
- обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно - процессуальным законодательством.
В соответствии с уголовно - процессуальным законодательством дознаватель обязан:
- осуществлять свою деятельность, руководствуясь принципами уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ);
- производить доказывание по уголовному делу по правилам, сформулированным в гл. 11 УПК РФ;
- применять меры уголовно - процессуального принуждения строго в рамках, предусмотренных законом (гл. гл. 12 - 14 УПК РФ);
- информировать заявителя о решении, принятом им по результатам рассмотрения сообщения о преступлении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ);
- в случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, осуществлять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ);
- выполнять указания прокурора и начальника органа дознания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);
- заявлять самоотвод при наличии предусмотренных законом обстоятельств, исключающих его участие в расследовании уголовного дела (ч. 1 ст. 61 УПК РФ);
- разрешать вопрос об отводе, заявленном во время проведения неотложных следственных действий, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика (ст. ст. 69 - 72 УПК РФ);
- осуществлять иные обязанности, предусмотренные уголовно- процессуальным законодательством.
Из анализа норм нового УПК РФ видно, что основное назначение дознавателя - осуществление дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно.
По завершении расследования дознаватель
составляет обвинительный акт. Решение,
принимаемое в форме
В юридической литературе нередко
возникали споры о том, вправе
ли начальник органа дознания делегировать
полномочия своим сотрудникам. Новый
УПК РФ ответил на этот вопрос положительно,
указав, что полномочия органа дознания,
предусмотренные уголовно- процессуальным
законом, возлагаются на дознавателя
начальником органа дознания (ст. 41
РФ). К сожалению, в законе нет
специальной нормы о передаче
органом дознания дознавателю полномочий
на производство неотложных следственных
действий. К тому же ничего не сказано,
каким образом это «возложение»
должно происходить. Представляется, что
начальник органа дознания вправе делегировать
лишь такие полномочия, к осуществлению
которых закон допускает
Дознаватель несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых им решений.
Процессуальные средства органов расследования - это конкретные полномочия, представляемые для осуществления процессуальных действий и принятия решений, сами процессуальные действия и процессуальные формы.
Средства дознания обладают следующими особенностями:
1. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.
Срок дознания исчисляется со дня возбуждения уголовного дела (при этом текущие сутки, по правилам ст. 128 УПК РФ, учитываются). Из этого правила следует, что все время производства неотложных следственных действий органом дознания в порядке ст. 157 УПК РФ включается в срок дознания. Заканчивается срок дознания составлением обвинительного акта, то есть время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания (в отличие от следствия). Этот вывод следует из буквального толкования ч. 1 ст. 225 УПК РФ («По окончании дознания…») и ч. 3 ст. 223 УПК РФ в редакции Закона РФ № 58-ФЗ от 29.05.02 г. (в прежней редакции срок дознания исчислялся до дня принятия решения о направлении дела прокурору).
Однако между составлением обвинительного акта и моментом предъявления дела для ознакомления сторонам может пройти какое-то время, которое остается неопределенным. В связи с этим срок дознания целесообразно исчислять до дня начала ознакомления с материалами дознания.
2. При производстве дознания, как правило, отсутствует:
а) процедура привлечения в
б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания - после вынесения обвинительного акта в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 47, ст. 225 УПК РФ);
в) обычно не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. Данные меры пресечения избираются в крайних случаях.
3. Особый, упрощенный порядок окончания
дознания с обвинительным
4. Из всех вышеуказанных
При возникновении серьезных