Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:13, курсовая работа
Описание работы
Современное состояние науки российского уголовного процесса указывает на необходимость теоретических исследований, которые могут поспособствовать в разрешении многочисленных проблем законодательного и правоприменительного характера, возникающих при производстве по уголовным делам. Цель исследования заключается в изучении дознания, в анализе общей характеристики дознания, определении путей совершенствования дознания.
Содержание работы
Введение..........................................................................................………….5 1. История становления, понятие и сущность дознания в РФ……………7 1.1 История становления института дознания……………………………7 1.2 Понятие, формы и особенности дознания……………………..……13 2. Особенности процессуальной деятельности органов дознания…………………………………………………….………………..……16 2.1. Особенности производства дознания………………………………..16 2.2 Процессуальные функции органов дознания…………………….…21 2.2. Процессуальные средства органов дознания…………………..…26 3. Процессуальные проблемы дознания и перспективы его совершенствовании…………………………………………………………..…..32 3.1 Проблемы дифференциации форм досудебного производства по уголовным делам………………………………………………………….………32 3.2 Основные направления совершенствования правового регулирования дознания……………………………………………………………………………44 Заключение…………………………………………………………………52 Список использованных источников…………………………….………53
При анализе влияния признаков
субъекта преступления на дифференциацию
уголовно-процессуальной формы на стадии
предварительного расследования, можно
сделать вывод о том, что УПК
РФ в качестве основания дифференциации
выделяет исключительно вменяемость
лица.
Возраст и профессиональное (служебное)
положение субъекта, в отношении
которого осуществляется уголовное
преследование, не влияют на форму расследования.
Разграничение компетенции органов
дознания и предварительного следствия
по расследованию преступлений, совершенных
указанными лицами, осуществляется по
общим требованиям ч. 3 статьи 150 УПК
РФ. Можно констатировать отсутствие принципиальных
различий между проблемами реализации
дознания и следствия. Большая часть нарушений
законодательства дознавателями обусловлена
сверхвысокой нагрузкой. Решение большей
части проблем видится в снижении до адекватного
уровня нагрузки на дознавателей, а так
же в дифференциации прокурорского надзора.
Существенное изменение качества уголовного
преследования в форме дознания можно
ожидать только после коренной, на методологическом
уровне, модернизации самой формы дознания24.
3.2 Основные
направления совершенствования
правового регулирования дознания
Анализ научной литературы, а
также историко-правовой и сравнительно-правовой
анализ проблемы совершенствования
уголовно-процессуальной деятельности
органов дознания дает основания
наметить следующие две важнейшие
перспективы в этом плане:
1) дознание в качестве формы
предварительного расследования
в полном объеме, как практически
не отличающееся от предварительного
следствия, упразднить, под дознанием
впредь понимать тот институт,
который ныне называется производством
неотложных следственных действий;
2) ввести в уголовный процесс
институт в основных чертах
подобный упраздненной протокольной
формы досудебной подготовки
материалов.
У каждого органа дознания имеется
определенный объем полномочий, который
он осуществляет в пределах своей
компетенции. В уголовно-процессуальном
законе нет единой нормы, где были
бы сосредоточены все полномочия
органа дознания, они рассредоточены
по отдельным статьям УПК РФ и
не корреспондируются друг с другом.
С учетом этого в ст.40 УПК РФ
необходимо не только предусмотреть
исчерпывающий перечень органов
дознания, но и указать конкретные
полномочия органа дознания.
Перспектива развития уголовного преследования
в форме дознания в досудебном
производстве основана на необходимости
нового методологического подхода
к модернизации, развитию уголовного
преследования в форме дознания.
Основное направление модернизации - расширение
использования оперативно-розыскной деятельности
в доказывании.
Методологически эта возможность
основывается на концепции уголовно-процессуальной
интерпретации результатов оперативно-розыскной
деятельности.
Предпосылки для этого уже появились
в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной
деятельности»: норма содержащая требование
законодателя составлять при проведении
гласных оперативно-розыскных мероприятий
протоколов изъятия предметов, документов,
материалов, в соответствии с требованиями
УПК РФ, корреспондируется с нормой
ст. 89 УПК РФ.
Значит ли это, что такие протоколы
тождественны уголовно-процессуальным
протоколам - доказательствам? Вероятно,
да. В случае безупречного выполнения
требований уголовно-процессуального
законодательства должностным лицом
органа дознания в ходе проведения
гласного оперативно-розыскного мероприятия
и при составлении протокола,
уровень соблюдения прав и законных
интересов участников будет соответствовать
уголовно-процессуальному.
Можно предположить слияние в стадии
возбуждения уголовного дела и даже
в стадии предварительного расследования
в форме дознания гласной оперативно-розыскной
деятельности, административной (проверочных
действий, подобных личному досмотру,
осмотру транспортного средства,
проводимых в целях проверки сообщений
о правонарушениях или преступлениях)
и досудебной уголовно-процессуальной
процедуры публичного доказывания.
Стадия возбуждения уголовного
дела в таком случае теряет свое
значение, а оперативно-розыскная
деятельность становится исключительно
негласной деятельностью. Предварительное
следствие должно вестись в соответствующей
«строгой» процессуальной форме (т.е.
только способами, оговоренными УПК
РФ) по каждому уголовному делу, с
момента обретения лицом статуса
подозреваемого.
Говоря о перспективах развития
уголовно-процессуального права
в целом и совершенствования
правового регулирования дознания,
в частности, необходимо подчеркнуть,
что действующий Уголовно-процессуальный
кодекс РФ в основном привел систему
уголовной юстиции в соответствие
с характеристиками современного демократического,
правового государства.
Главная цель законодателя заключалась
в формировании уголовно-процессуального
закона, основанного на признании
конституционных норм о правах и
свободах человека и гражданина непосредственно
действующими, определяющими смысл, содержание
и применение законов и обеспечиваемыми
правосудием25.
Поэтому приоритетом развития уголовно-процессуального
права остается дальнейшая последовательная
реализация основополагающих принципов
уголовного судопроизводства, направленных
на защиту прав и свобод человека. Для
этого требуется разработка оптимальных
правовых механизмов, предусматривающих
эффективное применение уголовно-процессуального
законодательства и законодательства
об оперативно-розыскной деятельности,
в целях быстрого и полного
раскрытия преступлений, изобличения
и привлечения к уголовной
ответственности лиц, их совершивших,
справедливого судебного разбирательства
и надлежащего применения уголовного
закона.
Установленный законом порядок
дознания должен неукоснительно обеспечивать
защиту от необоснованного обвинения
и осуждения, от незаконного ограничения
прав и свобод человека и гражданина,
в случае незаконного обвинения
или осуждения невиновного - незамедлительную
и полную его реабилитацию, а также
способствовать укреплению законности
и правопорядка, предупреждению преступлений,
формированию уважительного отношения
к праву.
Важной задачей является неукоснительное
соблюдение законности, прав и свобод
граждан при осуществлении оперативно-розыскной
деятельности. В этом плане необходимо
усиливать систему гарантий прав
и свобод граждан, обеспечивать неприкосновенность
частной жизни, ответственность
за незаконное использование средств
и методов оперативно-розыскной
деятельности.
Анализ следственной и судебной
практики свидетельствует о значительном
количестве нарушений законодательства,
в стадии возбуждения уголовного
дела, должностными лицами правоохранительных
органов являющихся субъектами уголовного
преследования в форме дознания.
Допускаются нарушения связанные
с не мотивированием и не обоснованием
проверочных действий (и принимаемых
на их основе решений), предусмотренных
не только уголовно-процессуальным, но
и оперативно-розыскным, а так
же административным законодательством.
В большинстве случаев данные
нарушения суд не относит к
разряду существенных, т. е. они не
влекут утрату юридической силы доказательств.
Следует отметить что, суды, в свою
очередь, принимая решения, зачастую не
достаточно их мотивируют и обосновывают,
не опровергают конкретные доводы,
а «отделываются» общими фразами. Такая
ситуация является следствием «некачественного»
предварительного расследования, в
ходе которого сторона обвинения
обязана выявить допущенные до возбуждения
уголовного дела нарушения и принять
все возможные меры к устранению
и самих нарушений, и их последствий.
В правовом обеспечении дознания имеются
определенные недостатки, присущие всей
сфере внутренних дел. Качество законодательства
Российской Федерации, регулирующего
сферу внутренних дел, не в полной
мере соответствует современным
требованиям. Оно содержит значительное
количество бланкетных, а также дублирующих
и противоречащих друг другу норм.
Имеют место пробелы в нормативно-правовом
регулировании оперативно-служебной
деятельности органов внутренних дел
и внутренних войск. Не завершен процесс
систематизации, консолидации и кодификации
правовых предписаний.
Не отлажен и практически
не используется механизм правового
мониторинга. Не выработаны четкие критерии
оценки эффективности применения нормативных
правовых актов, регулирующих деятельность
органов внутренних дел и внутренних
войск. В свою очередь, это является
препятствием для своевременного реагирования
на возникающие потребности в
правовом регулировании сферы внутренних
дел с учетом меняющихся условий
жизни государства и общества.
Все еще нельзя признать удовлетворительным
уровень правовой культуры и правовых
знаний сотрудников органов внутренних
дел.
До настоящего времени не удалось
развернуть ведомственную систему
обучения специалистов для правовых
подразделений системы МВД России.
В большинстве образовательных
учреждений системы МВД России отсутствует
специализированная подготовка юридических
работников для органов внутренних
дел.
В области нормативно-правового
регулирования, направления совершенствования
деятельности подразделений дознания
обозначены в ст.4.2. Приказа МВД РФ от
03.08.2006 № 606 «Об утверждении основных направлений
совершенствования деятельности подразделений
дознания органов внутренних дел Российской
Федерации на 2006-2011 годы и плана их реализации»26
Совершенствование деятельности подразделений
дознания требует разработки, внесения
изменений в некоторые нормативные
правовые акты, регламентирующие процессуальную
деятельность органов внутренних дел,
что предполагает:
- участие в определении политики
и формировании единообразной
практики применения уголовного
и уголовно-процессуального законодательства
на всей территории Российской
Федерации;
- научно-обоснованное дифференцированное
отнесение преступлений к подследственности
органов предварительного следствия и
дознания с учетом характера и тяжести
расследуемого деяния;
- совершенствование порядка производства
расследования в форме дознания
по уголовным делам, по которым
лица, совершившие преступления
не установлены, путем внесения
изменений в уголовно-процессуальное
законодательство в части, касающейся
перераспределения подследственности
между органами дознания и предварительного
следствия, увеличения срока дознания,
а также предоставления органам дознания
возможности проводить расследование
по уголовным делам независимо от того,
установлено или нет лицо, совершившее
преступление;
- формирование уголовно-процессуального
института ускоренной процедуры
подготовки и направления в
суд отдельных категорий уголовных
дел без производства предварительного
расследования;
- выработка предложений по систематизации
уголовно-процессуального законодательства
и устранению пробелов и противоречий
в установленной сфере деятельности.
Для реализации этих задач МВД подготовить
предложения27:
- о внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации
в части перераспределения подследственности
между органами дознания и предварительного
следствия, увеличения срока дознания,
а также предоставления органам дознания
возможности
проводить расследование по уголовным
делам независимо от того, установлено
или нет лицо, совершившее преступление
- о
разработке проекта постановления Правительства
Российской Федерации, предусматривающего
дополнительные гарантии и компенсации
сотрудникам подразделений дознания;
- по систематизации уголовно-процессуального
законодательства и устранению
пробелов и противоречий в
установленной сфере деятельности;
- осуществить мониторинг действия
положений Уголовного кодекса
Российской Федерации и Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации
с целью обобщения практики
их применения подразделениями
дознания.