Многочисленные подтверждения
этому имеются и в тексте соответствующей
Инструкции. Так, например, в п. 8 данного
документа сказано, что рапорт об
обнаружении признаков преступления
составляется должностным лицом
органа, осуществляющего ОРД, и регистрируется
в порядке, установленном нормативными
правовыми актами органов, осуществляющих
ОРД.
Пункт 10 гласит, что представление
результатов ОРД дознавателю, органу
дознания, следователю, прокурору, в
суд для осуществления проверки
и принятия процессуального решения
в порядке статей 144 и 145 УПК РФ,
а также для приобщения к уголовному
делу осуществляется на основании постановления
о представлении результатов оперативно-розыскной
деятельности дознавателю, органу дознания,
следователю, прокурору или в суд, утвержденного
руководителем органа, осуществляющего
ОРД (начальником или его заместителем).
В соответствии с п. 15 при необходимости
рассекречивания сведений, содержащихся
в материалах, отражающих результаты
ОРД, руководителем органа, осуществляющего
ОРД (начальником или его заместителем),
выносится постановление о рассекречивании
сведений, составляющих государственную
тайну, и их носителей и т.д.
Таким образом, ОРД осуществляется
не органами дознания, а оперативными
подразделениями органов, указанных
в ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной
деятельности»20,
в том числе органов внутренних дел. При
этом оперативные подразделения указанных
органов не являются органами дознания
- участниками уголовного судопроизводства,
не имеют процессуального статуса в расследуемом
уголовном деле.
В законе прямо указано на недопустимость
совмещения участником уголовного судопроизводства
оперативно-розыскной и процессуальной
деятельности. Так, согласно ч. 2 ст. 41 УПК
РФ не допускается возложение полномочий
по производству дознания на то лицо, которое
производило или производит по уголовному
делу оперативно-розыскные мероприятия.
В пользу утверждения о том, что
органы дознания не осуществляют оперативно-розыскную
деятельность, свидетельствует и
сравнительный анализ положений
п. 24, 36.1 ст. 5, ст. 40, 41, 89 УПК РФ. Так, согласно
п. 36.1 ст. 5 УПК РФ результаты ОРД представляют
собой сведения, полученные в соответствии
с Федеральным законом об оперативно-розыскной
деятельности, а не УПК РФ. Статья
89 УПК РФ устанавливает, что в
процессе доказывания запрещается
использование результатов оперативно-розыскной
деятельности, если они не отвечают требованиям,
предъявляемым к доказательствам УПК
РФ. Конституционный Суд РФ в своем решении
прямо указал, что результаты ОРД сами
по себе не являются доказательствами
по уголовному делу, а лишь сведениями
об источниках процессуальных доказательств21.
Таким образом, при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности
органы внутренних дел не являются
субъектом доказывания, что не позволяет
рассматривать их в качестве участника
уголовного судопроизводства со стороны
обвинения (органа дознания).
Помимо указанных, на повестке дня
находится еще ряд актуальных
проблем дознания. Среди них: производство
отдельных процессуальных, следственных
действий, участие органов дознания
и дознавателей в международном
сотрудничестве по уголовным делам,
сущность и содержание прокурорского
надзора за субъектами досудебного
доказывания в форме дознания
и т.п.
В настоящее время дознаватели,
прокуроры, иные субъекты уголовного преследования
оказались в новой правовой ситуации,
которая требует осмысления и
выработки новых форм взаимодействия.
Преобразование системы уголовной
юстиции в условиях современной
судебно-правовой реформы и поиска
эффективных форм контроля преступности
серьезно изменило правовое регулирование
досудебного производства по уголовным
делам. Пореформенное уголовно-процессуальное
законодательство, сохранив традиционные
формы предварительного расследования,
представило довольно модернизированную
модель дознания.
Как альтернативная предварительному
следствию ускоренная и упрощенная
форма предварительного расследования
дознание сохранило в себе отдельные
черты упраздненной протокольной формы
досудебной подготовки материалов и
некоторые элементы процессуальных
средств и процедур «старого»
дознания. Вместе с тем деятельность
органов дознания по производству неотложных
следственных действий по возбужденному
уголовному делу, подследственному следователю,
в качестве самостоятельного вида дознания
в УПК РФ не признается.
Отдельные процессуалисты не признают
наличия существенных различий между
правовой регламентацией предварительного
следствия и дознания и считают,
что в УПК существует единая процессуальная
форма. Отличие же между дознанием
и предварительным следствием носит
формальный характер.
Дознание по форме - это определенная
уголовно-процессуальным законом процедура,
по содержанию - это процессуальная
деятельность указанных в законе
субъектов. В связи с этим процессуальные
проблемы предварительного расследования
в форме дознания, следует рассматривать
в сочетании формы и содержания.
Проблематичность, и одновременно,
парадоксальность ситуации с досудебным
уголовным преследованием, в том,
что альтернативы следственному
типу досудебного производства, на
сегодняшний день, по нашему мнению,
не существует. Говорить всерьез о
состязательном досудебном производстве,
когда параллельно официальному
публичному преследованию, будет осуществляться
независимое адвокатском расследование
с применением тех же способов
собирания доказательств - не приходится.
Вывод: диалектическая взаимосвязь
идей законности и целесообразности
в «следственном» досудебном производстве,
обуславливает необходимость осуществления
объективного и всестороннего уголовного
преследования, в целях обвинения
подозреваемого, обвиняемого, либо применения
к ним любой из предусмотренных
уголовно-процессуальным законом альтернативных
процедур.
Наличие альтернатив уголовному преследованию
таит опасность произвола со стороны
субъектов досудебного судопроизводства22.
Ключ, к этому пониманию в
части 4 ст. 7 УПК РФ, в которой устанавливаются
требования обоснованности и мотивированности
процессуальных решений, принимаемых
субъектами уголовного преследования.
Досудебное уголовное преследование
начинается в стадии возбуждения
уголовного дела, с момента реализации
субъектами уголовного преследования
любых проверочных действий ограничивающих
права и законные интересы участвующих
лиц. Современное понятие законности
уголовного преследования в досудебной
части процесса фактически содержит
требование производить объективное
и всестороннее доказывание, что
невозможно без учета интересов
стороны защиты (проявляемое через
призму обоснованности и мотивированности
процессуальных действий и решений), и
обеспечения защиты прав и законных интересов
личности на уровне международных стандартов.
Современная «архитектура» уголовно-процессуального
права позволяет сделать вывод
об отсутствии принципиальных различий
в процессуальной форме между
дознанием и следствием в отечественном
уголовном процессе. Наличие «второй»
формы дознания - по делам, по которым
производство предварительного следствия
обязательно, реализуемого должностными
лицами органов дознания в случаях,
не терпящих отлагательства, по сути, являющейся
переходной формой от исторически имевшего
места «свободного» дознания к предварительному
следствию.
Содержащиеся в ст. 5 и 40-41 УПК
РФ, а так же в п. 8 ст. 5 положения,
утверждают то, что дознание осуществляется
дознавателем. Тем самым в УПК
РФ подчеркивается, что полномочиями
по осуществлению уголовного преследования
в ходе дознания наделен только дознаватель.
Но в п. 17.1 этой же статьи говорится,
что начальник подразделения
дознания - должностное лицо органа
дознания, возглавляющее соответствующее
специализированное подразделение, которое
осуществляет предварительное расследование
в форме дознания, а так же его
заместитель. Содержание ч. 2 ст. 40.1 УПК
РФ не оставляет сомнений в принадлежности
начальника подразделения дознания и
его заместителя к числу субъектов уголовного
преследования в форме дознания.
Менее определенная ситуация с принадлежностью
к этому сообществу начальника органа
дознания. Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ,
начальник органа дознания - это
«должностное лицо органа дознания, в
том числе заместитель начальника
органа дознания, уполномоченное давать
поручения о производстве дознания
и неотложных следственных действий,
осуществлять иные полномочия, предусмотренные
настоящим Кодексом».
Речь идет о том, что начальник
органа дознания может давать дознавателю
указания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ), он же утверждает
обвинительный акт, который после этого
с материалами уголовного дела направляется
к прокурору для последующего утверждения
и направления в суд (ч. 4 ст. 225 УПК РФ). Кроме
того, согласно ч. 1 ст. 210 УПК РФ, начальник
органа дознания организует розыск подозреваемого,
обвиняемого скрывшегося от следствия23.
Тот факт, что дознание по конкретному
уголовному делу осуществляет не орган
дознания в целом, а конкретный дознаватель,
сомнений не вызывает, к тому же, свои
полномочия дознаватель обретает именно
в результате волеизъявления органа
дознания.
Тем более неясно, почему законодатель,
не включив в перечень субъектов
уголовного преследования орган
дознания в целом, одновременно в
п. 24 ст. 5 УПК РФ определил органы
дознания как государственные органы
и должностные лица, уполномоченные
в соответствии с этим Кодексом осуществлять
дознание и другие процессуальные полномочия.
Органы дознания, несомненно, стоит
считать субъектами уголовного преследования.
Следовательно, начальник органа дознания,
а так же начальник подразделения
дознания, должны быть указаны в
перечне субъектов уголовного преследования,
установленном в п. 47 ст. 5 УПК РФ.
Если не основополагающим тезисом,
то, во всяком случае, весьма ясно звучащим
рефреном законодательных изменений,
внесённых в УПК Российской Федерации
Федеральным законом от 05.06.2007 г.
№87-ФЗ стал тезис об укреплении процессуальной
независимости следственных органов
и лишении в данной связи органов
прокуратуры системы властно-распорядительных
полномочий по отношению к следствию.
Причём задумывалось, судя по контекстам
введённых новелл, не тактическое
перераспределение отдельных из
полномочий следственных органов и
обвинительной власти, а именно стратегическое
изменение в исторически сложившейся
парадигме названных отношений.
В связи с внесенными изменениями
возникли некоторые проблемы, связанные
с пробелами и коллизиями в
действующем законодательстве. Появились
спорные ситуации в исполнении участниками
уголовного судопроизводства своих
полномочий. В результате реформ действительно
многие контрольные функции, ранее
принадлежавшие прокурору, перешли
руководителю следственного органа.
Однако не надо забывать, что оба
эти участника процесса относятся
к стороне обвинения и более
того - объединены ведомственным интересом.
Так что в целом, я считаю, что
созданная правовая конструкция, при
которой следователь и руководитель
следственного органа образуют могучую
двойку, чревата угрозой нарастания
дисбаланса и так неравных сил
сторон обвинения и защиты.
Очевидно, это также послужило
одной из причин вывода Следственного
комитета при Генеральной прокуратуре
из подчинения и образования на его
базе самостоятельного следственного
органа Указ Президента РФ «Вопросы Следственного
комитета Российской Федерации» от 27 сентября
2010 года.
Выявляя влияние объективной стороны
на дифференциацию уголовно-процессуальной
формы на стадии предварительного расследования,
необходимо отметить, что по значительному
количеству составов, расследуемых в
форме дознания, объективная сторона
преступления характеризуется как
действие, однако по отдельным составам
преступлений может характеризоваться
как действиями, так и бездействием
виновного.
К таким преступлениям относятся,
в частности, заражение венерической
болезнью (ст. 121 УК РФ), оставление в
опасности (ст.125 УК РФ), неисполнение обязанностей
по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156
УК РФ), злостное уклонение от уплаты
средств на содержание детей или
нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК
РФ) и др.
Мы считаем, что форма вины может
являться одним из оснований для
дифференциации уголовно-процессуальной
формы предварительного расследования
в рамках упрощенных производств.
Анализируя влияние вида уголовного
преследования на дифференциацию уголовно-процессуальной
формы на стадии предварительного расследования
можно сделать выводы, что, следуя
правилам подследственности, определенной
в пункте 1 части третьей статьи 150 УПК
РФ, уголовные дела частного обвинения
расследуются в форме дознания, уголовные
дела частно-публичного обвинения - предварительного
следствия, уголовные дела публичного
обвинения могут расследоваться как в
форме дознания, так и в форме предварительного
следствия.
Дифференциация порядка уголовного
судопроизводства на стадии предварительного
расследования имеет регрессивный
характер. Отдельные элементы дифференциации
обусловлены, как ни парадоксально,
всё большим сближением дознания
и предварительного следствия.