Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:35, дипломная работа
В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Обеспечит ли Земельный кодекс РФ (который, кстати, урегулировал оборот лишь 2,7% площади российской земли) стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель – покажет время.
Как отмечается в п. 4 указанного
выше Определения Конституционного
Суда РФ от 1 декабря 2005 г., неопределенность
в том, относится градостроительное
законодательство к предметам совместного
ведения Российской Федерации и
ее субъектов или же субъекты РФ
обладают всей полнотой государственной
власти по вопросам регулирования
Наконец, при решении данного
вопроса следует еще раз
1.3 Характеристика недвижимого
имущества как объекта
Введение в современное
гражданское законодательство категории
«недвижимое имущество» способствовало
оживлению имущественного оборота.
Традиции укрепления вещных прав на недвижимость,
заложенные в проекте Вотчинного
устава, подготовленного законодателями
в дореволюционный период развития
Российского государства, позволили
на этапе реформирования гражданского
законодательства Российской Федерации
создать новый правовой институт
государственной регистрации
Создание Концепции развития законодательства о недвижимом имуществе способствовало переоценке норм гражданского права в части внесения в него изменений относительно примерного перечня объектов недвижимого имущества. Так, в ст. 130 ГК РФ появился такой вид объектов гражданских прав, как объект незавершенного строительства. Применительно к его правовой природе в доктрине гражданского права существовало два подхода. Во-первых, объект незавершенного строительства является по своей юридической сущности недвижимым имуществом, на которое распространяются признаки любой недвижимой вещи: прочная связь с землей и несоизмеримость затрат при переносе такого объекта на новый земельный участок. Во-вторых, это движимое имущество до момента ввода такого объекта в эксплуатацию по акту государственной приемочной комиссии и регистрации права собственности на введенный в эксплуатацию объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).
Позиция законодателя о придании объекту незавершенного строительства правового режима недвижимого имущества базируется и на подходах судебной практики, квалифицирующей такие вещи как недвижимые. Элементами правового режима объекта незавершенного строительства является его технический учет (инвентаризация) в форме составления на него технического паспорта; кадастровый учет с присвоением уникального кадастрового номера и занесением данных о таком объекте в Единый государственный кадастр объектов недвижимого имущества; регистрация перехода прав на него к третьим лицам независимо от того, является ли этот объект предметом действующего договора строительного подряда (при этом в качестве правоустанавливающих документов на подобного рода вещи служат акты об отводе земельного участка под строительство; акты о разрешении на строительство; описание объектов незавершенного строительства; иные документы, предусмотренные законом).
Полагаем, что включение объектов незавершенного строительства в круг недвижимого имущества является обоснованным шагом, свидетельствующим о том, что акт государственной регистрации прав в ЕГРП не означает создания недвижимого имущества, а должен рассматриваться как элемент правового режима недвижимости. В отличие от других недвижимостей объект незавершенного строительства относится, как правило, к числу неделимых вещей, из которых условно не могут быть выделены их составные части. Однако если по результатам проектно-сметной документации такие составные части могут быть выделены из состава объекта незавершенного строительства и использоваться автономно друг от друга по иному целевому назначению, то такая недвижимость относится к делимым вещам.
Из состава ст. 130 ГК РФ законодателю предлагается исключить леса и многолетние насаждения, заменив их соответствующими земельными участками, поскольку именно леса и многолетние насаждения способствуют улучшению таких земельных участков и не могут быть оторваны от них как их принадлежности и свойства, определяющие отнесение земельного участка к землям определенной категории. Представляется, что такие доводы целесообразны и способствуют оценке квалифицирующих признаков недвижимости через прочную связь с землей и несоизмеримость затрат при переносе на новый земельный участок.
Важно решить в законодательстве
вопрос о том, что является главной
вещью – земельный участок
или недвижимое имущество, расположенное
на нем. Оценка современного земельного
и гражданского законодательства не
позволяет дать однозначного ответа
на этот предмет, предлагая разрешить
данную проблему через некую правовую
фикцию – «принцип единства правовой
судьбы земельного участка и расположенной
на нем недвижимости». Представляется,
что данный подход нерационален в
части необходимости
По моему мнению, главное
место в связке «земельный участок»
и «недвижимое имущество, расположенное
на земельном участке» занимает сам
земельный участок. Он определяет целевое
назначение недвижимого имущества
и его правовой режим. Например, если
земельный участок выделен под
размещение объекта не капитального
строительства, а временного использования,
то объект, возведенный на земельном
участке, не будет иметь статуса
объекта кадастрового учета, а сделки
с ним будут совершаться по
правилам совершения сделок на земельный
участок, на котором расположено
такое имущество. По сложившимся
обычаям регистрационной
Думается, что такая позиция
соответствует традициям
Целесообразно разрешить
в законе проблему критериев отнесения
объектов гражданских прав к недвижимому
имуществу. В настоящее время
они носят оценочный характер,
зависят от того, как судом будет
определен вопрос о прочной связи
земельного участка с недвижимым
имуществом и несоизмеримостью затрат
при переносе недвижимого имущества
на новый земельный участок. К
сожалению, подходы судебной практики
здесь неоднозначны и зависят
от наличия у объекта технического
паспорта, «прикрепленности» объекта
к земле, стоимости затрат при
переносе объекта с его первоначальной
стоимостью и другими критериями.
С уверенностью можно констатировать
лишь одно: государственная регистрация
прав на вновь возведенный объект
недвижимости не может служить таким
критерием. Ответ на поставленный вопрос
частично можно найти в
Отказ от дифференциации вещей на движимые и недвижимые путем замены их категорией правового режима не сможет решить принципиального различия между элементами их правового режима и оборотоспособности. Отсюда законодатель должен установить различие движимых и недвижимых вещей с учетом оценки прочной связи объекта с землей и несоизмеримостью затрат при переносе на новый земельный участок в каждом конкретном случае с учетом критериев добросовестности, разумности и законности, незлоупотребления правами других лиц.
Таким образом, современный законотворческий процесс в области оборота недвижимого имущества испытывает те же трудности, которые стояли перед законодателями Древнего Рима, дореволюционной России, зарубежных государств, разрешить их можно с учетом правовых традиций, накопленных в доктрине гражданского права путем соотнесения понятий «движимое» и «недвижимое имущество». С этой целью предлагается учитывать следующие положения:
- недвижимое имущество есть антипод движимых вещей, и их следует дифференцировать по правилам: все, что не имеет признаков недвижимости, является движимостью;
- имущество квалифицируется согласно оценочным критериям как недвижимость по признакам прочной связи с землей и несоизмеримостью затрат при переносе на новый земельный участок;
- правовой режим недвижимого
имущества - это совокупность
юридически значимых действий, которые
могут быть совершены с
- элементами правового
режима недвижимого имущества
следует рассматривать его
- необходима кодификация норм о недвижимом имуществе с учетом Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе;
- использовать в
- установить примерный
перечень недвижимого
- узаконить понятие «помещение»
как объект недвижимого
1.4 Специфика применения
нормативного обеспечения
Предоставление земельных
участков для строительства из земель,
находящихся в государственной
или муниципальной
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным
Предоставление земельных
участков для строительства в
собственность без
Предоставление земельных
участков для строительства с
предварительным согласованием
мест размещения объектов осуществляется
в аренду, а государственным и
муниципальным учреждениям, федеральным
казенным предприятиям, государственным
органам и органам местного самоуправления
– в постоянное (бессрочное) пользование,
религиозным организациям для строительства
зданий, строений, сооружений религиозного
и благотворительного назначения –
в безвозмездное срочное