Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:35, дипломная работа
В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Обеспечит ли Земельный кодекс РФ (который, кстати, урегулировал оборот лишь 2,7% площади российской земли) стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель – покажет время.
Земельный кодекс внес существенные
изменения в правомочия землевладельцев,
запретив любые, кроме передачи по наследству,
действия по распоряжению земельным
участком. До сих пор землевладельцы
могли сдавать участок в аренду
или безвозмездное срочное
Согласно ФЗ о введении
в действие ЗК (п. 3 ст. 3) предоставление
в собственность граждан
Аренда земельных участков осуществляется только на основе договора. Общие положения о договоре аренды определяются гражданским законодательством, особенности сдачи в аренду земельных участков установлены законодательством земельным.
Согласно ст. 606 ГК по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В отношении земли пользование ею без владения неосуществимо, поэтому арендатор владеет и пользуется полученным в аренду земельным участком. При этом плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования земельного участка в соответствии с договором, считаются его собственностью (это может быть, например, выращенная сельскохозяйственная продукция, доходы от организации на арендованном участке платной автостоянки и т.д.). Арендатор имеет также отдельные права по распоряжению арендованным земельным участком – может сдать его, например, в субаренду, о чем будет сказано ниже.
Что касается сторон договора аренды, то гражданским законодательством не установлены какие-либо требования к арендатору: им может быть любое физическое или юридическое лицо. Однако статья 22 ЗК в п. 1 выделяет иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливая, что они могут иметь земельные участки на праве аренды за исключением случаев, предусмотренных ЗК. Тем не менее о таких случаях в ЗК не упоминается.
Арендодателями согласно
п. 2 статьи 22 могут быть только собственники
земельных участков – в отличие
от действовавшего ранее порядка, когда
арендодателями могли быть также
землевладельцы и землепользователи.
Эта норма соответствует ст. 608
ГК, по которой право сдачи имущества
в аренду принадлежит его собственнику.
Эта же статья ГК предусматривает, что
арендодателями могут быть также
лица, уполномоченные законом или
собственником сдавать
Земельный участок как
объект договора аренды должен иметь
описанные и удостоверенные в
установленном порядке границы.
Поэтому правомерно Федеральный
арбитражный суд Московского
округа постановил, что поскольку
к договору аренды приложен план земельного
участка без описания его границ
и без их удостоверения, то это
не позволяет определенно
Не могут быть объектом
договора аренды только земельные участки,
изъятые из оборота (они перечислены
в п. 4 ст. 27 ЗК), но федеральными законами
могут устанавливаться
Законом могут быть установлены максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды земли или для аренды отдельных видов земельных участков. Так, если в договоре аренды земельной доли срок аренды не определен, он считается заключенным на этот установленный законом срок и по истечении его прекращается (если ни одна из сторон ранее не отказалась от договора).
Основная обязанность
арендодателя по договору аренды земельного
участка – предоставить арендатору
земельный участок в состоянии,
соответствующем условиям договора
и целевому назначению земли, в установленный
договором срок. Если этого сделано
не было, например арендатор не может
начать использование участка, предназначенного
для выращивания
Исключительно в аренду всем
физическим и юридическим лицам,
кроме государственных и
В соответствии со ст. 65 ЗК за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы считается существенным условием договора аренды.
Безвозмездное срочное пользование земельными участками отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно, а от постоянного (бессрочного) пользования землей – временным характером отношений (прежде он так и назывался – «временное пользование»).
При безвозмездном срочном
пользовании земельные участки
предоставляются на срок, установленный
законом (для участков из земель, находящихся
в государственной или
Из земель, находящихся
в государственной и
Безвозмездное срочное пользование граждан и юридических лиц земельными участками, принадлежащими другим гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основе договора. При этом в соответствии с п. 2 ст. 690 ГК коммерческая организация не вправе передавать имущество (в том числе земельный участок) в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.
Порядок заключения и исполнения
договора безвозмездного пользования
регулируется ст. 689 - 701 ГК, по отношению
к нему применяются также некоторые
правила о договоре аренды, во многом
сходном с договором
По договору безвозмездного
срочного пользования земельным
участком одна сторона обязуется
передать другой стороне земельный
участок в пользование
Договор безвозмездного пользования
земельным участком прекращается в
случае смерти гражданина-землепользователя
или ликвидации юридического лица-землепользователя,
если иное не предусмотрено договором.
В случае же смерти собственника земельного
участка или реорганизации
2.2 Порядок ведения строительной
деятельности на проблемных
Законодательством уточняется
порядок предоставления земельных
участков для строительства, при
этом устанавливается весьма существенное
разграничение предоставления земельных
участков – с обязательным согласованием
места размещения объекта и без
такового. Также выдвигается условие,
что предоставление земельного участка
в собственность под
При предоставлении земельных участков для строительства надлежит обращаться также и к иным нормативным актам, регулирующим предоставление земельных участков для строительства либо права на застройку земельного участка.
Так, ряд условий предоставления
земельных участков для строительства,
прежде всего связанных с
Федеральным законом от 15
апреля 1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях
граждан» установлен порядок разработки
проектов организации и застройки
территории садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого
объединения (ст. 32). Эта деятельность
осуществляется в соответствии с
установленными земельным и градостроительным
законодательством правилами
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как юридическое лицо вправе приступить к обустройству выделенного ему земельного участка (строительству подъездных дорог, ограждений, осуществлению мелиоративных и иных работ) после установления его границ в натуре, выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе приступить к использованию садовых, огородных или дачных земельных участков после выноса в натуру проекта организации и застройки территории такого объединения и утверждения общим собранием его членов (собранием уполномоченных) распределения садовых, огородных или дачных земельных участков между членами такого объединения.
Огородническое некоммерческое
объединение, уставом которого не предусмотрено
закрепление земельных участков
за гражданами на праве собственности,
вправе приступить к использованию
и застройке выделенного
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка
и принятие в порядке,
2) проведение работ по
формированию земельного
3) государственный кадастровый
учет земельного участка в
соответствии с правилами,
4) принятие решения о
предоставлении земельного
Пунктом 11 ст. 30 ЗК РФ установлен
исчерпывающий (закрытый) перечень случаев,
когда предварительное
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, и состоит из следующих этапов:
1) проведение работ по
формированию земельного
подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);