Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 12:35, дипломная работа
В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось. Обеспечит ли Земельный кодекс РФ (который, кстати, урегулировал оборот лишь 2,7% площади российской земли) стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель – покажет время.
2) государственный кадастровый
учет земельного участка в
соответствии с правилами,
Особенности предоставления земельных участков для целей, связанных с жилищным строительством, установлены ст. 30.1, 30.2, 38.1 и 38.2 ЗК РФ.
Эти статьи введены Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и имеют целью установить особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства. Изменения в Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, отношения по поводу недвижимости, направлены на реализацию задач по формированию рынка доступного жилья в Российской Федерации.
Одной из особенностей, заложенных
законодателем для
Ряд особенностей проведения
торгов по продаже или заключения
договора аренды земельных участков
для целей жилищного
В этом смысле следует обратить
внимание на п. 11 ст. 30 ЗК РФ, в котором
перечислены случаи предоставления
земельных участков без предварительного
согласования: предварительное согласование
места размещения объекта не проводится
при размещении объекта в городском
или сельском поселении в соответствии
с градостроительной
Отличие предоставления земельных
участков в порядке, предусмотренном
п. 3 ст. 30.1, от сходных процедур предоставления
земельных участков с предварительным
согласованием мест размещения объектов
усматривается в том, что орган
государственной власти или местного
самоуправления, обладающий правом распоряжения
земельными участками, находящимися в
государственной или
Поскольку земельные участки, согласно общей норме ст. 30 ЗК РФ, лицам, предусмотренным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования (а возможность такого предоставления на практике исключена быть не может), процедура предварительного согласования для предоставления земель таким организациям для строительства, в том числе и жилищного, применяется.
Статья 30.2 ЗК РФ содержит нормы,
устанавливающие особые права и
обязанности арендатора земельного
участка, предоставленные для
При этом из содержания п. 9 ст.
22 ЗК РФ следует, что при аренде земельного
участка, находящегося в государственной
или муниципальной
Согласно указанным в
ст. 38.2 положениям договор аренды земельного
участка для комплексного освоения
должен содержать следующие условия:
максимальные сроки подготовки проекта
планировки территории и проекта
межевания территории в границах
земельного участка, предназначенного
для его комплексного освоения в
целях жилищного строительства;
максимальные сроки выполнения работ
по обустройству территории посредством
строительства объектов инженерной
инфраструктуры, подлежащих по окончании
строительства передаче в государственную
или муниципальную
Пункт 5 ст. 30.2 ЗК РФ предоставляет
лицу, осуществившему комплексное освоение
земельного участка, право преимущественного
приобретения земельного участка в
собственность или в аренду. При
этом следует сделать вывод о
том, что этой статьей предусматривается
заключение нового договора аренды для
следующего за завершенным комплексным
освоением использования
В то же время, исходя из общих положений о содержании договора аренды, которое определяется по соглашению сторон, следует сделать вывод о том, что заключение одного договора аренды в целях комплексного освоения земельных участков и последующего использования участков не противоречит общим нормам Гражданского и Земельного кодексов о договоре.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием для:
государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
заключения договора купли-продажи
и государственной регистрации
права собственности покупателя
на земельный участок при
заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается на основе и в соответствии с требованиями о выборе земельного участка для строительства, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Установление границ на местности и осуществление кадастрового учета производится в соответствии с требованиями ЗК РФ о землеустроительных действиях и кадастровом учете земельного участка. Также данные действия урегулированы Федеральными законами от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве» и от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
После определения границ
земельного участка на местности
и на основании землеустроительных
и кадастровых документов орган
государственной исполнительной власти
или орган местного самоуправления,
уполномоченный на основании ст. 29 ЗК
РФ предоставлять земельный
При предоставлении земельного участка, сопровождаемом изъятием (выкупом) участка у другого лица, решение о предоставлении и решение об изъятии может быть оформлено одним документом.
Возмещение убытков, связанное с изъятием (выкупом) земельного участка, а также возмещение сельскохозяйственных и лесохозяйственных потерь осуществляется на основании ст. 57, 58 ЗК РФ.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
2.3 Анализ судебной практики
по проблемам землепользования
при строительстве объектов
Законодательство о правилах и порядке землепользования при строительстве на проблемных земельных участках является довольно сложным, причем оно регулярно изменяется. В связи с этим часто встречаются нарушения действующего законодательства о порядке предоставления земель под строительство, сформировалась богатая судебная практика.
Так, распоряжением главы города Воронежа от 07.05.2003 №536-р «О предоставлении в целевую аренду имущества (основные средства) парка, расположенного между домами №4 и №8 по ул. Кирова», обществу СП «ВИПЛАСТ» предоставлено в целевую аренду с постановкой на баланс имущество (основные средства) парка, расположенного по названному адресу, для организации досуга жителей города сроком на 10 лет.
Во исполнение указанного распоряжения администрация города Воронежа (далее – администрация) и общество заключили договор аренды основных средств от 16.05.2003 №4-098-03 сроком до 12.05.2004. Согласно приложению к договору обществу в аренду передано следующее имущество парка: 793,3 кв. метра дорожек из железобетонных плит на песчаном основании, 2306,7 кв. метра дорожек асфальтовых на щебеночном основании, 1050 кв. метров бортовых камней бетонных, а также зеленые насаждения.
В соответствии с постановлением администрации от 27.06.2003 №1392 «О предоставлении закрытому акционерному обществу «СП ВИПЛАСТ» земельного участка, занимаемого арендуемым имуществом парка, по ул. Кирова, 6», администрация и общество заключили договор от 01.07.2003 №2324-03-09/м аренды земельного участка из земель поселений площадью 9035 кв. метров, расположенного по указанному адресу, сроком до 12.05.2004.
Впоследствии между теми же лицами заключены договор аренды основных средств от 24.09.2003 №4-154-03 (со ссылкой на распоряжение от 07.05.2003 №536-р) и дополнительное соглашение от 24.09.2003 №1 к договору аренды основных средств от 16.05.2003 с изменением пункта 1.1 этого договора.
Администрацией вынесено постановление от 13.08.2003 №1837 о разрешении обществу проектирования и строительства культурно-развлекательного торгового комплекса на ранее представленном в аренду земельном участке.
Прокурор Воронежской
области обратился в
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Воронежской области и ЗАО «СП ВИПЛАСТ». Решением суда первой инстанции от 26.01.2004 в удовлетворении требования отказано. Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 27.04.2004 решение отменил, дело передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции решением от 31.08.2004 в удовлетворении требования отказал. Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 02.12.2004 решение от 31.08.2004 оставил без изменения.
Суды первой и кассационной инстанций, отказывая в иске о признании недействительным постановления от 13.08.2003 №1837, исходили из того, что оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов муниципального образования, поскольку земельный участок предоставлен обществу на основании договора аренды от 01.07.2003 №2324-03-09/мз, а оспариваемое постановление предусматривает строительство объекта после согласования проекта на строительство и продления срока названного договора аренды.
Эти выводы являются неправомерными.