Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:13, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется стремительным развитием земельных отношений в Российской Федерации в конце XX - начале XXI в. в. Статистические данные свидетельствуют о значительной распространенности сделок с земельными участками, среди которых договор аренды земельных участков занимает лидирующее положение. В связи с этим среди назревших проблем реформирования гражданского законодательства Российской Федерации вопросы совершенствования правового регулирования аренды земельных участков являются одними из наиболее актуальных.
Введение
Глава I. Понятие, система и источники правового регулирования аренды
земельных участков
§ 1. Становление и развитие правового регулирования аренды
земельных участков
§ 2. Действующее российское законодательство, регулирующее
аренду земельных участков: общая характеристика
Глава II. Договор аренды земельных участков
§ 1. Объект договора аренды земельных участков
§ 2. Стороны и условия договора аренды земельных участков
§ 3. Содержание прав и обязанностей сторон договора аренды
земельных участков
§ 4. Заключение, исполнение и прекращение договора аренды
земельных участков
Глава III. Особенности правового регулирования аренды земельных участков
из земель отдельных категорий
§ 1. Правовое регулирование аренды земельных участков
из земель сельскохозяйственного назначения
§ 2. Правовое регулирование аренды земельных участков из земель
особо охраняемых природных территорий
Заключение
Библиографический список
Постановлением III Съезда Советов 1925 г. в целях наилучшего использования земли и помощи бедноте, не имеющей возможности за недостатком средств и инвентаря обрабатывать свою землю, разрешалась аренда земли с применением вспомогательного наемного труда при условии участия в работе семьи арендатора наравне с наемными рабочими. Арендная плата взималась в денежной, натуральной форме и в виде отработок. Исследования социально-экономического положения крестьян того периода показали, что в отношении наемного труда, земельной аренды, найма и сдачи в наем рабочего скота и инвентаря были втянуты не менее половины крестьянских хозяйств, причем основным арендатором был главным образом середняк, у которого имелись необходимые средства производства и рабочие руки. Возросший спрос на землю для хозяйствования на лучших, чем принятых в 1922 г., условиях, привел к определенному росту арендной платы.
Закон о трудовом землепользовании разрешил сдачу земли в аренду, но только крестьянским хозяйствам, ослабленным стихийными бедствиями, недостатком и убылью рабочей силы; в связи со смертью, временным уходом на заработки, в армию отдельных членов семьи и другими изменениями в ее составе. При этом общим требованием было, чтобы хозяйства арендаторов всю имеющуюся в их распоряжении землю (включая арендованную) обрабатывали собственным трудом.
Несмотря на то, что аренда земли способствовала поддержанию высокого уровня использования сельскохозяйственных земель, расширению посевных площадей, интенсификации производства, с 30-х гг. до начала перестройки аренда земли запрещалась.
Возложение арендных земельных отношений являлось важнейшим реальным направлением обеспечения рациональности использования земель сельскохозяйственного назначения. В результате появилась перспективная форма индивидуальной трудовой деятельности на земле в общественном секторе производства.
Последний нормативный акт, который формально еще допускал свободу выбора форм землепользования, в том числе аренду, были Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 года. При этом зачатки арендных отношений еще проявлялись. Об этом свидетельствовала, например, сдача земельных участков в колхозах и совхозах южных республик, областей и краев России сторонним бригадам для выращивания на них по договорам с сельскохозяйственными предприятиями овощей и бахчевых культур.2
В период до конца 80-х годов XX столетия экономическая сущность и правовое содержание института аренды недооценивались. Сфера применения арендных отношений ограничивалась либо имущественным наймом (как правило, жилых и непроизводственных помещений), либо договором бытового проката.
Перестройка экономических отношений в конце 80-х гг. XX столетия сопровождалась активным развитием законодательства об аренде в сфере землепользования. Начало при этом было положено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1989 года «Об аренде и арендных отношениях в СССР». Следующий этап ознаменовался принятием Верховным Советом СССР 23 ноября 1989 года Основ законодательства Союза ССР и республик об аренде, а также принятыми в последующем: Законом РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года, Земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991 года, Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года и др.
Становление и формирование рынка земли в Российской Федерации сопровождалось бурным нормотворчеством, как на федеральном, так и на региональном уровне. С начала 90-х в России принималось десятки нормативных актов. Однако долгое не принятие центральных законодательных актов о земельных правоотношениях, в частности Земельного кодекса, ряда Федеральных законов порождало множество противоречий, как между участниками земельных правоотношений, так и между федерацией и ее субъектами. Возникали противоречия и между актами ССР продолжавшими действовать на территории России и новым законодательством.
Особенность регулирования земельных отношений до вступления в силу Земельного кодекса заключалась в том, что данное регулирование осуществлялось преимущественно на основе подзаконных нормативных правовых актов.
В настоящее время одни из этих нормативных актов прекратили действие, другие продолжают действовать. К последним, например, относятся: Указ о регулировании земельных отношений, Указ о реализации прав граждан на землю; Указ Президента РФ от 16.12.93 N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы".
Договору аренды принадлежит одно из ведущих мест в системе создаваемых при осуществлении экономической и правовой реформы новых гражданских правовых институтов. При этом аренда является эффективным инструментом разгосударствления и приватизации. Аренда позволяет решить ряд задач по рациональному и экономически целесообразному использованию земель как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения.
Новый этап в развитии института аренды был открыт принятием первой части Гражданского кодекса РФ в 1994 году.
С принятием части второй ГК РФ в 1996 году правовое регулирование аренды земли стало осуществляться § 1 главы 34 ГК РФ, где раскрываются требования, предъявляемые к арендным отношениям, а именно: понятие и объект аренды, правовой статус арендодателя и арендатора земельного участка, форма и срок заключения договора и др. условия. Статьи 652 и 653 параграфа 4 главы 34 ГК РФ, посвященного аренде зданий и сооружений, говорят о правах на земельный участок при аренде зданий и сооружений, устанавливая при этом возможность аренды земли.
К началу XXI века законодательство, регулирующее совершение сделок с землей представляло собой конгломерат недостаточно систематизированных правовых актов различного уровня, зачастую противоречащих друг другу. Частично указанную проблему разрешил новый Земельный кодекс РФ.
С принятием Земельного кодекса большинство накопившихся проблем было разрешено, в частности содержащие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются (ст. 5 Федерального закона от 25 октября №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Таким актом прежде всего были Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28.02.90 N 1251-1. С момента вступления в действие ЗК данный нормативный акт, равно как и иные нормативные акты земельного законодательства Союза ССР, прекратил свое действие.
Итак, обратимся к современному законодательству регулирующему земельные правоотношения.
§ 2. Действующее российское законодательство, регулирующее аренду земельных участков: общая характеристика
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В российской правовой
системе земельное
Конституция Российской
Федерации относит к
Земельное законодательство тесно соотносится с водным, лесным, градостроительным законодательством. Данная связь обусловлена тем, что без использования земли практически невозможно использование других природных ресурсов. Кроме того, осуществление права собственности в отношении земельных участков регулируется в том числе гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.
На федеральном уровне правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется множеством актов, среди которых:
федеральные законы:
указы Президента Российской Федерации:
постановления Правительства Российской Федерации: