Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:14, реферат
Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ) установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.
Государственный мониторинг земель
Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ) установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы» определены основные направления дальнейшего развития в области управления земельным фондом, нацеленные на повышение эффективности использования земель, охраны земель как основного компонента окружающей среды.
В качестве одного из основных
направлений государственной
Порядок осуществления ГМЗ в Российской Федерации как части государственного мониторинга окружающей среды был установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.
Однако дальнейшее формирование и развитие современной и эффективной системы ГМЗ требует учета существенных изменений, которые произошли за последние десятилетия в нормативной правовой базе и, в особенности, в уровне развития технологий.
Наличие полной и достоверной информации является важнейшим фактором при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости.
Ведение ГМЗ является одной из функций Управления Росреестра по Белгородской области (далее – Управление), которое в своей деятельности руководствуется вышеуказанным Положением и разъяснениями Росреестра по вопросу ведения государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), направленных в территориальные управления для использования в работе письмом от 09.12.2011 № 16-8065-ВФ (далее – Разъяснения).
В целях реализации Положения было принято постановление Губернатора области от 05.03.2004 № 63 «О разработке проекта областной целевой программы «Государственный мониторинг земель в Белгородской области на 2005-2010 годы». Целью работ по программе мониторинга земель являлось осуществление регионального и локального мониторинга земель области для информационного обеспечения кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, своевременного выявления изменения состояния земельного фонда, его оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.
Основными задачами мониторинга земель в области являются:
- сбор и анализ фондовых
картографических, статистических, архивных
и других материалов и данных
о состоянии и динамике
- ведение наблюдений за
изменением состояния и
- разработка ландшафтно-
- формирование организационных
структур мониторинга земель, в
том числе совершенствование
существующих и внедрение
Белгородская область
располагает огромными
Исходя из норм, содержащихся
в Положении, работы по ГМЗ, связанные
с изучением состояния и
Руководствуясь Разъяснениями Росреестра между Управлением и главами местного самоуправления районов и городских округов области в 2012 году были заключены Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене в области осуществления государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), целью которых является совместное исполнение требований, установленных вышеуказанным Положением.
Управлением ежегодно формируются
18 отчетов о состоянии и
Информация о предоставлении (перераспределении) государственных и муниципальных земель и других решениях в отношении земельных участков предоставляется органами государственной власти и местного самоуправления районов и городских округов области.
Особое внимание при сборе информации об использовании земель уделяется выявленным фактам ухудшения состояния земель при изменении целевого или фактического использования земельных участков. Выявленные факты представляют собой информационную основу для осуществления функции государственного земельного надзора с целью установления нарушений земельного законодательства. В 2012 году государственными инспекторами по использованию и охране земель проведено 4549 проверок соблюдения земельного законодательства.
Потребность в предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, а также для развития промышленности обусловила изъятие земель из сельскохозяйственного использования.
В целях реализации долгосрочной
областной целевой программы
«Стимулирование развития жилищного
строительства на территории Белгородской
области в 2011-2015 годах», в соответствии
с которой разработаны
Также из категории «земли
сельскохозяйственного
Проведение работ, обработка
информации о состоянии и использовании
земель, анализ качественного состояния
земель с учетом воздействия природных
и антропогенных факторов, выявление
изменений состояния земель, оценка
изменений качественного
Учитывая, что Управлению за последние десятилетия денежные средства из федерального, областного и местных бюджетов для выполнения на территории области работ по осуществлению ГМЗ не выделялись, то привлекать специализированные организации к выполнению каких-либо работ не представляется возможным.
По сведениям о наличии
земель подготовлен ежегодный Доклад
Анализ данных ГМЗ и
других систем наблюдений за состоянием
окружающей среды, предоставленные
специализированными
Агрохимические характеристики по содержанию в почве фосфора, калия, кислотности и содержания органических веществ в почвах приведены в таблицах по данным ФГУ «Центр агрохимической службы «Белгородский».
Таким образом, по результатам агрохимического обследования установлена тенденция снижения обеспеченности пахотных почв области подвижным фосфором. Снижению обеспеченности черноземов подвижным фосфором способствует увеличение степени эродированности почв.
Наиболее хорошо обеспечены обменным калием (137-146 мг/кг) почвы Алексеевского, Прохоровского и Чернянского районов, в меньшей степени (106-112 мг/кг) почвы Ивнянского и Краснояружского районов.
В результате длительного
сельскохозяйственного
Наибольшее высокое содержание
огранического вещества (5,5%-5,8%) отмечено
в пахотном слое Вейделевского, Прохоровского
и Губкинского районов. Наиболее
низкие значения этого показателя (4,1%-4,5%)
наблюдаются пахотных почвах западных
районов: Грайворонском и
В последние десятилетия
техногенное воздействие стало
ведущим по значимости и масштабу
экологическим фактором, влияющим на
эколого-экономическое
Нарушение земель происходит при разработке месторождений полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ. При этом нарушается или уничтожается почвенный покров, изменяется гидрологический режим, образуется техногенный рельеф. В результате рекультивации на нарушенных землях создаются сельскохозяйственные и лесные угодья, водоемы различного назначения, рекреационные зоны, площади для застройки.
Анализ данных ГМЗ и других наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически по всей территории области продолжается тенденция по ухудшению состояния земель.Хозяйственная деятельность человека сказывается на формировании почв при распашке, уничтожении естественной растительности и замене её культурной, применении удобрений, ядохимикатов, химической мелиорации, орошении, осушении и т.п. Среди опасных негативных процессов в области интенсивно развивается эрозия, заболачивание, засоление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота.
В структуре пахотных почв
Белгородской области преобладают
типичные чернозёмы (39%), доля серых
и тёмно-серых лесных почв вместе
с чернозёмами оподзоленными
и выщелоченными составляет 33,9%.
Чернозёмы типичные карбонатные, а
также чернозёмы обыкновенные, обыкновенные
карбонатные и остаточно