Государственный мониторинг земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ) установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Государственный мониторинг земель

 

Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ)  установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об охране окружающей среды»  были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что  ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Распоряжением правительства  Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы» определены основные направления дальнейшего развития в области управления земельным фондом, нацеленные на повышение эффективности использования земель, охраны земель как основного компонента окружающей среды.

В качестве одного из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом на 2012-2017 годы определено развитие ГМЗ. Особенностью мониторинга земель является то, что в отличие от других отраслевых систем мониторинга  является комплексным  и включает в себя мониторинг таких важнейших компонентов природной среды, как почвы, растительность, водные ресурсы.

Порядок осуществления ГМЗ  в Российской Федерации как части  государственного мониторинга окружающей среды был установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.

Однако дальнейшее формирование и развитие современной и эффективной  системы ГМЗ  требует учета существенных изменений, которые произошли за последние десятилетия в нормативной правовой базе и, в особенности, в уровне развития технологий.                 

Наличие полной и достоверной  информации является важнейшим фактором при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном  управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании  земель необходима для информационного  обеспечения рынка земель, а также  для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой  стоимости.                

Ведение ГМЗ является одной из функций  Управления Росреестра по Белгородской области (далее – Управление), которое  в своей деятельности руководствуется вышеуказанным Положением и разъяснениями Росреестра по вопросу ведения государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), направленных в территориальные управления для использования в работе письмом от 09.12.2011 № 16-8065-ВФ (далее – Разъяснения).

В целях реализации Положения было принято постановление Губернатора области  от  05.03.2004  № 63 «О разработке проекта областной целевой программы «Государственный мониторинг земель в Белгородской области на 2005-2010 годы». Целью работ по программе мониторинга земель являлось осуществление регионального и локального мониторинга земель области для информационного обеспечения кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, своевременного выявления изменения состояния земельного фонда, его оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Основными задачами мониторинга  земель в области являются:

- сбор и анализ фондовых  картографических, статистических, архивных  и других материалов и данных  о состоянии и динамике земельного  фонда на территории полигонов  и области в целом;

- ведение наблюдений за  изменением состояния и использования  земель, а также за развитием  негативных процессов;

- разработка ландшафтно-экологического  районирования территории области  с выделением ареалов основных, негативных процессов по видам  и степени их воздействия на  состояние земельного фонда;

- формирование организационных  структур мониторинга земель, в  том числе совершенствование  существующих и внедрение новых  методов, технических средств  и технологии мониторинга земель  и др.

Белгородская область  располагает огромными земельными ресурсами, являющимися национальным богатством. Негативные последствия  нерационального землепользования, а также прямого техногенного воздействия на природную среду, прежде всего, сказываются на состоянии  почв – одного из главных слагаемых, входящих в понятие «земля», и  приводят к их деградации. Нарушения  функционирования почвенного и растительного  покрова приводит к деградации земель, под которой можно понимать процессы изменения свойств и состояния  земель, ведущие к снижению их природного плодородия и затрудняющие возможность  другого их хозяйственного или рекреационного использования. 

 

Исходя из норм, содержащихся в Положении, работы по ГМЗ, связанные  с изучением состояния и использования  земель в области осуществляются Управлением и территориальными отделами  с учетом форм статистического федерального государственного наблюдения при взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов по единовременным запросам с периодичностью один раз в год.

Руководствуясь Разъяснениями  Росреестра между Управлением и  главами местного самоуправления районов  и городских округов области  в 2012 году были заключены Соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене в области осуществления государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), целью которых  является совместное исполнение требований, установленных вышеуказанным Положением.

Управлением ежегодно формируются 18 отчетов о состоянии и использовании  земель на территории области (№ 22-С, № 22-У, № 23-О,  №23-Г, №24-О, №24-Г, №25-Г, №26-С, №24-А, №24-Б, №2-Т1, №2-Т2,  №2-ТА,          №2-ТБ, №2-Т3, №2-Т4, №2-Т5, №2-Т6). Общим для всех отчетов является то, что статистический отчет представляет собой обобщенный, систематизированный по определенному принципу свод документированных сведений о земельном фонде в определенных границах. При этом источником необходимых сведений служат землеустроительная, кадастровая, градостроительная, лесоустроительная документации, утвержденные в установленном порядке, а также решения и акты комиссий, содержащие сведения о состоянии и использовании земель.

Информация о предоставлении (перераспределении) государственных  и муниципальных земель и других решениях в отношении земельных  участков  предоставляется органами государственной власти и местного самоуправления районов и городских округов области.

Особое внимание при сборе  информации об использовании земель уделяется выявленным фактам ухудшения  состояния земель при изменении  целевого или фактического использования  земельных участков. Выявленные факты  представляют собой информационную основу для осуществления функции  государственного земельного надзора  с целью установления нарушений  земельного законодательства. В 2012 году государственными инспекторами по использованию и охране земель проведено 4549 проверок соблюдения земельного законодательства.

Потребность в предоставлении земельных участков  гражданам для индивидуального жилищного строительства, а также для развития промышленности обусловила изъятие  земель из сельскохозяйственного использования.

В целях реализации долгосрочной областной целевой программы  «Стимулирование развития жилищного  строительства на территории Белгородской области в 2011-2015 годах», в соответствии с которой разработаны стратегические направления в развитии жилищного  строительства на территории области, в 2012 году Правительством Белгородской  области были приняты распоряжения по переводу земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» на общей площади более 1,7 тыс. га земель.

Также из категории «земли сельскохозяйственного назначения»  в категорию «земли промышленности»  в 2012 году было переведено около 0,3 тыс. га земель, которые предоставлены  предприятиям для строительства  автомобильных дорог, для расширения карьера Стойленского Гока, ОАО «Лебединский ГОК» под хвостохранилище, для производственной базы и карьера минерального сырья, разработки карьеров и т.д.

Проведение работ, обработка  информации о состоянии и использовании  земель, анализ качественного состояния  земель с учетом воздействия природных  и антропогенных факторов, выявление  изменений состояния земель, оценка изменений качественного состояния  земель, прогноз развития негативных процессов, выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий  негативных процессов, руководствуясь Разъяснениями, осуществляется Исполнителями  работ в рамках государственных  контрактов.

Учитывая, что Управлению за последние десятилетия денежные средства из федерального, областного и местных бюджетов для  выполнения на территории области работ по осуществлению ГМЗ не выделялись, то  привлекать специализированные организации к выполнению каких-либо работ не представляется возможным.    

По сведениям о наличии  земель подготовлен ежегодный Доклад  о состоянии и использовании земель в Белгородской области, в котором имеется раздел III «Государственный мониторинг земель и землеустройство» и является информационным обеспечением деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан. Доклад размещен на сайте Управления to31.rosreestr.ru.                

Анализ данных ГМЗ и  других систем наблюдений за состоянием окружающей среды, предоставленные  специализированными организациями  области (ФГУ  «Центр агрохимической службы «Белгородский», Департамент агропромышленного комплекса области, Департамент имущественных и земельных отношений области, ООО «Белгородземпроект» и др.), которыми проводятся различные исследования в части эрозии почв и использования земель, показывает, что неэффективное использование земель способствует тому, что продолжается тенденция по ухудшению состояния земель.

Агрохимические характеристики по содержанию в почве фосфора, калия, кислотности  и содержания органических веществ в почвах приведены в таблицах  по данным ФГУ «Центр агрохимической службы «Белгородский». 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

               

Таким образом, по результатам агрохимического  обследования установлена тенденция  снижения обеспеченности пахотных почв области подвижным фосфором. Снижению обеспеченности черноземов подвижным  фосфором способствует увеличение степени  эродированности почв.

Наиболее  хорошо обеспечены обменным калием (137-146 мг/кг) почвы Алексеевского, Прохоровского и Чернянского районов, в меньшей степени (106-112 мг/кг) почвы  Ивнянского и Краснояружского районов.

В результате длительного  сельскохозяйственного использования, пахотные почвы лесной зоны, представленные темно-серыми лесными почвами, черноземами  оподзоленными, выщелоченными и  типичными, подкисляются. За период с 1975 по 2011 годы доля кислых почв увеличилась  с 22,9% по 44,2%.

Наибольшее высокое содержание огранического вещества (5,5%-5,8%) отмечено в пахотном слое Вейделевского, Прохоровского  и Губкинского районов. Наиболее низкие значения этого показателя (4,1%-4,5%) наблюдаются пахотных почвах западных районов: Грайворонском и Краснояружском.

В последние десятилетия  техногенное воздействие стало  ведущим по значимости и масштабу экологическим фактором, влияющим на эколого-экономическое состояние  территорий. Выработанное пространство карьеров оказывает негативное воздействие  на атмосферу, литосферу и гидросферу.

Нарушение земель происходит при разработке месторождений полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ. При этом нарушается или уничтожается почвенный покров, изменяется гидрологический  режим, образуется техногенный рельеф. В результате рекультивации на нарушенных землях создаются сельскохозяйственные и лесные угодья, водоемы различного назначения, рекреационные зоны, площади  для застройки.                

Анализ данных ГМЗ  и других наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что практически по всей территории области продолжается тенденция по ухудшению состояния земель.Хозяйственная деятельность человека сказывается на формировании почв при распашке, уничтожении естественной растительности и замене её культурной, применении удобрений, ядохимикатов, химической мелиорации, орошении, осушении и т.п. Среди опасных негативных процессов в области интенсивно развивается эрозия, заболачивание, засоление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота.

В структуре пахотных почв Белгородской области преобладают  типичные чернозёмы (39%), доля серых  и тёмно-серых лесных почв вместе с чернозёмами оподзоленными  и выщелоченными составляет 33,9%. Чернозёмы типичные карбонатные, а  также чернозёмы обыкновенные, обыкновенные карбонатные и остаточно карбонатные  занимают 19,4% пашни. На долю других почв приходится 7,5% площади. 

Информация о работе Государственный мониторинг земель