Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:14, реферат
Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ) установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.
Среди областей Центрально-Черноземного
района наиболее эродирована территория
Белгородской области, больше чем в других
областях подвержена смыву и размыву почв. Площадь
склоновых и эродированных земель в области
в 2-3 раза выше, чем в целом по Центрально-Черноземному
району. Изрезанность оврагами, балками
и руслами рек колеблется от 0,9 до 2,5 км/кв.
км, увеличиваясь с севера на юго-восток. На
смытых почвах, по сравнению с несмытыми,
мощность гумусового горизонта сокращается:
на слабосмытых - на 9-16 см, среднесмытых
- на 21-35 см и сильносмытых - свыше 40 см.
Сокращение мощности гумусового горизонта
приводит к резкому падению плодородия
почв: уменьшению содержания гумуса, элементов
питания, ухудшению агрофизических свойств
пахотного слоя, что приводит к снижению
урожайности сельскохозяйственных культур
на средне- и сильносмытых почвах в 2-3 раза
и более.
Распределение пашни по наличию
склоновых земель и фактическому проявлению
водной эрозии
Регион |
Площадь пашни, % на склонах |
Фактически эродировано пашни, % | ||||||
до1° |
1-3° |
3-5° |
>5° |
слабо |
средне |
сильно |
всего | |
Россия |
54,5 |
35,9 |
7,0 |
2,6 |
18,1 |
3,6 |
0,3 |
22,0 |
ЦЧР |
50,9 |
36,3 |
9,8 |
3,0 |
16,5 |
3,0 |
0,6 |
20,1 |
Белгородская область |
24,0 |
42,0 |
26,1 |
7,9 |
34,6 |
13,3 |
5,7 |
53,6 |
Высокая эродированность (43-60%) характерна для чернозёмов типичных, обыкновенных, серых и тёмно-серых лесостепных почв. Особенно сильно эродированы балочные почвы (83,2%).
Интенсивное эрозионное расчленение
– один из главных показателей
неблагоприятного экологического состояния
Белгородской области. Ущерб, который
эрозия наносит пахотным угодьям, как
более уязвимой категории земель,
приводит к безвозвратной потере
пахотного слоя, к падению плодородия
почв, к необходимости увеличения
объемов противоэрозионных
Общая протяженность овражно-балочной и речной сети составляет 50 тыс. км. В среднем на одно хозяйство приходятся 74 действующих оврага, в отдельных хозяйствах юго-востока области их число достигает 100-150.
В большей степени страдают
от поверхностной и линейной эрозии
земли восточных и юго-
В пределах области выявлено 9619 эрозионных форм рельефа, генетической разновидностью которых являются ложбины, лощины, склоновые овраги (7491 шт.); крупные балки, донные овраги и суходолы (1075 шт.); крупные донные овраги и малые водотоки (353 шт.); долины рек с четко выраженным руслом, поймой и террасами (70 шт.). Эрозионные формы первого порядка доминируют в рельефе Белгородской области. Они формируются на длинных пологих склонах, как правило, в хозяйственном исполнении – это агроландшафты.
На основе картографического
материала по области М1:200000 - почвенной
карты, карт структур почвенного покрова,
эрозионного районирования
Западный агроландшафтный округ площадью 620,4 тыс. га (23,5%) включает три вида агроландшафтов: черноземные несмытые, слабоэродированные и лесные среднеэродированные. Площадь эродированных почв составляет 30%.
Центральный агроландшафтный округ расположен на площади 1652,7 тыс. га (62,9%). В него входят пять видов агроландшафтов: черноземные карбонатные разной степени эродированности, лесные средне- и сильноэродированные, черноземно-лесные супесчаные и песчаные развеваемые. Здесь представлен склоновый тип местности. Площадь эродированных почв составляет около 60%.
Юго-
Постановлением Правительства
Белгородской области утверждена долгосрочная
целевая программа «
В рациональном использовании
ФГУ «Центр агрохимической службы «Белгородский» в 2011 году был осуществлен мониторинг почв кормов сельскохозяйственной продукции поверхностных и грунтовых вод на содержание токсичных компонентов и радионуклидов.
Анализируя результаты исследований можно констатировать, что превышение ориентировочно допустимых концентраций в почвах Ровеньского района не обнаружено среднее их содержание находится в пределах фоновых значений для черноземов
Токсикологические исследования на содержание в кормах свинца кадмия и других элементов проведены в образцах превышение допустимых уровней не установлено.
На протяжении ряда лет на территории области реализовывались программы и проекты, направленные на улучшение качества жизни населения области, рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды и экологической безопасности.
Распоряжением Правительства Белгородской области утверждена Концепция областного долгосрочного Проекта по озеленению и ландшафтному обустройству территории Белгородской области «Зелёная столица». В рамках данной Программы деревья высаживаются не только ради кислорода и красоты. Смыв почвы в реки ведет к опустыниванию территорий, а высаженные на эрозионных склонах леса не позволят земле так просто сползать в водоемы. За три года область позеленела почти на 44 тыс. гектаров. Еще 100 тыс. га земли нужно засадить, чтобы Белгородская область дышала глубоко. Для этого делается все. В 2012 году в лесных питомниках выращено более 33 миллионов саженцев. Кроме того, благодаря белгородцам собрано 260 тонн семян деревьев и кустарников.
В рамках областной программы «500 парков Белогорья» проведены работы в 171 парковой зоне, в том числе было заложено 82 новых парка и проведены работы по реконструкции в 89 существующих парках. Более 50% проверенных парковых зон не отвечают всем критериям по ландшафтному обустройству и озеленению.
В качестве положительного примера ландшафтного обустройства и культуры посадки и ухода за растениями можно отметить парки, созданные в Корочанском, Ракитянском и Новооскольском районах.
В ходе рекультивации территорий после технологического воздействия выполнены работы горнотехнического этапа на площади 305,8 га территорий, а также на площади 115,7 га высажено более 167,6 тыс. саженцев и семян деревьев, высеяно 305 кг семян многолетних трав.
В ходе сплошного облесения
меловых склонов и эрозионно-
В соответствии с
данным Положением
Следует признать, что сельскохозяйственные предприятия и органы местного самоуправления не уделяют достаточно внимания изучению качественного состояния земель в целях планирования и организации рационального, экономически выгодного использования земель и их охраны, а также не достаточно планируют проведение почвенных, геоботанических, агроэкологических обследований, разработку землеустроительных проектов по защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения в целях создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
В настоящее время отсутствие
актуальной картографической основы не
позволяет решать поставленные задачи
мониторинга. Имеющиеся топографические
карты и планово-
Землеустроительные материалы и документы, находящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее ГФДЗ) - почвенные, геоботанические, склоновых и эродированных земель, внутрихозяйственного землеустройства, карты (планы) по установлению (восстановлению) и закреплению в натуре границ муниципальных образований, городских и сельских поселений и населенных пунктов, карты (планы) границ особо охраняемых природных территорий и другие) используются для различных видов работ органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Предоставление материалов и документов из ГФДЗ осуществляется в соответствии с административным регламентом «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.11.2006 № 376. ГФДЗ Управления находится по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина, д. 39-а, 4 этаж, каб. № 403 (контактный телефон: 8(4722) 20-21-47.
Государственный мониторинг земель
Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ) установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.
Распоряжением правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы» определены основные направления дальнейшего развития в области управления земельным фондом, нацеленные на повышение эффективности использования земель, охраны земель как основного компонента окружающей среды.
В качестве одного из основных
направлений государственной
Порядок осуществления ГМЗ в Российской Федерации как части государственного мониторинга окружающей среды был установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.
Однако дальнейшее формирование и развитие современной и эффективной системы ГМЗ требует учета существенных изменений, которые произошли за последние десятилетия в нормативной правовой базе и, в особенности, в уровне развития технологий.
Наличие полной и достоверной информации является важнейшим фактором при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании земель необходима для информационного обеспечения рынка земель, а также для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой стоимости.