Государственный мониторинг земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:14, реферат

Описание работы

Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ) установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Интенсивное эрозионное расчленение  – один из главных показателей  неблагоприятного экологического состояния  Белгородской области. Ущерб, который  эрозия наносит пахотным угодьям, как  более уязвимой категории земель, приводит к безвозвратной потере пахотного слоя, к падению плодородия почв, к необходимости увеличения объемов противоэрозионных работ  и, следовательно, затратам на их осуществление.

Общая протяженность овражно-балочной и речной сети составляет 50 тыс. км. В среднем на одно хозяйство приходятся 74 действующих оврага, в отдельных  хозяйствах юго-востока области  их число достигает 100-150.

В большей степени страдают от поверхностной и линейной эрозии земли восточных и юго-восточных  районов – Алексеевский, Вейделевский, Валуйский, Красногвардейский, Ровеньский. Это обусловлено как природными, так и антропогенными факторами.

В пределах области выявлено 9619 эрозионных форм рельефа, генетической разновидностью которых являются ложбины, лощины, склоновые овраги (7491 шт.); крупные  балки, донные овраги и суходолы (1075 шт.); крупные донные овраги и малые  водотоки (353 шт.); долины рек с четко  выраженным руслом, поймой и террасами (70 шт.). Эрозионные формы первого  порядка доминируют в рельефе  Белгородской области. Они формируются  на длинных пологих склонах, как  правило, в хозяйственном исполнении – это агроландшафты.

На основе картографического  материала по области М1:200000 - почвенной  карты, карт структур почвенного покрова, эрозионного районирования составлена карта агроландшафтов территории Белгородской    области. Выделены агроландшафтные округа - Западный и Центральный (южная лесостепь) и Юго-Восточный (северная степь). Округа состоят из десяти видов агроландшафтов. Вид агроландшафта представляет собой целостное территориально-природное образование, простирающееся от верхней части водораздела до тальвега балки или русла реки и охватывает различные типы местности, формирующие определенную структуру почвенного покрова, её состав и эродированность. 

Западный агроландшафтный  округ площадью 620,4 тыс. га (23,5%) включает три вида агроландшафтов: черноземные  несмытые, слабоэродированные и лесные среднеэродированные. Площадь эродированных  почв составляет 30%.

Центральный агроландшафтный  округ расположен на площади 1652,7 тыс. га (62,9%). В него входят пять видов  агроландшафтов: черноземные карбонатные  разной степени эродированности, лесные средне- и сильноэродированные, черноземно-лесные супесчаные и песчаные развеваемые. Здесь представлен склоновый  тип местности. Площадь эродированных  почв составляет около 60%.   

 
                 Юго-Восточный агроландшафт занимает 354,9 тыс. га (13,6%), включает территории Ровеньского, Вейделевского, Валуйского районов  и состоит из двух видов агроландшафтов – черноземные солонцевато-карбонатно-меловые  и черноземы обыкновенные разной степени эродированности. 

Постановлением Правительства  Белгородской области утверждена долгосрочная целевая программа «Известкование кислых почв на территории Белгородской области на 2010-2015 годы». В рамках этой программы в течение двух лет было произвестковано 23033 гектаров пашни. В настоящее время в области около 440 тыс. га кислых почв. В юго-восточных и восточных районах области, входящих в степную зону (Алексеевском, Валуйском, Вейделевском, Волоконовском, Красногвардейском, Ровеньском), также есть определенная доля кислых почв (1,8-29,3%). 

В рациональном   использовании  земельного  фонда    области   большое внимание уделяется агроэкологическому мониторингу. Среди многочисленных загрязнителей среды обитания наиболее опасными для здоровья человека являются тяжелые металлы соединения в виде солей органоминеральных комплексов в составе материнских пород, а также природные и техногенные радионуклиды.

ФГУ «Центр агрохимической службы «Белгородский» в 2011 году был осуществлен мониторинг почв кормов сельскохозяйственной продукции поверхностных и грунтовых вод на содержание токсичных компонентов и радионуклидов.

Анализируя результаты исследований можно констатировать, что превышение ориентировочно допустимых концентраций в почвах Ровеньского района не обнаружено среднее их содержание находится  в пределах фоновых значений для  черноземов

Токсикологические исследования на содержание в кормах свинца кадмия и других элементов проведены  в образцах превышение допустимых уровней  не установлено.  

 

 
 
 
                Правительством области большое  внимание уделяется созданию новой  комфортной духовно-нравственной среды  белгородцев.

На протяжении ряда лет  на территории области реализовывались  программы и проекты, направленные на улучшение качества жизни населения  области, рациональному использованию  природных ресурсов, охране окружающей среды и экологической безопасности.

Распоряжением Правительства  Белгородской области утверждена Концепция областного долгосрочного Проекта по озеленению и ландшафтному обустройству территории Белгородской области «Зелёная столица». В рамках данной Программы деревья высаживаются не только ради кислорода и красоты. Смыв почвы в реки ведет к опустыниванию территорий, а высаженные на эрозионных склонах леса не позволят земле так просто сползать в водоемы. За три года область позеленела почти на 44 тыс. гектаров. Еще 100 тыс. га земли нужно засадить, чтобы Белгородская область дышала глубоко. Для этого делается все. В 2012 году в лесных питомниках  выращено более 33 миллионов саженцев. Кроме того, благодаря белгородцам собрано 260 тонн семян деревьев и кустарников.

В рамках областной программы  «500 парков Белогорья» проведены работы в 171 парковой зоне, в том числе  было заложено 82 новых парка и проведены работы по реконструкции в 89 существующих парках. Более 50% проверенных парковых зон не отвечают всем критериям по ландшафтному обустройству и озеленению.

В качестве положительного примера ландшафтного обустройства и культуры посадки и ухода  за растениями можно отметить парки, созданные в Корочанском, Ракитянском  и Новооскольском районах.

В ходе рекультивации территорий после технологического воздействия  выполнены работы горнотехнического  этапа на площади 305,8 га территорий, а также на площади 115,7 га высажено  более 167,6 тыс. саженцев и семян деревьев, высеяно 305 кг семян многолетних трав.

В ходе сплошного облесения  меловых склонов и эрозионно-опасных  участков на 7 400 га высажено более 17,4 млн. шт. саженцев. Приживаемость высаженных в весенний период насаждений составила 62%.  В целях совершенствования работы в области обеспечения и сохранности плодородия почв на территории области принято постановление Губернатора Белгородской области от 27.02.2004 № 57  «Об утверждении положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области».     

 В соответствии с  данным Положением землепользователи,  использующие земли сельскохозяйственного  назначения в сельскохозяйственном  производстве, независимо от их  организационно-правовой формы,  должны осуществлять мероприятия  по воспроизводству плодородия  почв на территории области. Кроме того, землепользователи должны в месячный срок с момента регистрации прав на землю, через специализированные предприятия заключать договора на выполнение работ по комплексному агрохимическому обследованию почв сельскохозяйственных угодий и на разработку проекта внутрихозяйственного землеустройства.

Следует признать, что сельскохозяйственные предприятия и органы местного самоуправления не уделяют достаточно внимания изучению качественного состояния  земель в целях планирования и организации рационального, экономически выгодного использования земель и их охраны, а также не достаточно планируют проведение почвенных, геоботанических, агроэкологических обследований, разработку землеустроительных проектов по защите земель от эрозии, подтопления, заболачивания, загрязнения в целях создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

В настоящее время отсутствие актуальной картографической основы не позволяет решать поставленные задачи мониторинга. Имеющиеся топографические  карты и планово-картографический материал относятся к середине 80-х - началу 90-х годов прошлого века. Темпы работ по централизованному обновлению карт существенно снизились, при этом за последние годы состояние агроландшафта существенно изменилось, особенно в интенсивно развивающихся районах.

Землеустроительные материалы и документы, находящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее ГФДЗ) - почвенные, геоботанические, склоновых и эродированных земель, внутрихозяйственного землеустройства, карты (планы)  по установлению (восстановлению) и закреплению в натуре границ муниципальных образований, городских и сельских поселений и населенных пунктов, карты (планы) границ особо охраняемых природных территорий и другие)  используются для различных видов работ органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Предоставление материалов и документов из ГФДЗ осуществляется в соответствии с административным регламентом «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.11.2006  № 376. ГФДЗ Управления находится по адресу: г. Белгород, ул. Мичурина,  д. 39-а, 4 этаж, каб. № 403 (контактный телефон: 8(4722) 20-21-47. 

 

Государственный мониторинг земель

 

Законодательные основы государственного мониторинга земель (далее ГМЗ)  установлены Земельным Кодексом Российской Федерации, его место в системе государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) определено в ряде Федеральных Законов и постановлений Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом от 21.11.2011 № 331-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «Об охране окружающей среды»  были внесены изменения в ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации, которым определено, что  ГМЗ является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Распоряжением правительства  Российской Федерации от 03.03.2012 № 297-р «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы» определены основные направления дальнейшего развития в области управления земельным фондом, нацеленные на повышение эффективности использования земель, охраны земель как основного компонента окружающей среды.

В качестве одного из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом на 2012-2017 годы определено развитие ГМЗ. Особенностью мониторинга земель является то, что в отличие от других отраслевых систем мониторинга  является комплексным  и включает в себя мониторинг таких важнейших компонентов природной среды, как почвы, растительность, водные ресурсы.

Порядок осуществления ГМЗ  в Российской Федерации как части  государственного мониторинга окружающей среды был установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства  Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.

Однако дальнейшее формирование и развитие современной и эффективной  системы ГМЗ  требует учета существенных изменений, которые произошли за последние десятилетия в нормативной правовой базе и, в особенности, в уровне развития технологий.                 

Наличие полной и достоверной  информации является важнейшим фактором при принятии любых управленческих решений. Помимо ведущей роли в государственном  управлении земельными ресурсами информация о состоянии и использовании  земель необходима для информационного  обеспечения рынка земель, а также  для целей государственного земельного кадастра при определении кадастровой  стоимости.                

Ведение ГМЗ является одной из функций  Управления Росреестра по Белгородской области (далее – Управление), которое  в своей деятельности руководствуется вышеуказанным Положением и разъяснениями Росреестра по вопросу ведения государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), направленных в территориальные управления для использования в работе письмом от 09.12.2011 № 16-8065-ВФ (далее – Разъяснения).

В целях реализации Положения было принято постановление Губернатора области  от  05.03.2004  № 63 «О разработке проекта областной целевой программы «Государственный мониторинг земель в Белгородской области на 2005-2010 годы». Целью работ по программе мониторинга земель являлось осуществление регионального и локального мониторинга земель области для информационного обеспечения кадастра, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель, своевременного выявления изменения состояния земельного фонда, его оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

Основными задачами мониторинга  земель в области являются:

- сбор и анализ фондовых  картографических, статистических, архивных  и других материалов и данных  о состоянии и динамике земельного  фонда на территории полигонов  и области в целом;

- ведение наблюдений за  изменением состояния и использования  земель, а также за развитием  негативных процессов;

- разработка ландшафтно-экологического  районирования территории области  с выделением ареалов основных, негативных процессов по видам  и степени их воздействия на  состояние земельного фонда;

Информация о работе Государственный мониторинг земель