Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 11:56, контрольная работа
Земли населенных пунктов играют важную роль в жизни общества, выполняя функцию территориально-пространственного базиса. Занимая сравнительно небольшую площадь по отношению ко всей территории, эти земли являются местом проживания большей части населения. Земли, занятые населенными пунктами, предназначены для размещения городов, поселков, сельских населенных пунктов и объектов недвижимости, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Земельное законодательство выделяет эти земли в качестве отдельной категории земель. Землями населенных пунктов являются все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунтов (ст. 70 ЗК). Правовой режим этой категории земель определен в ЗК и Градостроительном кодексе РФ.
. Понятие земель населенных пунктов.
2. Источники правового регулирования использования и охраны земель населенных пунктов.
3. Понятие и правовые основы зонирования территории земель населенных пунктов.
4. Территориальные зоны в составе земель населенных пунктов, их состав и правовой режим.
5. Особенности перевода земель насаленных пунктов в иные категории земель и земель из других категорий в земли населенных пунктов.
6. Практическое задание
7. Список использованной литературы
Самарский государственный экономический университет
Заочный факультет
Драгунова Олеся Александровна
Курс 1
Направление СИНД
Контрольная работа №5 « Понятие, состав и правовой режим земель населенных пунктов»
По дисциплине Земельное право
Самара 2014
Содержание:
1. Понятие земель населенных пунктов.
2. Источники правового регулирования использования и охраны земель населенных пунктов.
3. Понятие и правовые основы зонирования территории земель населенных пунктов.
4. Территориальные зоны в составе земель населенных пунктов, их состав и правовой режим.
5. Особенности перевода земель насаленных пунктов в иные категории земель и земель из других категорий в земли населенных пунктов.
6. Практическое задание
7. Список использованной
Земли населенных пунктов играют важную
роль в жизни общества, выполняя функцию территориально-
Все поселения подразделяются на несколько типов. В основу их классификации положены
следующие критерии: численность населения,
научно-производственная специализация
поселений, значение поселений в системе
расселения населения и административно-
В законодательстве о
Поселения делятся на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки,
аулы, стойбища, заимки и иные).
В зависимости от численности населения
городские и сельские поселения соответственно
подразделяются на: сверхкрупные города
(численность населения свыше 3 млн человек);
крупнейшие города (численность населения
от 1 млн до 3 млн человек); крупные города
(численность населения от 250 тыс. до 1 млн
человек); большие города (численность
населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);
средние города (численность населения
от 50 тыс. до 100 тыс. человек); малые города
и поселки (численность населения до 50
тыс. человек); крупные сельские поселения
(численность населения свыше 5 тыс. человек);
большие сельские поселения (численность
населения от 1 тыс. до 5 тыс. человек); средние сельские
поселения (численность населения от 200
человек до 1 тыс. человек); малые сельские
поселения (численность населения менее
200 человек).
Составные части земель населенных пунктов имеют различное целевое назначение. Однако правовой режим всех этих видов земель в целом подчинен главной задаче — обслуживанию различного рода нужд населенного пункта. Их объединяет общее основное целевое назначение всех составных частей данной категории земель.
Земли городской, поселковой и сельской застройки — наиболее важная часть земель населенных пунктов. К ним относятся земли, застроенные и подлежащие застройке жилыми, культурно-бытовыми, административными, деловыми, производственными, складскими, религиозными и иными строениями и сооружениями. Эти земли предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства (ст. 75 ЗК).
Земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят из земель, используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи), полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и других земель, служащих для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта. На этих землях осуществляется право общего землепользования и большая их часть не предоставляется конкретным организациям. В то же время на землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски и т.п.).
В составе земель населенных пунктов могут находиться земли сельскохозяйственного использования и другие угодья.
Земли, занятые лесами, в населенных пунктах служат целям охраны ландшафтов, растительного и животного мира, сохранения окружающей среды, улучшения микроклимата, организации отдыха населения, защиты территории от ветровой и водной эрозии. Леса на землях населенных пунктов (поселений) не входят в состав лесного фонда (ст. 7 ЛК). Леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Согласно ст. 79 ЗК к землям промышленности, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач. Размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
Характеризуя в целом правовой режим земель населенных пунктов, следует выделить следующие его отличительные черты: планирование использования земель населенных пунктов, зонирование их территорий и регулирование застройки земель населенных пунктов. Использование этих правовых инструментов позволяет обеспечить комплексное правовое регулирование использования данных земель и объектов недвижимости, прочно связанных с землей.
2. Источники правового
регулирования использования и
охраны земель населенных
Необходимость охраны земель прямо вытекает из принципов земельного законодательства, сформулированных в ст. 1 ЗК РФ, включая учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и т.д.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли и почвы.
Охрана земель - это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния. Данное определение прямо вытекает из международных природоохранных документов и конституционной нормы о том, что земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В самом общем виде система землеохранных мероприятий состоит из трех направлений: сохранение земли, т.е. недопущение ухудшения ее
качественных показателей; восстановление качества земель (посредством рекультивации); улучшение состояния земель (посредством мелиорации).
Общими целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной и иной деятельности (ст. 12 3К РФ).
Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Засыхание земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).
Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующееся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).
Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека.
Соответственно, под восстановлением земель следует понимать возврат землям существующего ранее плодородия, нарушенного прошлой деятельностью человека или природными процессами.
За нарушение предусмотренных ЗК РФ обязанностей по охране земель собственники, владельцы, пользователи и арендаторы могут быть привлечены к юридической ответственности. Так, в соответствии со ст. 8.6. КоАП РФ виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности за порчу земель; ст. 8.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за использование земель не по целевому назначению и т.д. В случае повышенной общественной опасности деяния к виновным могут быть применены и меры уголовной ответственности (ст. 254 УК РФ). Наконец, за нарушение норм и правил по охране земель предусмотрены меры земельно-правовой ответственности (п. 2 ст. 45 3К РФ).
3. Понятие и правовые основы зонирования территории земель населенных пунктов.
Градостроительный кодекс РФ в ст. 1 определяет зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Зонирование осуществляется посредством правового зонирования — деятельности органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса в генеральном плане городского или сельского поселения определяются зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон. Правила застройки включают в себя также схему зонирования — графический материал (границы территориальных зон
различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны).
Градостроительная деятельность граждан и юридических лиц, являющихся собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, осуществляется на основании разрешенного использования объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, предусмотренными правилами застройки, а также с соблюдением красных линий(границ, отделяющих территории кварталов, микрорайонов других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях (ст. 1 Градостроительного кодекса)., которые установлены проектами планировки (ст. 16)). Кроме того, ст. 20 Градостроительного кодекса возлагает на эти лица обязанность осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки. Согласно п. 2 ст. 66 Градостроительного кодекса нарушение правового режима использования территориальных зон влечет применение мер административной ответственности.
4. Территориальные зоны в составе земель населенных пунктов, их состав и правовой режим.
В ст. 40—48 Градостроительного кодекса
определены виды территориальных зон и основные положения их правового режима.
Так, на территориях городских и сельских
поселений могут устанавливаться территориальные
зоны следующих видов: жилые; общественно-деловые;
производственные; инженерной и транспортной
инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного
использования; специального назначения;
военных объектов, иные зоны режимных
территорий.
В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений, установленных земельным законодательством РФ, законодательством РФ об охране окружающей природной среды, законодательством РФ об охране памятников истории и культуры, иным законодательством РФ.
Кроме территориальных зон устанавливаются пригородные зоны городов. Их правовой режим регулируется ст. 49 и 50 Градостроительного кодекса. Использование территории пригородной зоны города и градостроительная деятельность в ее границах осуществляются с учетом интересов населения города и населения поселений, входящих в пригородную зону, а также интересов других лиц. Зонирование территорий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории субъекта РФ, части территории субъекта РФ, района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планах городов, которые разрабатываются вместе с их пригородными зонами, с учетом земле- и лесоустроительной документации.
В пределах пригородных зон городов выделяются зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещена хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду. Строительство, реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резерва в границах пригородной зоны города осуществляются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса ограничения на использование территорий для градостроительной деятельности устанавливаются также в следующих зонах: зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе
округов санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные
полосы; зоны санитарной охраны источников
водоснабжения; зоны залегания полезных
ископаемых; территории, подверженные
воздействию чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера; зоны чрезвычайных
экологических ситуаций и экологического
бедствия;
зоны с экстремальными природно-климатическими
условиями; иные зоны, установленные в
соответствии с законодательством РФ
и законодательством субъектов РФ.
Информация о работе Понятие, состав и правовой режим земель населенных пунктов