Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:08, контрольная работа

Описание работы

Особенности земель сельскохозяйственного назначения, классифицированные по перечисленным трем уровням, позволяют построить целостную систему правового режима этих земель. Регулирование правового режима земель сельскохозяйственного назначения, его возникновение, изменение и дифференциация осуществляются исполнительными органами государственной власти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения……………...3
2. Порядок и особенности использования земель сельскохозяйственного назначения………………………………………………………………………...6
3. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения………..11
3.1. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения до принятия Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения………………………………………………………………………..11
3.2. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения после принятия Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...29
Задачи…………………………………………………………………………….31

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.82 Кб (Скачать файл)

Земельные участки из состава  земель сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены юридическим  лицам, которые могут быть коммерческими  организациями и некоммерческими.

Коммерческие организации  в форме хозяйственных товариществ  и обществ, производственных кооперативов имеют общую правосубъектность (статья 49 Гражданского кодекса РФ). Как разъяснили Пленумы Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, Постановление  Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума  ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» от 01.07.1996 // Вестник ВАС  РФ. - 1996. - № 9. коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий  и иных организаций, предусмотренных  законом, наделены общей правоспособностью  и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

 

Следовательно, хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы могут получить землю  независимо от уставных целей деятельности, если в их учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая  организация вправе заниматься. Главное, чтобы эти организации использовали землю по основному целевому назначению - для ведения сельскохозяйственного  производства или иных связанных  с ним целей. Это может быть как основной вид деятельности организации, так и вспомогательный в виде подсобного производства, филиала и  т.п.

Унитарные предприятия и  некоммерческие организации, такие, как: потребительские кооперативы (например, садоводческие товарищества), общественные организации, религиозные организации (объединения), благотворительные фонды  и иные, могут получить земельные  участки из состава земель сельскохозяйственного  назначения только при наличии специальной  правосубъектности. В уставе организации  должен быть предусмотрен такой вид  деятельности, как ведение сельскохозяйственного  производства, или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.

Особыми субъектами являются станичные и иные казачьи общества. Они представляют собой юридические  лица, которым безвозмездно отводятся  земельные наделы для коллективного  землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей либо общей собственности  на землю (долевой или совместной).

Размер земельного надела, предоставляемого хуторскому и станичному обществу, определяется исходя из количества его участников в соответствии с  установленным порядком, а также  взятых ими на себя обязательств по несению государственной службы и необходимости создания запаса земель, обеспечивающего коллективное землепользование при расширении состава  общества, выделение земельных участков гражданам, пожелавшим выйти из казачьего  общества.

Родовые общины и семьи  из числа малочисленных народов  Севера, связанные с традиционными  отраслями и промыслами, также  являются особыми субъектами. Им передаются для использования оленьи пастбища, охотничьи рыболовные и другие угодья для комплексного использования (оленеводства, охотничьего, рыболовного и морского зверобойного промыслов, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и других).

Без согласия родовых общин  и семей из числа малочисленных  народов Севера земельные участки  не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием. Боголюбов С. А. Земельное право. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2003. - С. 95.

Земли сельскохозяйственного  назначения ограничены в обороте. Оборот земель сельскохозяйственного назначения, а также порядок использования  земельных долей, возникших в  результате приватизации сельскохозяйственных угодий, предполагается регулировать специальным Федеральным законом  об обороте земель сельскохозяйственного  назначения. Федеральный закон «Об  обороте земель сельскохозяйственного  назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3018, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3098. Однако эти  ограничения не распространяются на земельные участки, предоставленные  из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального  жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и  дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные  участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

В соответствии с принципом  приоритета сохранения особо ценных земель, установленным в статье 1 Земельного кодекса РФ, изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения для иных целей ограничивается или  запрещается в порядке, установленном  федеральными законами.

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного  назначения имеют приоритет в  использовании и подлежат особой охране.

Для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные  для ведения сельскохозяйственного  производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного  назначения худшего качества по кадастровой  стоимости. Для строительства линий  электропередачи, связи, автомобильных  дорог, магистральных трубопроводов  и других подобных сооружений допускается  предоставление сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного  назначения более высокого качества. Данные сооружения размещаются главным  образом вдоль автомобильных  дорог и границ полей севооборотов.

Изъятие, в том числе  путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования  сельскохозяйственных угодий, кадастровая  стоимость которых превышает  свой среднерайонный уровень, допускается  только в исключительных случаях, связанных  с выполнением международных  обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием  объектов культурного наследия Российской Федерации, строительством и содержанием  объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, автомобильных  дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и  других подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том  числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений  научно-исследовательских организаций  и учебно-опытных подразделений  образовательных учреждений высшего  профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых  существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов  Российской Федерации включены в  перечень земель, использование которых  для других целей не допускается.

Использование земельных  долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом об обороте  земель сельскохозяйственного назначения.

Ограничения изъятия ценных и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий предусмотрены в пунктах 2 - 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.

Однако теперь такие ограничения  распространяются лишь на сельскохозяйственные угодья из состава земель сельскохозяйственного  назначения.

В силу ч. 2 ст. 79 Земельного кодекса  РФ для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные  для ведения сельскохозяйственного  производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного  назначения худшего качества по кадастровой  стоимости.

При решении вопроса о  предоставлении земель сельскохозяйственного  назначения для несельскохозяйственных нужд существенное значение имеет вопрос о качестве земель и их пригодности  для ведения сельскохозяйственного  производства. При этом указанная  норма, позволяющая использование  земель с несельскохозяйственными  целями, не содержит правила о переводе таких земель в иную категорию  в порядке, предусмотренном ст. 8 Земельного кодекса РФ. Постановление  ФАС Уральского Округа от 28.01.2004 №  Ф09-67/04-ГК.

Критерием отнесения сельскохозяйственных угодий к ценным и особо ценным является кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий. В соответствии с п. 6 Правил проведения государственной кадастровой  оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 Постановление Правительства  РФ «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» от 08.04.2000 № 316 (ред. от 11.04.2006) // СЗ РФ от 17.04.2000, № 16, ст. 1709, СЗ РФ от 17.04.2006, № 16, ст. 1744., государственная кадастровая  оценка сельскохозяйственных угодий вне  черты городских и сельских поселений  и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.

 

3. Особенности  оборота земель сельскохозяйственного  назначения

 

3.1. Особенности  оборота земель сельскохозяйственного  назначения до принятия Федерального  закона об обороте земель сельскохозяйственного  назначения

К регулированию оборота  земель сельскохозяйственного назначения применяются особые правила. Если рассматривать  землю, в том числе сельскохозяйственную, в ряду имуществ, оборот которых  регулируется частным (гражданским) правом, или даже в составе отдельного вида имущества - недвижимости, все  же следует признать, что земля  является особым имуществом, оборот которого требует специального правого регулирования.

Пункт 6 ст. 27 ЗК РФ предусматривает, что оборот земель сельскохозяйственного  назначения должен регулироваться Федеральным  законом об обороте земель сельскохозяйственного  назначения. Согласно п. 7 данной статьи указанная выше норма не распространяется на земли, предоставленные из состава  сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального  жилищного и гаражного строительства, ведения личного подсобного и  дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями.

Таким образом, на первый взгляд можно сделать вывод о том, что до момента принятия Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения»  никакие сделки в отношении земель сельскохозяйственного назначения не допускались. Однако такой вывод  не соответствует действующему законодательству. Собственник участка земель сельскохозяйственного  назначения вправе совершать практически  любые сделки, в том числе купли-продажи, со своим имуществом на основании  ст. 36 Конституции РФ, Конституция  Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212. ст. 209 и 260 ГК РФ, согласно которым  собственнику принадлежат права  владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных  отношений и развитии аграрной реформы  в России», граждане и юридические  лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в  залог, аренду, обменивать, а также  передавать земельный участок или  его часть в качестве взноса в  уставные фонды (капиталы) акционерных  обществ, товариществ, кооперативов, в  том числе с иностранными инвестициями.

Законодательство, действовавшее  до принятия Федерального закона «0б  обороте земель сельскохозяйственного  назначения», практически не ограничивало оборота этих земель, за одним исключением. Статья 63 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» Федеральный  закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»  от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 30.12.2004) // СЗ РФ от 20.07.1998, № 29, ст. 3400, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 42. не допускает ипотеку земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, ст. 8 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» Федеральный  закон «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ (ред. от 30.06.2006) // СЗ РФ от 29.10.2001, № 44, ст. 4148, СЗ РФ от 03.07.2006, № 27, ст. 2881. предусматривает, что оборот этих земель осуществляется в соответствии с гражданским  законодательством и Земельным  кодексом РФ с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и иного законодательства. Предусмотрено также, что, во-первых, при переходе права на земельный  участок категория земель не изменяется; во-вторых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица вправе использовать эти земли только на аренды; в-третьих, не допускается приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. - М.: Юристъ, 2000. - С. 402.

Информация о работе Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения