Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:46, дипломная работа
Цель исследования – разработка маркетинговой стратегии в конкретном хозяйстве с учетом закономерностей технико-экономического развития сельхозпроизводства в условиях динамично меняющейся внешней среды. В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
- дана характеристика современного состояния развития производственно-экономических отношений АПК в России в целом и в Краснодарском крае;
- представлена система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России и кратко рассмотрены общие принципы и методы маркетинга, а также его функции;
- детально проанализирован производственно – экономический потенциал предприятия ОАО «Трудовое» (Ленинградский район Краснодарского края);
- разработана стратегия создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» и дан прогноз эффективности такой службы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ………....8
1.1.Краткая характеристика состояния аграрного сектора Краснодарского края …………………………..…………………………………..15
Глава 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………….17
2.1. Функции и основные принципы маркетинга, его методы и содержание………………………………………………………………………….17
2.2. Организация маркетинговой деятельности на предприятиях, ее цели и задачи……………………………………………………………………………...21
2.3. Система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России……………………………………………………………………23
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТРУДОВОЕ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА…………………………………………………..26
3.1.Местоположение. Природно-климатические и почвенные условия. Основные экономические показатели деятельности хозяйства. …….…26
3.2.Земельные фонды предприятия. ………………….…………………31
3.3.Основные и оборотные средства производства…………….………32
3.4.Трудовые ресурсы ……………………………………………………39
3.5.Анализ финансового состояния ОАО «Трудовое»……………...….41
3.6.Организационная структура управления ……………………..…….42
3.7.Организация учетной работы и внутрипроизводственного контроля…………………………………………………………………….44
3.8. Краткий анализ производства и реализации основной продукции предприятия, характеристика потребителей. ……………………………47
3.9. Характеристика службы маркетинга ОАО «Трудовое» ………….49
4. СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ОАО «ТРУДОВОЕ» ………….....51
4.1. Анализ, оценка результатов маркетинговой деятельности и меры по ее улучшению…………………………………………………………….51
4.2. Задачи, функции и структура службы маркетинга……...…………..59
4.3. Оценка эффективности создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» ………………………………………………………………....69
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………...73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
По сравнению с
На реализацию мероприятий Госпрограммы из федерального бюджета в 2008 году было направлено 138 млрд руб. Одним из важнейших механизмов реализации Госпрограммы по разделу «Достижение финансовой устойчивости хозяйств» является повышение доступности кредитов на условиях субсидирования процентной ставки. В 2010 году, по данным Минсельхоза России, привлечение кредитных ресурсов в целом увеличилось на 38 % по сравнению с предыдущим годом и составило 420,9 млрд руб., из которых 53 % — краткосрочные кредиты, 35 % — инвестиционные, 12 % — кредиты, полученные на развитие малых форм хозяйствования.
В целях дополнительной поддержки отрасли приняты постановления Правительства РФ о пролонгации краткосрочных кредитов еще на шесть месяцев с субсидированием процентной ставки и инвестиционных кредитов с 8 до 11 лет. Увеличены сроки лизинга оборудования до 15 лет и на 12 месяцев продлены сроки внесения авансов. Государство, расширяя доступность кредитов, повысило размер компенсаций части процентной ставки ЦБ РФ (до 80 % от ставки рефинансирования).
Одной из злободневных проблем
аграрной сферы остается социальное
развитие. На селе сохраняется тревожная
демографическая ситуация. Снижается
численность людей
Низкий, социально-несправедливый уровень заработной платы не обеспечивает необходимое стимулирование и тормозит повышение производительности труда в отрасли, выступает главным фактором непрестижности сельскохозяйственного труда.
Несмотря на многочисленные решения, постановления и программы научно-технического развития, значительного улучшения пока нет, а начавшийся финансово-экономический кризис еще больше обострил проблему выхода нашей экономики из «инновационной ямы». В нашей стране еще не создана целостная национальная инновационная система. В Госпрограмме до 2012 года намечен ряд мероприятий, направленных на стимулирование инноваций.
Еще одним сдерживающим фактором
развития отечественного производства
является рост объемов импорта
Таким образом, проблема повышения
эффективности воспроизводства
в аграрном секторе экономики
в условиях кризиса со стороны
государства должна решаться в сфере
совершенствования системы
В данном дипломном проекте представлено предприятие ОАО «Трудовое», которое занимается растениеводческой деятельностью - выращиванием плодов семечковых и косточковых (яблок различных сортов, персиков, нектаринов и т.д.) В качестве объекта исследования данное предприятие интересно в том числе и потому, что Россия является импортером яблок № 1 в мире масштабе.
В 2011 году урожай яблок в России составил 910 тыс. тонн, 61,5% из которых были произведены частными домашними хозяйствами, остальные – промышленными предприятиями. Ожидается, что в 2012 году производство вырастет на 5% и достигнет 955,5 тыс. тонн. Такие прогнозы опубликовало МСХ США/USDA, в очередном докладе, посвященном российскому рынку яблок, груш и винограда.
Голден Делишез, Ред Чиф, Семеренка, Гренни Смит, Айдаред, Гала и Большевик – самые популярные сорта в России. В 2010 году площадь яблоневых садов сократилась на 3,5% и составила 217 тыс. га, средняя производительность достигла 5,2 тонны/га.
Ожидается, что в 2012 году общее потребление яблок в России вырастет с 1,53 млн. тонн до 1,55 млн. тонн. В 2010 году потребление выросло на 7% и достигло 11,1 кг/чел в год. Яблоки занимают 25% фруктового рынка страны. Россиянам хорошо известны такие сорта, как Семеренко, Белый налив, Ранет, Роял Гала, Голден и Грэнни Смит. В период с сентября по ноябрь на рынке представлена продукция местного производства, в частности, из Краснодарского края, Липецкой области, которым и отдается предпочтение россиян в этот период.
В 2010 году Россия стала крупнейшим
импортером яблок в мире. Поставки достигли
1,11 млн. тонн, что на 9,36 тыс. тонн меньше по сравнению с 2009 годом. В денежном
выражении импорт вырос на 24% и достиг
$719,1 млн. Основными поставщиками стали
Польша (252,77 тыс. тонн), Китай (158,31 тыс. тонн),
Молдова (148,59 тыс. тонн) и Сербия (96,98 тыс.
тонн).
Рисунок 2.
Доля поставок из стран СНГ составила 20%. Импорт яблок из стран Южного полушария вырос в 2010 году на 36%, что привело к уменьшению доли европейских поставщиков на этом рынке.
Специалисты USDA ожидают небольшого роста импорта в 2011 году – до 1,12 млн. тонн, главным образом за счет увеличения поставок из Европы. В период с июля по август Россия увеличила импорт на 30% за счет больших объемов из Молдовы, Украины и Аргентины.
Ослабление российского рубля в 2012 году
может привести к общему спаду импорта
фруктов из стран с устойчивой валютой.
Обильный урожай яблок в Польше, Молдове,
Сербии и Украине дает этим странам возможность
существенно расширить свое присутствие
на российском рынке.
Россия так же является вторым
в мире импортером персиков. Спрос
на персики и нектарины в
России неуклонно растет. В период
с января по май 2011 года импорт
этих косточковых вырос на 80% в
объеме и на 157% - в цене.
С 2008 года
производство косточковых в России упало
с 479, 54 тыс. тонн до 430,69 – в 2010 году. Частными
хозяйствами производится порядка 77% всего
производства. Площадь садов под коммерческим
производством косточковых сократилась
с 18,7 тыс. га в 2006 году до 13,4 тыс. га – в
2010.
Производство персиков в России в 2010 году составило 42 тыс. тонн.
В 2011 году производство персиков в России составило 24,5 тыс. тонн, что немного меньше полученного в 2010 году объема – 26 тыс. тонн. Внутреннее производство покрывает порядка 10% потребления. Ожидается, что в 2012 году потребление персиков, как и в предыдущие годы, продолжит расти. Около 90% потребления персиков и нектаринов приходится на период с июня по сентябрь.
Импорт персиков в 2011 году вырос на 5% по сравнению с предыдущим годом и достиг 234,1 тыс. тонн. Импорт составляет порядка 90% рынка персиков и 100% - нектаринов. Импорт растет за счет роста потребления, низкого производства внутри страны и роста покупательской способности россиян.
Основу экономического потенциала
Краснодарского края составляют агропромышленный,
топливно-энергетический, транспортный,
курортно-рекреационный
Богатые и разнообразные почвенно-
В крае создан мощный агропромышленный комплекс, который производит в натуральном выражении 100 % чая и субтропических культур, 75 % риса, более 50 % винограда, 40 % зерновой кукурузы, 27 % сахарной свёклы, 20 % подсолнечника, 10 % зерна от общих площадей Российской Федерации.
На Кубани возделывается более 100 сельскохозяйственных культур. Сельскохозяйственные угодья занимают 4185,5 тыс. га, в том числе пашня – 3722 тыс. га.
Агропромышленный комплекс - основная
отрасль народного хозяйства
края. Здесь занята половина трудоспособного
населения края.
АПК включает 767 сельхозпредприятий по
производству, из них: 60 колхозов, 4 совхоза,
703 - новых формирований (АО, АОЗТ, ТО, АФ
и др.), 137 предприятий по обслуживанию
сельского хозяйства, 18997 - крестьянских
(фермерских) хозяйств.
Переработкой
Предприятия пищевой промышленности находятся
почти во всех городах и районах края.
Их продукция в широком ассортименте реализуется
населению Кубани, регионам России и поставляется
за рубеж. Но одним из наиболее острых вопросов
реализации продукции, управления всем
производством в целом на предприятиях
сегодня упирается в эффективное использование
собственности. Используется она сейчас,
крайне неэффективно. Так, продолжает
падать производительность труда. Для
ее повышения нужно в регулярном режиме
заниматься переподготовкой и повышением
квалификации специалистов, стимулировать
работников материально, улучшать условия
труда. Во многом, как и в целом в экономике
России остаются неотрегулированными
взаимоотношения топ - менеджеров и собственников,
что часто приводит к невыполнению и теми,
и другими своих социальные обязательств.
Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии, по нашему мнению, способно внести свой вклад в решение проблемы недостаточно эффективного использования собственности и других ресурсов предприятий.
2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Функции и основные принципы маркетинга, его методы и содержание
Экономический кризис подтолкнул к переходу от товарной ориентации к сбытовой, затем под влиянием других факторов — к рыночной, а информационная эра — к маркетинговому управлению, или управлению через маркетинг, когда хозяином положения является потребитель (рис. 4).
Рис 1.
Рис 4. Маркетинговый подход к решению проблем
Из представленной схемы видно, что маркетинговая деятельность начинается с потребителя и заканчивается им. Процесс маркетинга многогранен и многоаспектен, он пронизывает все виды деятельности: производство, транспортировку, складирование, переработку, сортировку, упаковку, оптовую и розничную торговлю.
Главная цель маркетинга – ориентация на потребителя. Предприятия достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем задача маркетинга – не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.
Маркетинг базируется на следующих принципах:
Система маркетинга пронизывает ряд основных функций предприятий АПК и включает:
- выявление существующего и потенциального спроса покупателей на сельскохозяйственную продукцию и услуги путем комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развития;
Информация о работе Производственно-экономическое состояние современного аграрного сектора России