Производственно-экономическое состояние современного аграрного сектора России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка маркетинговой стратегии в конкретном хозяйстве с учетом закономерностей технико-экономического развития сельхозпроизводства в условиях динамично меняющейся внешней среды. В соответствии с указанной целью в работе решаются следующие задачи:
- дана характеристика современного состояния развития производственно-экономических отношений АПК в России в целом и в Краснодарском крае;
- представлена система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России и кратко рассмотрены общие принципы и методы маркетинга, а также его функции;
- детально проанализирован производственно – экономический потенциал предприятия ОАО «Трудовое» (Ленинградский район Краснодарского края);
- разработана стратегия создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» и дан прогноз эффективности такой службы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ………....8
1.1.Краткая характеристика состояния аграрного сектора Краснодарского края …………………………..…………………………………..15
Глава 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………….17
2.1. Функции и основные принципы маркетинга, его методы и содержание………………………………………………………………………….17
2.2. Организация маркетинговой деятельности на предприятиях, ее цели и задачи……………………………………………………………………………...21
2.3. Система сельскохозяйственного маркетинга в современных условиях России……………………………………………………………………23
ГЛАВА 3. ПРОИЗВОДСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ТРУДОВОЕ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА…………………………………………………..26
3.1.Местоположение. Природно-климатические и почвенные условия. Основные экономические показатели деятельности хозяйства. …….…26
3.2.Земельные фонды предприятия. ………………….…………………31
3.3.Основные и оборотные средства производства…………….………32
3.4.Трудовые ресурсы ……………………………………………………39
3.5.Анализ финансового состояния ОАО «Трудовое»……………...….41
3.6.Организационная структура управления ……………………..…….42
3.7.Организация учетной работы и внутрипроизводственного контроля…………………………………………………………………….44
3.8. Краткий анализ производства и реализации основной продукции предприятия, характеристика потребителей. ……………………………47
3.9. Характеристика службы маркетинга ОАО «Трудовое» ………….49
4. СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ОАО «ТРУДОВОЕ» ………….....51
4.1. Анализ, оценка результатов маркетинговой деятельности и меры по ее улучшению…………………………………………………………….51
4.2. Задачи, функции и структура службы маркетинга……...…………..59
4.3. Оценка эффективности создания службы маркетинга в ОАО «Трудовое» ………………………………………………………………....69
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………...73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 209.33 Кб (Скачать файл)

Несет ответственность:

  • за выполнение плана по реализации продукции и получение прибыли;
  • за снижение затрат на производство продукции.

 

 

 

  1. СОЗДАНИЕ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА В ОАО «ТРУДОВОЕ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА

4.1 Анализ и оценка результатов маркетинговой деятельности ОАО «Трудовое»

Для длительного и устойчивого экономического роста предприятия потребуется обеспечить достижение ряда дополнительных промежуточных показателей. Ответ на вопрос о том, какие же промежуточные показатели должны быть достигнуты предприятием для создания более прочных предпосылок устойчивого экономического роста, не представляется столь уж сложным. Экономическая теория, ответы на подобные вопросы формулировала неоднократно.

Если производственные ресурсы  ограничены (а они ограничены всегда), то для наращивания объемов производства требуется повышение отдачи (окупаемости) используемых ресурсов.

Это возможно на основе существенного  совершенствования организации  и технологии производства - главных  проявлений научно-технического прогресса. Эффективность организации технологии производства представляет собой своеобразный масштаб преобразования затрат в  выпуск продукции.

То есть объемы производства, а, следовательно, и их устойчивое наращивание  прямо пропорционально зависят  от эффективности применяемой организации  и технологии.

Анализ и оценку маркетинговой  деятельности можно провести путём  сопоставления и анализа цен приобретения удобрений, горюче – смазочных материалов ОАО «Трудовое» с лучшими предприятиями Краснодарского края Ленинградского и Павловского районов. Что в свою очередь повлияет на себестоимость продукции и в конечном итоге на прибыль. Этот показатель необходимо сравнить и проанализировать в виду того, что служба маркетинга помимо реализации продукции занимается и снабжением - одной из главных функций.

Снабжение – это приобретение материалов большими однородными партиями по низким ценам и поддержание  запасов.

Цены приобретения удобрений, моторного масла, дизельного топлива, и бензина А-76 приведены в таблице 12.

Таблица 12

Цены приобретения удобрений, ГСМ

Краткое наименование хозяйств

Цена за 1т. дизельного топлива, руб.

Цена за 1т. Бензина  А-76, руб.

Цена за 1т. моторного  масла, руб.

Цена за 1т. удобрения, руб.

2010 г

ОАО «Трудовое»

15770

15600

27570

5130

СПК «Россия»

15567

15560

24813

4617

ООО «Труд»

15220

15500

23435

4874

2009 г

ОАО «Трудовое»

14900

15892

19206

4605

СПК «Россия»

15110

15790

20185

4369

ООО «Труд»

14894

15615

18980

4487

2008 г

ОАО «Трудовое»

12262

15310

15582

4300

СПК «Россия»

13100

14923

15992

4250

ООО «Труд»

12010

15124

15785

4125


 

По данным таблицы  можно  сделать вывод о том, что как  в 2008 году, так и 2010 году хозяйство  ОАО «Трудовое»  приобретало дизельное  топливо, моторное масло, удобрения  и бензин А-76 по ценам, превышающим  цены в сравниваемых хозяйствах района, что привело к росту затрат. Одной из причин сложившейся ситуации в хозяйстве, на наш взгляд, является отсутствие службы маркетинга.

Для ОАО «Трудовое» как и многих других агропредприятий, повышение окупаемости материальных и иных затрат на основе более радикального совершенствования организации и технологии производства имеют наибольшее значение для создания условий устойчивого роста. Рост окупаемости затрат, их уменьшение на единицу производимой продукции, зачастую более важны, чем другие факторы – увеличение реализационных цен или объёмов производства. Для наглядности данные об объёмах производства, а также среднереализационных цен на продукцию представлены в таблице 13

Таблица 13

Изменение объёмов  реализации и среднереализационных цен плодов в 2008 – 2010 гг

Показатели

2008 г

2009 г

2010 г

Отклонение 2010г. к 2008г.

Абс.

Отн., %

1

2

3

4

5

6

Выручено от реализации плодов семечковых и косточковых, тыс. руб.

3753,00

5695,00

48504,00

44751,00

1292,41

Объём реализации плодов семечковых и косточковых, ц

4320,00

5957,00

22115,00

17795,00

511,92

Среднереализационная цена плодов семечковых и косточковых, руб./ц

868,75

956,02

2193,26

1324,51

252,46


   Из табличных данных видно, что увеличение выручки произошло за счет увеличения среднереализационной цены на 252,46% и главным образом за счет увеличения объемов реализации плодов на 511,92%.

В условиях рынка только низкие издержки делают продукцию предприятия  более конкурентоспособной.

Между тем, до сих пор основной упор ОАО «Трудовое» делал на увеличение объёмов производства плодов семечковых и косточковых, и, соответственно, на прирост объёмов их продаж.

Чтобы оценить возможные  масштабы увеличения прибыли от продажи  продукции, из бухгалтерской отчётности за 2008 год были взяты показатели, характеризующие объёмы продажи  плодов семечковых и косточковых и выручку, полученную на основе его реализации по всем каналам. Для рассмотрения взяты лучшие три хозяйства района, чьи показатели помещены в таблице 14. В этой таблице хозяйства размещены по убыванию их среднеотпускных цен на яблоки, проданные в 2010 г.

Таблица 14

Расчёт упущенной  прибыли от продажи семечковых и косточковых плодов отдельными хозяйствами Ленинградского района

 

Продано всего, ц

Средняя цена реализации, руб./ц

Отставание от лидера, руб./ц

Упущено прибыли, тыс. руб.

СПК «Россия»

12120,00

2500,00

Х

Х

ООО «Труд»

8435,00

2350,25

149,75

1263,14

ОАО «Трудовое»

22115,00

2193,26

306,74

6783,55


Из таблицы 15 видно, что  самой высокой цены продажи семечковых и косточковых плодов в 2010 году добилось СПК «Россия». Оно сумело реализовать эту продукцию в среднем по 2500,00 рублей за центнер. На втором месте при сравнительно небольшом отставании оказалось ООО «Труд», оно продало плоды в среднем по 2350,25 рублей за центнер. Самая низкая цена реализации оказалась в ОАО «Трудовое» 2193,26 рублей за центнер.

В конечном счете, все хозяйства  в сравнении с СПК «Россия», занявшим первое место по уровню средней цены продажи плодов, недополучили часть потенциально возможной прибыли. Тот же ОАО «Трудовое» недобрал - 6783,55, ООО «Труд» - 1263,14.

Наглядно разницу между  предприятиями в реализованной  продукции представим на рис. 7.

В настоящее время, основной упор нужно делать на сокращение удельных затрат при сохранении сложившихся  объёмов производства.

Вот почему в ближайшие  годы для ОАО «Трудовое» важным является – уменьшать затраты, снижать себестоимость единицы продукции. И это вполне реально, если сравнивать результаты ОАО «Трудовое» и ряда других хозяйств Краснодарского края, функционирующих в сходных природно-экономических условиях, например СПК «Россия» и ООО «Труд».

Для повышения окупаемости  затрат произведённой продукции, а  затем и выручки от её продажи, проведём сравнение показателей  себестоимости 1ц плодов семечковых и косточковых, совокупных и материальных затрат (включая приравненные к ним затраты) на 1 га плодоносящих насаждений в ОАО «Трудовое» и в хозяйствах Краснодарского края.

В этих целях были рассчитаны средние показатели по двум хозяйствам, близким к ОАО «Трудовое» по производственным характеристикам и специализации: СПК «Россия» и ООО «Труд».

Соответствующая исходная информация была извлечена из годовой бухгалтерской  отчётности названных хозяйств за 2008-2010 года.

Данная информация представлена в таблице 15 (см. приложение 1)

Из таблицы 15 видно, что в 2008 году в ОАО «Трудовое» наблюдается низкая себестоимость 1 ц плодов семечковых и косточковых, тогда как в других сравниваемых предприятиях, превышение себестоимости колебалось от 2,23 до 3,30% по годам. Начиная с 2009 года по 2010 год, себестоимость 1 ц плодов существенно превышала эти показатели на 3-6%, эта большая разница не в пользу ОАО.

Из раздела «Б» таблицы 15, отражающего совокупные затраты сравниваемых предприятий в пересчёте на 1 га плодоносящих насаждений, можно сделать заключение о том, что основным фактором, обусловившим более высокую себестоимость 1 ц плодов в ОАО «Трудовое», является именно высокий уровень затрат, поскольку различия в уровне затрат между хозяйствами были очевидны, чем различия между себестоимостью 1 ц. Это значит, что если бы не относительно высокая урожайность плодов, достигнутая в ОАО, различия в себестоимости 1ц плодов не в пользу данного хозяйства были бы ещё больше.

В разделе «В» таблицы 15 отражены лишь материальные затраты на 1 га плодоносящих насаждений. На 1 га плодоносящих насаждений в 2010 году в ОАО расходовали больше материальных затрат, чем в других предприятиях, что свидетельствует о недостаточной маркетинговой деятельности проводимой в хозяйстве.

При таких темпах роста  затрат устойчивое развитие предприятия  наталкивается на нехватку ресурсов и становится всё более проблематичным. А если бы на предприятии, по нашему мнению, присутствовала служба маркетинга, то рост затрат на 1 га плодоносящих насаждений можно было бы сдержать.

Приведённые сопоставления  со всей очевидностью показывают, что  ОАО «Трудовое», добившись многих положительных результатов, пока не смогло сформировать и задействовать эффективный противозатратный механизм. Хозяйство добилось увеличения объёмов производства и, в определённой мере, роста выручки от продаж продукции.

Следовательно, для сохранения рыночной конкурентоспособности, создания необходимых условий для расширенного воспроизводства задача по сдерживанию, и даже сокращению затрат стала самой  первостепенной. Именно от её решения  зависит сегодня решение многих других задач, прежде всего связанных  с сохранением финансовой устойчивости предприятия.

Понятно, что для финансового  благополучия предприятия имеет  значение не только низкий уровень  затрат как таковой и даже не низкий уровень себестоимости продукции. Ещё более важен уровень окупаемости  затрат выручкой от продаж продукции. Ведь может случиться ситуация, при  которой затраты одного хозяйства  будут значительнее, чем у другого  хозяйства. Но при этом более значительные затраты при более рациональной маркетинговой деятельности окупятся более значительной выручкой.

Может случиться так, что  единица продукции с более  высокой себестоимостью будет обеспечивать при продаже и более высокую  выручку. Тогда финансовая устойчивость предприятия может оказаться  достаточной, и оно сможет формировать  необходимые условия для устойчивого  экономического роста в целом.

В хозяйстве отдела маркетинга не существует, а маркетинговые функции  выполняет планово-экономический отдел,  непосредственно в тесной связи с руководителем хозяйства генеральным и исполнительным директором. Выполняется ограниченный круг функций, а именно: поиск покупателей, партнеров; заключение договоров; установление цены на продукцию; поиск и поставка сырья; организация реализации продукции; организация работ складского характера.

Работы по анализу и  сегментации поставщиков и покупателей  не проводятся. Анализ рыночных возможностей и отбор целевых рынков также  не осуществляется.

Процесс ценообразования  основывается по принципу «издержки  плюс плановая прибыль». Другие методы ценообразования не используются, система  скидок в хозяйстве ограничена. Рекламная  деятельность на предприятии ведётся не достаточно.

Как видно из проведенного анализа, работа заместителя руководителя по коммерческим вопросам, ответственного за маркетинговую деятельность выполняется не достаточно.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в хозяйстве выполняется  ограниченный круг маркетинговых функций, что в дальнейшем может привести к снижению конкурентоспособности  данного хозяйства и, как следствие, уменьшению объёмов реализации.

Для того чтобы изменить положение дел в лучшую сторону, на наш взгляд, можно предложить следующие организационно-управленческие мероприятия:

  1. Создать в хозяйстве службу маркетинга. Определить её функции, задачи и место в структуре управления предприятием.
  2. Подчинить службу маркетинга одному из заместителей руководителя предприятия.
  3. Разработать программу маркетинговой деятельности на ближайшие 2-3 года.

Информация о работе Производственно-экономическое состояние современного аграрного сектора России