Шпаргалка по "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Земельное право".

Файлы: 1 файл

Земельное.docx

— 95.39 Кб (Скачать файл)

Частный сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским  законодательством. Публичный сервитут прекращается в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен.

Выделяют также изъятие  земельных участков для государственных  или муниципальных нужд, конфискация  и реквизиция участка.

  1. Принципы земельного законодательства.

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей части природы, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как о недвижимости, об объекте права собственности и иных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли  как важнейшего компонента окружающей  среды и средства производства  в сельском хозяйстве и лесном  хозяйстве перед использованием  земли в качестве недвижимости, согласно которому собственники  земельных участков осуществляют  свои правомочия свободно, если  это не наносит ущерб окружающей  среде.

3. Приоритет охраны жизни  и здоровья человека, согласно  которому при осуществлении деятельности  по использованию и охране  земель должны быть приняты  такие решения и осуществлены  такие виды деятельности, которые  позволили бы обеспечить сохранение  жизни или предотвратить негативное  воздействие на здоровье человека.

4. Участие граждан, общественных  организаций и религиозных организаций  в решении вопросов, касающихся  их прав на землю, согласно  которому они вправе принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия.

5. Единство судьбы земельных  участков и прочно связанных  с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков.

6. Приоритет сохранения  особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий РФ, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель с/х назначения, земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается.

7. Платность использования  земли, согласно которому использование  земли осуществляется за плату,  если иное не установлено законом.

8. Деление земель по  целевому назначению на категории,  согласно которому правовой режим  земель определяется исходя из  их принадлежности к той или  иной категории и разрешенного  использования в соответствии  с зонированием территорий и  требованиями закона.

9. Разграничение государственной  собственности на землю на  собственность РФ, субъектов РФ  и муниципальных образований,  согласно которому правовые основы разграничения устанавливаются федеральными законами.

10. Дифференцированный подход  к установлению правового режима  земель, согласно которому при  определении их режима должны  учитываться природные, социальные  и другие факторы.

11. Сочетание интересов  общества и законных интересов  граждан, согласно которому регулирование  земельных отношений осуществляется  в интересах всего общества  при обеспечении гарантий граждан на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им участками.

12. Разграничения действия  норм гражданского законодательства  и земельного законодательства  в части регулирования отношений  по использованию земель.

13. Государственное регулирование  приватизации земли.

  1. Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных  с ним объектов и его реализация в законодательстве.

Принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с  ним объектов недвижимости - один из основных принципов земельного законодательства. Согласно этому принципу все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельного участка, если законодательством не установлено иное. Данный принцип  реализуется при совершении сделок с земельными участками и объектами  недвижимости, находящимися на них. Например, в соответствии с п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся  на земельном участке и принадлежащих  одному лицу, проводится вместе с земельным  участком, за исключением отдельных  случаев. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Данный принцип реализуется  и в отношении арендаторов  зданий, строений и сооружений. Согласно ст. 652 ГК РФ арендатор зданий, строений и сооружений имеет право на земельный  участок, занятый перечисленными объектами  и необходимый для их использования. Если в договоре аренды зданий, строений и сооружений не определен вид  права на земельный участок, у  арендатора перечисленных объектов возникает право пользования  соответствующей частью земельного участка. По мнению Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ арендатор здания, строения, сооружения не вправе обращаться в суд с требованием о понуждении к заключению соответствующего договора в отношении земельного участка, так как права на земельный участок у него возникают в силу закона (п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").

  1. Принцип платности  и его реализация в законодательстве.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является платность использования  земли, согласно которому любое использование  земли осуществляется за плату, за исключением  случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Формами платы за использование  земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается  законодательством РФ о налогах  и сборах. Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Налоговый кодекс РФ (глава 31 "Земельный налог").

В настоящее время Государственная  Дума активно рассматривает вопрос о введении единого налога на недвижимость, заменяющего собой земельный  налог и налог на имущество  физических лиц.

Принцип платности землепользования на практике зачастую нарушается. Так, наиболее частыми судебными спорами  в данной области являются:

1) споры, связанные с  нарушением сроков и порядка  внесения арендной платы по  договорам аренды земельных участков;

2) пользование земельным  участком без оформления соответствующих  документов, что приводит к неосновательному  обогащению пользователя;

3) споры, связанные с  неуплатой земельного налога  в порядке и в сроки, которые  установлены законодательством.

  1. Современная земельная  реформа и ее правовое обеспечение.

Осуществление земельной  реформы в РФ началось в 1990 г. Земельная  реформа - это коренное изменение  того земельного строя, который существовал  до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и  России и основывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г. Цель и суть земельной  реформы заключались в следующих  основных направлениях:

1) переход от национализации  земли к ее денационализации (разгосударствлению);

2) приватизация земель;

3)децентрализация права  собственности на землю;

4) обеспечение рационального  использования земли. 

Достичь поставленных целей  предполагалось путем перераспределения  земельных участков, введения множества  форм их использования и форм хозяйствования. Основным нормативным актом, регулирующим проведение земельной реформы, был  Закон РСФСР -О земельной реформе., вступивший в силу с 1.01.1991 г. В СТ. 16 вышеназванного Закона определялись этапы проведения земельной реформы. На I этапе осуществлялась инвентаризация земельных участков, при проведении которой уточнялись границы используемых земель и выявлялись неиспользуемые земли. На 2 этапе предполагалось произвести переоформление прав на землю. Для выполнения этих мероприятий был установлен срок 2 года. Устанавливалась также ответственность за нарушение сроков, а именно: лица, не переоформившие право на землю в течение 2 лет, утрачивали его. В конце 1992 г. было выявлено, что сроки, установленные для проведения земельной реформы, не реальны. Причины невозможности их соблюдения заключались в отсутствии:

1) правовой базы, на основании  которой должна была проводиться  приватизация земель;

2) необходимого количества  денежных средств. Впоследствии  вышеуказанные сроки продлевались, однако вновь были нарушены. Необходимо  отметить, что до настоящего Времени  многие физические и юридические  лица не переоформили права  на землю. 

27 октября 1993 г. принят  Указ Президента РФ «о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РОССИИ» который:

o  утвердил неограниченное право частной собственности на землю физических и юридических лиц;

o  признал землю имуществом, недвижимостью;

o закрепил право собственников земельных участков и долей свободно распоряжаться ими и совершать сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству, сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставной капитал акционерных обществ, производственных сельхозкооперативов и других организаций;

o установил, что сделки с землей регулируются гражданским законодательством с учетом земельного и экологического законодательства. Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 Г., в ст. 9 и 36 закрепила все формы права собственности на землю: частную,  государственную, муниципальную и иные формы. В ходе земельной и аграрной реформ сложились новые формы права собственности и других прав на землю, новые субъекты земельных и аграрных отношений.

Были приняты законы, направленные на формирование различных форм собственности  на землю, активизацию оборота земельных  ресурсов, повышение эффективности  их использования. Особо выделяют принятие Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г., утвердившего принципы земельного законодательства. ЗК РФ были заложены основы землеустройства, государственного земельного кадастра и земельного контроля, платности и ответственности  землепользования, а также основы правоотношений в области управления и распоряжения земельными ресурсами  в интересах жизнедеятельности  граждан, проживающих на территории РФ.

Земельная реформа в РФ осуществляется с отставанием по срокам, не произошло кардинального  повышения эффективности использования  земли, качественного увеличения социального, инвестиционного и производительного  потенциала. Причинами такого отставания является несоответствие оформленных  в советский период прав на землю  хозяйствующих субъектов новым, рыночным условиям. Такая форма права, как постоянное (бессрочное) пользование  земельными участками, была преобладающей  для большинства предприятий и организаций.

Земельным кодексом РФ и законом  о его введении в действие прямо  предусмотрена обязанность всех юридических лиц (за исключением  органов государственной и муниципальной  власти, государственных и муниципальных  учреждений, а также казенных предприятий) переоформить по своим земельным участкам право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или право аренды.

Непереоформление хозяйствующими субъектами прав на землю обусловлено следующими причинами:

– отсутствием стимулов для  предприятий (в том числе экономических, административных) к такому переоформлению;

– финансовыми затратами  на землеустроительные работы, кадастровый  учет, выкуп участков, оформление и  регистрацию прав на них;

– выкупной ценой приватизируемых  участков, а также значительной стоимостью землеустроительных работ;

– отсутствием необходимых  научных, методических и учебно-практических материалов и публикаций по проведению процедуры переоформления прав на землю;

– отсутствием внятной  и долгосрочной политики государства  в области выкупных цен и арендной платы за землю;

– вероятностью очередного переноса сроков переоформления.

В результате реформ была ликвидирована  монополия государственной собственности  на землю, проведена реорганизация  сельскохозяйственных предприятий, появились  крестьянские (фермерские) хозяйства, создан фонд перераспределения земель, введен принцип платности пользования землей.

  1. Источники земельного права. Система земельного законодательства.

 

В юридическом смысле под  источником земельного права обычно понимаются нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Более точно — исходить из того, что источник права —  это внешняя форма выражения  нормы права. Соответственно источником земельного права является внешняя  форма выражения земельно-правовых норм, т.е. то, что использует правоприменитель при разрешении конкретных дел. Такое определение позволяет подойти к системе источников земельного права более широко, а главное — полнее определить их круг.

Наряду с нормативными правовыми актами источники земельного права составляют общие принципы, договоры, обычаи. Нормативный правовой акт является наиболее характерным способом правового регулирования земельных отношений. Система нормативных правовых актов представлена:

• Конституцией Российской Федерации, где закреплены общие принципы регулирования земельных отношений;

• нормативными актами законодательных органов Российской Федерации. Главное место среди земельного законодательства занимает Земельный кодекс РФ, вступивший в силу 25 октября 2001 года. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Федерации, должны соответствовать ЗК РФ. К кодифицированным источникам земельного права следует отнести и Гражданский кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ. Действует целый ряд федеральных законов специального характера: «О плате за землю», «О мелиорации земель», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «О государственном земельном кадастре» и др. ЗК РФ предусматривает возможность принятия федеральных законов об обороте земель сельскохозяйственного назначения, о личном подсобном хозяйстве, о крестьянском (фермерском) хозяйстве и др.;

Информация о работе Шпаргалка по "Земельное право"