Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Земельное право".
Нормативными актами исполнительных органов Российской Федерации.
К источникам земельного права
относятся такие указы
Акты, регулирующие земельные
отношения, вправе принимать и Правительство
РФ в пределах полномочий, определенных
ЗК РФ, федеральными законами, а также
указами Президента РФ, регулирующими
земельные отношения. В ряде случаев
ЗК РФ прямо устанавливает, какие
земельные отношения должны регулироваться
именно нормативными актами Правительства
РФ. Так, Правительство обязано
Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной
отраслевой закон, обладающий приоритетом
в регулировании земельных
В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового Земельного кодекса не применяются.
Земельный кодекс РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:
приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;
приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;
приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.
Земельный кодекс РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования.
Согласно ст. 72 Конституции
земельное законодательство, а также
полномочия в области управления
и распоряжения природными ресурсами,
связанные, в том числе, с использованием
земли (природопользование; охрана окружающей
среды и обеспечение
Предоставление субъекту
РФ полномочий в области земельных
отношений основано на нескольких важных
положениях: земля - это территория,
на которой в силу исторических обстоятельств
расположен соответствующий субъект
РФ, значит, он (субъект РФ) должен иметь
определенные права по управлению этими
землями. Другой аргумент связан с тем,
что Российская Федерация остается
государством, занимающим обширные территории,
и использование земли от субъекта
к субъекту, несмотря на большое
количество общих черт и необходимость
обеспечения единого
Полномочия, закрепленные статьей 10 ЗК РФ за субъектами РФ, на этом уровне сходны по содержанию с полномочиями, предоставленными Российской Федерации (ст. 9 ЗК РФ).
Исходя из принципа разграничения
права государственной
Определение иных полномочий
субъекта РФ базируется, прежде всего,
на уже упомянутой ст. 72 Конституции
РФ, в соответствии с которой субъект
РФ совместно с Российской Федерацией
осуществляет защиту прав и свобод
граждан, в том числе при реализации
прав на землю; осуществляет природопользование;
охрану окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности; обеспечивает
организацию и функционирование
особо охраняемых природных территорий,
а также охрану памятников истории
и культуры. Субъект РФ принимает
также участие в разграничении
государственной земельной
Основными федеральными законами
последнего времени в области
регулирования земельных
Обратимся к содержанию основных полномочий субъекта РФ, определенных указанными федеральными законами.
Это, прежде всего, положения,
устанавливающие определение
Определение порядка выкупа
земельных участков сельскохозяйственного
назначения и доли в праве на такие
земельные участки
ЗК РФ и ФЗ о введении в действие ЗК РФ установлено также, что ряд отношений должны быть урегулированы законами и иными нормативными актами субъекта РФ:
1) об установлении максимальных размеров земельных участков, предоставляемых в собственность из земель, находящихся в государственной собственности бесплатно;
2) о цене земельных участков из земель поселений под строениями и сооружениями, выкуп которых осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ и ст. 2 ФЗ о введении в действие ЗК РФ;
3) об основах определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта РФ;
4) о документах, в которых может указываться категория земель (помимо установленных федеральными нормативными актами);
5) порядок предоставления
служебных наделов и
6) порядок предоставления информации о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
7) установление и прекращение
публичного сервитута, а также
порядок использования
8) об иных (помимо установленных ЗК РФ) основаниях изъятия земельных участков для нужд субъекта РФ;
9) об утверждении региональных программ мониторинга земель;
10) порядок включения
земель сельскохозяйственного
11) условия предоставления
земельных участков гражданам
для сенокошения, выпаса скота
из земель
12) порядок утверждения и изменения черты поселений городских и сельских поселений;
13) порядок использования
отдельных видов земель
14) порядок уведомления
органами исполнительной
15) порядок отнесения
земель к землям особо
16) порядок установления
иных (помимо предусмотренных
17) порядок резервирования
земель, которые предполагается
объявить землями особо
18) порядок установления
зон охраны объектов
Содержание полномочий органов
местного самоуправления в области
земельных отношений основано главным
образом на полномочиях местного
самоуправления, установленных Конституцией
и федеральными законами. Это касается
и полномочий в области распоряжения
муниципальной земельной
Важную роль в земельных отношениях органы местного самоуправления играют благодаря тому, что НК РФ установлено, что земельный налог считается налогом местным. Это означает, что существенные полномочия в области взимания земельного налога ложатся именно на органы местного самоуправления.
В целом Конституцией РФ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Данное положение лежит в основе предоставленного органам местного самоуправления ФЗ о введении в действие ЗК РФ полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности, если законодательством не установлено иное (см. п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК РФ).
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного