40. ПОНЯТИЕ
И ВИДЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Земельным кодексом
РФ предусматриваются основные сферы
управления в области использования и
охраны земель.
К полномочиям РФ в сфере управления в
области использования и охраны земель
относится государственное управление
в области осуществления мониторинга
земель, государственного земельного
контроля, землеустройства и ведения государственного
земельного кадастра. РФ осуществляет
управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в собственности
Российской Федерации (федеральной собственностью).
К полномочиям по управлению в области
использования и охраны земель следует
также отнести:
1) установление основ федеральной политики
в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов земельных
участков, а также ограничений оборотоспособности
земельных участков;
4) установление порядка резервирования
земель, изъятия земельных участков, в
том числе путем выкупа, для государственных
и муниципальных нужд;
5) разработка и реализация федеральных
программ использования и охраны земель.
Государственный мониторинг
земельпредставляет собой систему
наблюдений за состоянием земель. Объектами
государственного мониторинга земель
являются все земли в Российской Федерации.
Землеустройствовключает
в себя мероприятия по изучению состояния
земель, планированию и организации рационального
использования земель и их охраны, образованию
новых и упорядочению существующих объектов
землеустройства и установлению их границ
на местности (территориальное землеустройство),
организации рационального использования
гражданами и юридическими лицами земельных
участков для осуществления сельскохозяйственного
производства, а также по организации
территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока.
Государственный земельный
кадастрпредставляет собой систематизированный
свод документированных сведений об объектах
государственного кадастрового учета,
о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой
стоимости, местоположении, размерах земельных
участков и прочно связанных с ними объектов
недвижимого имущества. В Государственный
земельный кадастр включается информация
о субъектах прав на земельные участки.
К полномочиям субъектов РФ в сфере управления
в области использования и охраны земель
относится разработка и реализация региональных
программ использования и охраны земель,
находящихся в границах субъектов РФ.
Субъекты РФ осуществляют управление
участками, находящимися в собственности
субъектов РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления
в области земельных отношений относятся:
установление с учетом требований законодательства
РФ правил землепользования и застройки
территорий городских и сельских поселений,
территорий других муниципальных образований,
разработка и реализация местных программ
использования и охраны земель, а также
иные полномочия на решение вопросов местного
значения в области использования и охраны
земель. Органами местного самоуправления
осуществляются управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в
муниципальной собственности.
41. ОРГАНЫ
ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Система и порядок функционирования
органов управления в области земельных
отношений определены в разных главах
ЗК РФ. К органам общей компетенции
относятся органы законодательной, исполнительной
и судебной власти.
ЗК РФ разграничиваются полномочия между
РФ, ее субъектами и органами местного
самоуправления.
К полномочиям РФ в области земельных
отношений относятся:
1) установление основ федеральной политики
в области регулирования земельных отношений;
2) установление ограничений прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов земельных
участков, а также ограничений оборотоспособности
земельных участков;
3) государственное управление в области
осуществления мониторинга земель, государственного
земельного контроля, землеустройства
и ведения государственного земельного
кадастра;
4) установление порядка изъятия земельных
участков, в том числе путем выкупа, для
государственных и муниципальных нужд;
5) изъятие для нужд РФ земельных участков,
в том числе путем выкупа;
6) разработка и реализация федеральных
программ использования и охраны земель.
К полномочиям субъектов РФ относятся
изъятие, в том числе путем выкупа, земель
для нужд субъектов РФ; разработка и реализация
региональных программ использования
и охраны земель, находящихся в границах
субъектов РФ.
К полномочиям органов местного самоуправления
в области земельных отношений относятся
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных
участков для муниципальных нужд, установление
с учетом требований законодательства
РФ правил землепользования и застройки
территорий городских и сельских поселений,
территорий других муниципальных образований,
разработка и реализация местных программ
использования и охраны земель, а также
иные полномочия на решение вопросов местного
значения в области использования и охраны
земель.
РФ, субъекты РФ, органы местного самоуправления
осуществляют управление и распоряжение
земельными участками, находящимися в
их собственности.
Компетенция судов – разрешение земельных
споров и применение мер административной,
уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой
ответственности.
Компетенция Федерального Собрания (Государственной
Думы, Совета Федерации) установлена в
Конституции РФ. Основная форма участия
законодательных органов в регулировании
земельных отношений – принятие законов.
Компетенция Президента РФ. Указы Президента
РФ не должны противоречить ЗК РФ, федеральным
законам.
Компетенция Правительства РФ – принимает
решения, регулирующие земельные отношения,
в пределах полномочий, определенных ЗК
РФ, федеральными законами, а также указами
Президента РФ.
Компетенция органов исполнительной власти
субъектов РФ – на основании и во исполнение
ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных
правовых актов рФ, законов субъектов
РФ и в пределах своих полномочий могут
издавать акты, содержащие нормы земельного
права.
Компетенция органов местного самоуправления
– на основании и во исполнение ЗК РФ,
федеральных законов, иных нормативных
правовых актов РФ, законов и иных нормативных
правовых актов субъектов РФ и в пределах
своих полномочий могут издавать акты,
содержащие нормы земельного права.
42. ОРГАНЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Органы специальной
компетенции в сфере использования и охраны
земель подотчетны органам общей компетенции. Органы специальной компетенции
подразделяются на функциональныеи отраслевые (ведомственные)органы.
Функциональные органы специальной компетенции
в сфере использования и охраны земель
– это Федеральная служба кадастра объектов
недвижимости (Росне-движимость), Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом, Министерство природных ресурсов,
органы санитарно-эпидемиологического
надзора и архитектурно-градостроительного
надзора.
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по управлению государственным
имуществом и оказанию государственных
услуг в сфере ведения кадастров объектов
недвижимости, землеустройства, инвентаризации
объектов градостроительной деятельности,
государственной кадастровой оценки земель
и государственного мониторинга земель,
а также по государственному земельному
контролю.
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости осуществляет следующие
полномочия в установленной сфере деятельности:
1) осуществляет полномочия собственника
в отношении федерального имущества, необходимого
для обеспечения исполнения своих функций,
в том числе имущества, переданного федеральным
предприятиям и учреждениям, подведомственным
агентству;
2) организует:
– создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов
капитального строительства;
– проведение территориального землеустройства
в соответствии с решениями органов государственной
власти и на землях, находящихся в федеральной
собственности;
– подготовку землеустроительных материалов
для установления Государственной границы
РФ, границ субъектов РФ и муниципальных
образований;
– осуществление технической инвентаризации
объектов капитального строительства;
3) проведение государственной кадастровой
оценки земель;
4) осуществляет:
– представление результатов государственной
кадастровой оценки земель в соответствии
с законодательством РФ;
– ведение государственного земельного
кадастра, государственного градостроительного
кадастра и государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства;
– государственный мониторинг земель
в РФ, в том числе с использованием автоматизированной
информационной системы;
– ведение государственного технического
учета объектов капитального строительства;
– создание государственного кадастра
объектов недвижимости;
– утверждение заключений экспертных
комиссий при проведении экспертизы землеустроительной
документации;
– предоставление заинтересованным лицам
сведений государственного земельного
кадастра и сведений об объектах капитального
строительства;
– государственный земельный контроль;
– утверждение карт (планов) и материалов
межевания объектов землеустройства.
Отраслевыми (ведомственными) органами
являются различные министерства и ведомства,
в ведении которых находятся земли определенного
целевого назначения. К ним относятся
Министерство сельского хозяйства, Министерство
транспорта, Министерство информационных
технологий и связи и др.
43. ПОЛНОМОЧИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ
НЕДВИЖИМОСТИ
Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по управлению
государственным имуществоми оказанию
государственных услуг в сфере ведения
кадастров объектов недвижимости, землеустройства,
инвентаризации объектов градостроительной
деятельности, государственной кадастровой
оценки земель и государственного мониторинга
земель, а также по государственному земельному
контролю.
Федеральное агентство кадастра объектов
недвижимости осуществляет следующие
полномочия в установленной сфере деятельности:
1) проводит в установленном порядке конкурсы
и заключает государственные контракты
на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг, на проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских
и технологических работ для государственных
нужд, в том числе для обеспечения собственных
нужд;
2) осуществляет полномочия собственника
в отношении федерального имущества, необходимого
для обеспечения исполнения своих функций,
в том числе имущества, переданного федеральным
государственным унитарным предприятиям
и федеральным государственным учреждениям,
подведомственным агентству;
3) организует:
– создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов
капитального строительства;
– проведение территориального землеустройства
в соответствии с решениями органов государственной
власти, а также территориального землеустройства
на землях, находящихся в федеральной
собственности;
– подготовку землеустроительных материалов
для установления государственной границы
Российской Федерации, границ субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований;
– осуществление технической инвентаризации
объектов капитального строительства;
– проведение государственной кадастровой
оценки земель;
4) осуществляет:
– представление результатов государственной
кадастровой оценки земель в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
– ведение государственного земельного
кадастра, государственного градостроительного
кадастра и государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства;
– государственный мониторинг земель
в Российской Федерации, в том числе с
использованием автоматизированной информационной
системы;
– ведение государственного технического
учета объектов капитального строительства;
– создание и ведение государственного
кадастра объектов недвижимости;
– утверждение заключений экспертных
комиссий при проведении экспертизы землеустроительной
документации;
– предоставление заинтересованным лицам
сведений государственного земельного
кадастра и сведений об объектах капитального
строительства;
– государственный земельный контроль;
– утверждение карт (планов) и материалов
межевания объектов землеустройства;
5) осуществляет экономический анализ деятельности
подведомственных унитарных предприятий
и утверждает экономические показатели
их деятельности, проводит в подведомственных
организациях проверки финансово-хозяйственной
деятельности и использования имущественного
комплекса.
44. КОНТРОЛЬ
ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ
ЗЕМЕЛЬ
Специально уполномоченными
государственными органами осуществляется государственный земельный
контрольза соблюдением земельного
законодательства, требований охраны
и использования земель организациями
независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности, их руководителями,
должностными лицами, а также гражданами.
Государственный земельный контроль осуществляется
в соответствии с законодательством РФ
в порядке, установленном Правительством
РФ.
Муниципальный земельный контрольза
использованием земель на территории
муниципального образования осуществляется
органами местного самоуправления или
уполномоченными ими органами. Муниципальный
земельный контроль за использованием
земель на территории муниципального
образования осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и в порядке, установленном нормативными
правовыми актами органов местного самоуправления.
Законами субъектов РФ – городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия
органов местного самоуправления на осуществление
земельного контроля за использованием
земель и установление порядка его осуществления
могут быть отнесены к полномочиям органов
государственной власти этих субъектов
РФ.
Общественный земельный контрольосуществляется
органами территориального общественного
самоуправления, другими общественными
организациями (объединениями), гражданами
за соблюдением установленного порядка
подготовки и принятия уполномоченными
органами решений, затрагивающих права
и законные интересы граждан и юридических
лиц, а также за соблюдением требований
использования и охраны земель. Например,
профсоюзы вправе участвовать в формировании
государственных программ по вопросам
природопользования и охраны окружающей
среды, в разработке правовых актов, регламентирующих
вопросы экологической безопасности.
Профсоюзы осуществляют контроль за состоянием
охраны земель через свои органы и имеют
право посещать организации, их структурные
подразделения, рабочие места, вправе
требовать от работодателя немедленного
устранения нарушений, угрожающихжизни
и здоровью работников.
Производственный земельный
контрольосуществляется собственником
земельного участка, землепользователем,
землевладельцем, арендатором земельного
участка в ходе осуществления хозяйственной
деятельности на земельном участке. Лицо,
использующее участок, обязано предоставить
сведения об организации производственного
земельного контроля в специально уполномоченный
орган государственного земельного контроля
в порядке, установленном Правительством
РФ.
Земельный контроль может иметь несколько
стадий:
1) информационно-правовая при сборе материалов
– проверка законности оснований землепользования,
выявление межевых и иных разделительных
знаков, обследование фактического состояния
и целевого землепользования, установление
неиспользуемых или ненадлежаще используемых
земель;
2) принятие решения по результатам проведенного
контроля – основывается на данных проверок
и обследований путем анализа материалов,
решение может быть предварительным с
проведением дополнительных проверок
или окончательным, единоличным или комиссионным;
3) исполнение решения.