Государственный
земельный кадастр– элемент государственного
управления использования и охраны земель.
Ведение земельного кадастра тесно связано
с осуществлением мониторинга земель
и землеустройства.
Государственный земельный
кадастр– систематизированный свод
документированных сведений об объектах
государственного кадастрового учета,
о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой
стоимости, местоположении, размерах земельных
участков и прочно связанных с ними объектов
недвижимого имущества, о субъектах прав
на земельные участки. Государственный
земельный кадастр ведется по единой для
РФ системе.
Объектами государственного
кадастрового учетаявляются земельные
участки и прочно связанные с ними иные
объекты недвижимого имущества.
Порядок, цели и принципы ведения государственного
земельного кадастра устанавливаются
в ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Целью создания и ведения государственного
земельного кадастра является информационное
обеспечение:
– государственного и муниципального
управления земельными ресурсами;
– государственного контроля за использованием
и охраной земель;
– мероприятий, направленных на сохранение
и повышение плодородия земель;
– государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним;
– землеустройства;
– экономической оценки земель и учета
стоимости земли в составе природных ресурсов;
– установления обоснованной платы за
землю;
– иной связанной с владением, пользованием
и распоряжением земельными участками
деятельности.
Принципы ведения государственного земельного
кадастра:
1) единство системы и технологии ведения
земельного кадастра на всей территории
РФ;
2) непрерывность внесения в земельный
кадастр изменяющихся характеристик земельных
участков;
3) сопоставимость и совместимость сведений
земельного кадастра со сведениями, содержащимися
в других кадастрах, реестрах, информационных
ресурсах;
4) учет земельных участков независимо
от форм собственности на землю, целевого
назначения и разрешенного использования
земельных участков. Государственный
кадастровый учет земель – действия по
сбору, документированию, накоплению,
обработке, учету и хранению сведений
о земельных участках. Земельный кадастр
ведется органами исполнительной власти
и осуществляется в процессе инвентаризации
и мониторинга земель, госрегистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, инспекционного контроля, землеустройства.
Документы о кадастровом учете земель
подразделяются на основные, вспомогательные
и производные. Основные документы: Единый
государственный реестр земель, кадастровые
дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Вспомогательные документы: книги учета
документов, книги учета выданных сведений
и каталоги координат пунктов опорной
межевой сети. Производные документы:
доклады о состоянии и использовании земельных
ресурсов, отчеты, обзоры, иные справочные
документы.
При проведении кадастрового учета проверяются
представленные документы, составляются
описания земельных участков, присваиваются
кадастровые номера участкам, изготавливаются
кадастровые карты (планы) и формируются
кадастровые дела.
Функции ведения земельного кадастра
реализует Федеральное агентство кадастра
объектов недвижимости.
54. ПРАВОВАЯ
ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
Земля охраняется как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться
способами, обеспечивающими сохранение
экологических систем, способности земли
быть средством производства в сельском
и лесном хозяйстве, основой осуществления
хозяйственной и иных видов деятельности.
Цели охраны земель:предотвращение
деградации, загрязнения, захламления,
нарушения земель, других негативных воздействий
хозяйственной деятельности; обеспечение
улучшения и восстановления земель, подвергшихся
деградации, загрязнению, захламлению,
нарушению, другим негативным воздействиям
хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных
участков, землепользователи, землевладельцы
и арендаторы земельных участков обязаны
проводить мероприятия:
– по сохранению почв и их плодородия;
– защите земель от водной и ветровой эрозии,
селей, подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
радиоактивными и химическими веществами,
захламления отходами производства и
потребления, загрязнения, в том числе
биогенного загрязнения, и других негативных
воздействий, в результате которых происходит
деградация земель;
– защите сельскохозяйственных угодий
от зарастания деревьями и кустарниками,
сорными растениями, а также защите растений
и продукции растительного происхождения
от вредных организмов (растений или животных,
болезнетворных организмов, способных
при определенных условиях нанести вред
деревьям и иным растениям);
– ликвидации последствий загрязнения,
в том числе биогенного загрязнения, и
захламления земель;
– сохранению достигнутого уровня мелиорации;
– рекультивации нарушенных земель, восстановлению
плодородия почв, своевременному вовлечению
земель в оборот;
– сохранению плодородия почв и их использованию
при проведении работ, связанных с нарушением
земель. В целях охраны земель разрабатываются
федеральные, региональные и местные программы
охраны земель, включающие в себя перечень
обязательных мероприятий по охране земель
с учетом особенностей хозяйственной
деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности
предусмотренных мероприятий по охране
земель проводится с учетом экологической
экспертизы, санитарно-гигиенических
и иных норм и требований.
При проведении связанных с нарушением
почвенного слоя строительных работ и
работ по добыче полезных ископаемых плодородный
слой почвы снимается и используется для
улучшения малопродуктивных земель.
Для оценки состояния почвы в целях охраны
здоровья человека и окружающей среды
устанавливаются нормативы предельно
допустимых концентраций вредных веществ.
В целях предотвращения деградации земель,
восстановления плодородия почв допускается
консервация земель.
В целях повышения заинтересованности
собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов участков
в сохранении и восстановлении плодородия
почв, защите земель от негативных воздействий
хозяйственной деятельности может осуществляться
экономическое стимулирование охраны
и использования земель в порядке, установленном
бюджетным законодательством и законодательством
о налогах и сборах.
57. ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Административная
и уголовная ответственностьза земельные правонарушения.
Лица, виновные в совершении земельных
правонарушений, несут административную
или уголовную ответственность в порядке,
установленном законодательством. Согласно
Кодексу РФ об административных правонарушениях
правонарушением признается противоправное,
виновное (умышленное или неосторожное)
действие либо бездействие физического
или юридического лица, за которое законодательством
предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность наступает,
если нарушения по своему характеру не
влекут за собой в соответствии с уголовным
законодательством уголовной ответственности.
Уголовным кодексом РФ предусматриваются
преступления, связанные с земельными
отношениями. Например, в ст. 254 УК РФ «Порча
земли» предусмотрена ответственность
за отравление, загрязнение земли вредными
продуктами вследствие нарушения правил
обращения с удобрениями, стимуляторами
роста растений, ядохимикатами и иными
опасными химическими или биологическими
веществами при их хранении, использовании
и транспортировке, повлекшие причинение
вреда здоровью человека или окружающей
среде.
Привлечение лица, виновного в совершении
земельных правонарушений, к уголовной
или административной ответственности
не освобождает его от обязанности устранить
допущенные земельные правонарушения
и возместить причиненный вред.
Гражданско-правовая ответственностьвыражается
в возмещении убытков, вреда и др.
Убытки, причиненные нарушением прав собственников
земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков, подлежат возмещению в полном
объеме, в том числе упущенная выгода,
в порядке, предусмотренном гражданским
законодательством.
Юридические лица, граждане обязаны возместить
в полном объеме вред, причиненный в результате
совершения ими земельных правонарушений.
Самовольно занятые земельные участки
возвращаются их собственникам, землепользователям,
землевладельцам, арендаторам земельных
участков без возмещения затрат, произведенных
лицами, виновными в нарушении земельного
законодательства, за время незаконного
пользования этими земельными участками.
Дисциплинарная ответственность
за земельные правонарушения.Должностные
лица и работники организации, виновные
в совершении земельных правонарушений,
несут дисциплинарную ответственность,
если в результате ненадлежащего выполнения
ими своих обязанностей организация понесла
административную ответственность за
проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию
объектов, оказывающих негативное воздействие
на состояние земель, их загрязнение химическими
и радиоактивными веществами, производственными
отходами и сточными водами.
Порядок привлечения к дисциплинарной
ответственности определяется трудовым
законодательством, законодательством
о государственной и муниципальной службе,
законодательством о дисциплинарной ответственности
глав администраций и иными нормативными
правовыми актами.
Земельно-правовая ответственностьвыражается
в принудительном изъятии земельного
участка у собственников, землепользователей,
землевладельцев за систематическое нарушение
правил его использования.
Правовой
режим земель с\х НАЗНАЧЕНИЯ
Землями сельскохозяйственного
назначения признаются земли за чертой
поселений, предоставленные для нужд сельского
хозяйства, а также предназначенные для
этих целей.
Состав земель сельскохозяйственного
назначения:
– сельскохозяйственные угодья;
– земли, занятые внутрихозяйственными
дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями,
предназначенными для обеспечения защиты
земель от воздействия негативных(вредных)
природных, антропогенных и техногенных
явлений, водными объектами, а также зданиями,
строениями, сооружениями, используемыми
для производства, хранения и первичной
переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли сельскохозяйственного назначения
используются для ведения сельскохозяйственного
производства, создания защитных лесных
насаждений, научно-исследовательских,
учебных и иных связанных с сельскохозяйственным
производством целей:
– гражданами, в том числе ведущими крестьянские
(фермерские) хозяйства, личные подсобные
хозяйства, садоводство, животноводство,
огородничество;
– хозяйственными товариществами и обществами,
производственными кооперативами, государственными
и муниципальными унитарными предприятиями,
иными коммерческими организациями;
– некоммерческими организациями, в том
числе потребительскими кооперативами,
религиозными организациями;
– казачьими обществами;
– опытно-производственными, учебными,
учебно-опытными и учебно-производственными
подразделениями научно-исследовательских
организаций, образовательных учреждений
сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных
учреждений; – общинами коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
для сохранения и развития их традиционных
образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Использование земель сельскохозяйственного
назначения или земельных участков в составе
таких земель, предоставляемых на период
осуществления строительства дорог, линий
электропередачи, линий связи (в том числе
линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов,
газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется
при наличии утвержденного проекта рекультивации
таких земель для нужд сельского хозяйства
без перевода земель сельскохозяйственного
назначения в земли иных категорий.
Сельскохозяйственные угодья – пашни,
сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые
многолетними насаждениями (садами, виноградниками
и др.), – в составе земель сельскохозяйственного
назначения имеют приоритет в использовании
и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные
угодья, в том числе сельскохозяйственные
угодья опытно-производственных подразделений
научно-исследовательских организаций
и учебно-опытных подразделений образовательных
учреждений высшего профессионального
образования, сельскохозяйственные угодья,
кадастровая стоимость которых существенно
превышает средний уровень кадастровой
стоимости по муниципальному району (городскому
округу), могут быть в соответствии с законами
субъектов РФ включены в перечень земель,
использование которых для других целей
не допускается.
Использование и оборот земельных участков
(земельных долей) из земель сельскохозяйственного
назначения регулируется Законом «Об
обороте земель сельскохозяйственного
назначения».
66. ПРАВОВОЙ
РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ
ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО ХОЗЯЙСТВА, САДОВОДСТВА
Для ведения личного
подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
могут использоваться земельные участки
в черте поселений и из земель сельскохозяйственного
назначения. Поэтому правовой режим земель,
используемых для ведения личного подсобного
хозяйства, садоводства и огородничества,
тесно связан с правовым режимом земель
сельскохозяйственного назначения. Особенностями
правового режима земель, используемых
для ведения личного подсобного хозяйства,
садоводства и огородничества являются
основания и порядок приобретения прав
на земельные участки из земель поселений,
земель сельскохозяйственного назначения,
находящихся в государственной или муниципальной
собственности для ведения личного подсобного
хозяйства, садоводства и огородничества.
Для ведения личного подсобного
хозяйствамогут использоваться земельный
участок в черте поселений (приусадебный
земельный участок) и земельный участок
за чертой поселений (полевой земельный
участок).
Приусадебный земельный участок используется
для производства сельскохозяйственной
продукции, а также для возведения жилого
дома, производственных, бытовых и иных
зданий, строений, сооружений с соблюдением
градостроительных регламентов, строительных,
экологических, санитарно-гигиенических,
противопожарных и иных правил и нормативов.
Полевой земельный участок используется
исключительно для производства сельскохозяйственной
продукции без права возведения на нем
зданий и строений.
Предельные (максимальные и минимальные)
размеры земельных участков устанавливаются
нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.
Максимальный размер общей площади земельных
участков, которые могут находиться одновременно
на праве собственности и (или) ином праве
у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство,
устанавливается законом субъекта Российской
Федерации.
Оборот таких земельных участков осуществляется
в соответствии с гражданским и земельным
законодательством.
Для ведения садоводства и
огородничествамогут предоставляться
в собственность земельные участки садоводам,
огородникам, дачникам и их садоводческим,
огородническим и дачным некоммерческим
объединениям, получившим такие земельные
участки из земель, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, осуществляется
без проведения торгов за плату или бесплатно
в случаях, установленных федеральными
законами, законами субъектов Российской
Федерации.
Земельные участки, относящиеся к имуществу
общего пользования, подлежат передаче
в собственность садоводческого, огороднического
или дачного некоммерческого объединения
бесплатно.
Граждане, которым предоставлены садовые,
огородные или дачные земельные участки
на праве пожизненного наследуемого владения
или постоянного (бессрочного) пользования,
вправе зарегистрировать права собственности
на такие земельные участки. Принятие
решений о предоставлении указанным гражданам
в собственность таких земельных участков
в этом случае не требуется.
Оборот таких земельных участков регулируется
гражданским законодательством, если
иное не предусмотрено земельным законодательством.