5) разработка и реализация
федеральных программ использования и
охраны земель.
Государственный
мониторинг земель представляет собой
систему наблюдений за состоянием земель.
Объектами государственного мониторинга
земель являются все земли в Российской
Федерации.
Землеустройство включает в себя мероприятия
по изучению состояния земель, планированию
и организации рационального использования
земель и их охраны, образованию новых
и упорядочению существующих объектов
землеустройства и установлению их границ
на местности (территориальное землеустройство),
организации рационального использования
гражданами и юридическими лицами земельных
участков для осуществления сельскохозяйственного
производства, а также по организации
территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока.
Государственный
земельный кадастр представляет собой
систематизированный свод документированных
сведений об объектах государственного
кадастрового учета, о правовом режиме
земель в РФ, о кадастровой стоимости,
местоположении, размерах земельных участков
и прочно связанных с ними объектов недвижимого
имущества. В Государственный земельный
кадастр включается информация о субъектах
прав на земельные участки.
К полномочиям субъектов
РФ в сфере управления в области использования
и охраны земель относится разработка
и реализация региональных программ использования
и охраны земель, находящихся в границах
субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют
управление участками, находящимися в
собственности субъектов РФ.
К полномочиям органов
местного самоуправления в области земельных
отношений относятся: установление с учетом
требований законодательства РФ правил
землепользования и застройки территорий
городских и сельских поселений, территорий
других муниципальных образований, разработка
и реализация местных программ использования
и охраны земель, а также иные полномочия
на решение вопросов местного значения
в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются
управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в муниципальной
собственности.
41. ОРГАНЫ
ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Система и порядок функционирования
органов управления в области земельных
отношений определены в разных главах
ЗК РФ. К органам общей компетенции
относятся органы законодательной, исполнительной
и судебной власти.
ЗК РФ разграничиваются
полномочия между РФ, ее субъектами и органами
местного самоуправления.
К полномочиям РФ в
области земельных отношений относятся:
1) установление основ
федеральной политики в области регулирования
земельных отношений;
2) установление ограничений
прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев,
арендаторов земельных участков, а также
ограничений оборотоспособности земельных
участков;
3) государственное управление
в области осуществления мониторинга
земель, государственного земельного
контроля, землеустройства и ведения государственного
земельного кадастра;
4) установление порядка
изъятия земельных участков, в том числе
путем выкупа, для государственных и муниципальных
нужд;
5) изъятие для нужд РФ
земельных участков, в том числе путем
выкупа;
6) разработка и реализация
федеральных программ использования и
охраны земель.
К полномочиям субъектов
РФ относятся изъятие, в том числе путем
выкупа, земель для нужд субъектов РФ;
разработка и реализация региональных
программ использования и охраны земель,
находящихся в границах субъектов РФ.
К полномочиям органов
местного самоуправления в области земельных
отношений относятся изъятие, в том числе
путем выкупа, земельных участков для
муниципальных нужд, установление с учетом
требований законодательства РФ правил
землепользования и застройки территорий
городских и сельских поселений, территорий
других муниципальных образований, разработка
и реализация местных программ использования
и охраны земель, а также иные полномочия
на решение вопросов местного значения
в области использования и охраны земель.
РФ, субъекты РФ, органы
местного самоуправления осуществляют
управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в их собственности.
Компетенция судов
– разрешение земельных споров и применение
мер административной, уголовной, дисциплинарной
и гражданско-правовой ответственности.
Компетенция Федерального
Собрания (Государственной Думы, Совета
Федерации) установлена в Конституции
РФ. Основная форма участия законодательных
органов в регулировании земельных отношений
– принятие законов.
Компетенция Президента
РФ. Указы Президента РФ не должны противоречить
ЗК РФ, федеральным законам.
Компетенция Правительства
РФ – принимает решения, регулирующие
земельные отношения, в пределах полномочий,
определенных ЗК РФ, федеральными законами,
а также указами Президента РФ.
Компетенция органов
исполнительной власти субъектов РФ –
на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных
законов, иных нормативных правовых актов
рФ, законов субъектов РФ и в пределах
своих полномочий могут издавать акты,
содержащие нормы земельного права.
Компетенция органов
местного самоуправления – на основании
и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов,
иных нормативных правовых актов РФ, законов
и иных нормативных правовых актов субъектов
РФ и в пределах своих полномочий могут
издавать акты, содержащие нормы земельного
права.
42. ОРГАНЫ
СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Органы специальной
компетенции в сфере использования и охраны
земель подотчетны органам общей компетенции. Органы специальной
компетенции подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.
Функциональные органы
специальной компетенции в сфере использования
и охраны земель – это Федеральная служба
кадастра объектов недвижимости (Росне-движимость),
Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом, Министерство
природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологического
надзора и архитектурно-градостроительного
надзора.
Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по управлению
государственным имуществом и оказанию
государственных услуг в сфере ведения
кадастров объектов недвижимости, землеустройства,
инвентаризации объектов градостроительной
деятельности, государственной кадастровой
оценки земель и государственного мониторинга
земель, а также по государственному земельному
контролю.
Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости осуществляет
следующие полномочия в установленной
сфере деятельности:
1) осуществляет полномочия
собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения
исполнения своих функций, в том числе
имущества, переданного федеральным предприятиям
и учреждениям, подведомственным агентству;
2) организует:
– создание автоматизированной
системы ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов
капитального строительства;
– проведение территориального
землеустройства в соответствии с решениями
органов государственной власти и на землях,
находящихся в федеральной собственности;
– подготовку землеустроительных
материалов для установления Государственной
границы РФ, границ субъектов РФ и муниципальных
образований;
– осуществление технической
инвентаризации объектов капитального
строительства;
3) проведение государственной
кадастровой оценки земель;
4) осуществляет:
– представление результатов
государственной кадастровой оценки земель
в соответствии с законодательством РФ;
– ведение государственного
земельного кадастра, государственного
градостроительного кадастра и государственного
фонда данных, полученных в результате
проведения землеустройства;
– государственный
мониторинг земель в РФ, в том числе с использованием
автоматизированной информационной системы;
– ведение государственного
технического учета объектов капитального
строительства;
– создание государственного
кадастра объектов недвижимости;
– утверждение заключений
экспертных комиссий при проведении экспертизы
землеустроительной документации;
– предоставление заинтересованным
лицам сведений государственного земельного
кадастра и сведений об объектах капитального
строительства;
– государственный
земельный контроль;
– утверждение карт
(планов) и материалов межевания объектов
землеустройства. Отраслевыми (ведомственными)
органами являются различные министерства
и ведомства, в ведении которых находятся
земли определенного целевого назначения.
К ним относятся Министерство сельского
хозяйства, Министерство транспорта, Министерство
информационных технологий и связи и др.
43. ПОЛНОМОЧИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА КАДАСТРА ОБЪЕКТОВ
НЕДВИЖИМОСТИ
Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по управлению
государственным имуществом и оказанию
государственных услуг в сфере ведения
кадастров объектов недвижимости, землеустройства,
инвентаризации объектов градостроительной
деятельности, государственной кадастровой
оценки земель и государственного мониторинга
земель, а также по государственному земельному
контролю.
Федеральное агентство
кадастра объектов недвижимости осуществляет
следующие полномочия в установленной
сфере деятельности:
1) проводит в установленном
порядке конкурсы и заключает государственные
контракты на размещение заказов на поставку
товаров, выполнение работ, оказание услуг,
на проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ для государственных нужд, в том
числе для обеспечения собственных нужд;
2) осуществляет полномочия
собственника в отношении федерального
имущества, необходимого для обеспечения
исполнения своих функций, в том числе
имущества, переданного федеральным государственным
унитарным предприятиям и федеральным
государственным учреждениям, подведомственным
агентству;
3) организует:
– создание автоматизированной
системы ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов
капитального строительства;
– проведение территориального
землеустройства в соответствии с решениями
органов государственной власти, а также
территориального землеустройства на
землях, находящихся в федеральной собственности;