Плата за земельный
участок, изымаемый для государственных
или муниципальных нужд (выкупная цена),
сроки и другие условия выкупа определяются
соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство РФ,
субъекта РФ или муниципального образования
уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной
цены в нее включаются рыночная стоимость
участка и находящегося на нем недвижимого
имущества, а также все убытки, причиненные
собственнику изъятием земельного участка,
включая убытки, которые он несет в связи
с досрочным прекращением своих обязательств
перед третьими лицами, в том числе упущенную
выгоду. По соглашению с собственником
ему может быть предоставлен взамен земельного
участка, изымаемого для государственных
или муниципальных нужд, другой земельный
участок с зачетом его стоимости в выкупную
цену.
При этом собственник
несет риск затрат и убытков, связанных
с новым строительством, расширением и
реконструкцией зданий и сооружений на
земельном участке в указанный период.
Если собственник не
согласен с решением об изъятии у него
земельного участка либо с ним не достигнуто
соглашение об условиях выкупа, уполномоченный
орган, принявший такое решение, может
предъявить иск о выкупе земельного участка
в суд.
Основанием для возмещения
убытков является:
1) соглашение о временном
занятии земельного участка между собственником
земельного участка и лицом, в пользу которого
осуществляется временное занятие земельного
участка;
2) акт уполномоченного
органа об ограничении прав собственника
земельного участка, соглашение о сервитуте;
3) акт уполномоченного
органа об ухудшении качества земель;
4) решение суда.
54. ПРАВОВАЯ
ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
Земля охраняется как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться
способами, обеспечивающими сохранение
экологических систем, способности земли
быть средством производства в сельском
и лесном хозяйстве, основой осуществления
хозяйственной и иных видов деятельности.
Цели охраны
земель: предотвращение деградации,
загрязнения, захламления, нарушения земель,
других негативных воздействий хозяйственной
деятельности; обеспечение улучшения
и восстановления земель, подвергшихся
деградации, загрязнению, захламлению,
нарушению, другим негативным воздействиям
хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель
собственники земельных участков, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить мероприятия:
– по сохранению почв
и их плодородия;
– защите земель от
водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления,
иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными
и химическими веществами, захламления
отходами производства и потребления,
загрязнения, в том числе биогенного загрязнения,
и других негативных воздействий, в результате
которых происходит деградация земель;
– защите сельскохозяйственных
угодий от зарастания деревьями и кустарниками,
сорными растениями, а также защите растений
и продукции растительного происхождения
от вредных организмов (растений или животных,
болезнетворных организмов, способных
при определенных условиях нанести вред
деревьям и иным растениям);
– ликвидации последствий
загрязнения, в том числе биогенного загрязнения,
и захламления земель;
– сохранению достигнутого
уровня мелиорации;
– рекультивации нарушенных
земель, восстановлению плодородия почв,
своевременному вовлечению земель в оборот;
– сохранению плодородия
почв и их использованию при проведении
работ, связанных с нарушением земель.
В целях охраны земель разрабатываются
федеральные, региональные и местные программы
охраны земель, включающие в себя перечень
обязательных мероприятий по охране земель
с учетом особенностей хозяйственной
деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности
предусмотренных мероприятий по охране
земель проводится с учетом экологической
экспертизы, санитарно-гигиенических
и иных норм и требований.
При проведении связанных
с нарушением почвенного слоя строительных
работ и работ по добыче полезных ископаемых
плодородный слой почвы снимается и используется
для улучшения малопродуктивных земель.
Для оценки состояния
почвы в целях охраны здоровья человека
и окружающей среды устанавливаются нормативы
предельно допустимых концентраций вредных
веществ.
В целях предотвращения
деградации земель, восстановления плодородия
почв допускается консервация земель.
В целях повышения заинтересованности
собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов участков
в сохранении и восстановлении плодородия
почв, защите земель от негативных воздействий
хозяйственной деятельности может осуществляться
экономическое стимулирование охраны
и использования земель в порядке, установленном
бюджетным законодательством и законодательством
о налогах и сборах.
55. КАТЕГОРИИ
ЗЕМЕЛЬ
Земельным кодексом
РФ в качестве одного из принципов земельного
законодательства установлено деление
земель по целевому назначению на категории,
согласно которому правовой режим земель
определяется исходя из их принадлежности
к той или иной категории и разрешенного
использования в соответствии с зонированием
территорий и требованиями законодательства.
Земельным кодексом
РФ установлены следующие категории земель:
1) земли сельскохозяйственного
назначения;
2) земли населенных
пунктов;
3) земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного специального
назначения;
4) земли особо охраняемых
территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Перечень категорий
земель является закрытым.
Отнесение земель к
категориям и перевод их из одной в другую
производится компетентными органами
власти. Отнесение земель к категориям,
перевод их из одной категории в другую
осуществляются в отношении:
– земель, находящихся
в федеральной собственности, – Правительством
РФ;
– земель, находящихся
в собственности субъектов РФ, и земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся
в муниципальной собственности, – органами
исполнительной власти субъектов РФ;
– земель, находящихся
в муниципальной собственности, за исключением
земель сельскохозяйственного назначения, –
органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся
в частной собственности:
– земель сельскохозяйственного
назначения – органами исполнительной
власти субъектов РФ;
– земель иного целевого
назначения – органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных
пунктов в земли иных категорий и земель
иных категорий в земли населенных пунктов
независимо от их форм собственности осуществляется
путем установления или изменения границ
населенных пунктов в порядке, установленном
Земельным кодексом РФ и законодательством
РФ о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель
из одной категории в другую устанавливается
федеральными законами.
Категория земель указывается:
в актах о предоставлении земельных участков;
договорах, предметом которых являются
земельные участки; документах государственного
земельного кадастра; документах о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним и др. Нарушение установленного
порядка перевода земель из одной категории
в другую является основанием признания
недействительными актов об отнесении
земель к категориям, о переводе их из
одной категории в другую.
Деление земель на категории
имеет важное значение. Принадлежность
земель к той или иной категории предопределяет
целевое назначение и соответствующий
режим использования земель каждой конкретной
категории. Режим использования земель
также определяется в зависимости от разрешенного
использования, как собственно определенных
категорий земель, так и земель внутри
земель одной категории с учетом зонирования
территорий. В целом правовой режим земель
определяется исходя из их принадлежности
к определенной категории земель, их целевого
назначения и разрешенного использования
в соответствии с зонированием территорий
и требованиями закона.
56. ЦЕЛЕВОЕ
НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Земельный кодекс РФ
в качестве одного из принципов земельного
законодательства установил деление земель
на категории. Принадлежность земель к
той или иной категории предопределяет
основное их целевое назначение и соответствующий
правовой режим использования земель
каждой конкретной категории (с учетом
зонирования и разрешенного использования).
Отнесение земель к категориям и перевод
их из одной в другую определяется и производится
компетентными органами власти, но не
самими пользователями земли. Правовой
режим земель определяется исходя из их
принадлежности к той или иной категории
земель, целевого назначения и разрешенного
использования в соответствии с зонированием
территорий и требованиями законодательства.
Целевое
назначение земель – это особое направление
использования земель, функции земель
в общественных отношениях: средство производства,
база для развития промышленности, место
проживания людей и расположения всех
существующих природных объектов.
В соответствии с Земельным
кодексом РФ земли в Российской Федерации
по целевому назначению подразделяются
в зависимости от категории земель на
следующие:
– земли сельскохозяйственного
назначения;
– земли населенных
пунктов;
– земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного специального
назначения;
– земли особо охраняемых
территорий и объектов;
– земли лесного фонда;
– земли водного фонда;
– земли запаса.
Разрешенное
использование – это особенности
использования земель внутри установленных
категорий. Правовой режим земель зависит
также и от установленного разрешенного
использования. Виды и условия разрешенного
использования устанавливаются для каждой
категории отдельно. Например, виды разрешенного
использования земельных участков и объектов
капитального строительства определены
Градостроительным кодексом РФ. Применительно
к каждой территориальной зоне устанавливаются
виды разрешенного использования земельных
участков.