Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 09:43, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы:
• Рассмотреть историю земельных отношений в России;
• Рассмотреть и проанализировать процесс развития земельных отношений на протяжении всей истории нашей страны;
• Рассмотреть реформы, проведенные в сфере земельных отношений;
• Более подробно рассмотреть земельные отношения в современной России;
• Рассмотреть особенности земельных отношений в России;
• Рассмотреть основные проблемы препятствующие развитию земельного рынка;
• Рассмотреть систему управления земельными ресурсами;
• Изучить квалификацию и распределение земельных ресурсов;
• Исследовать совершенствование системы управления земельными ресурсами.
Введение ………………………………………………………….
1. Развитие Русских земель
1.1 . Распределение земель между феодалами и крестьянами IX – XV веках………
1.2 . Земельные отношения XIX века. Земельные реформы…………………………….
1.3 . Система землепользования в XX веке……………………………………………………
1.4 . Экономические школы. Земля как фактор производства…………………….
2. Современные подходы к управлению земельными ресурсами
2.1. Нормативное регулирование земельных отношений в Российской Федерации………………………………………………….
2.2. Основные проблемы, связанные с земельными отношениями, препятствующие развитию рынка……………………………..
2.3. Совершенствование системы управления земельными ресурсами….
2.4. Квалификация и распределение земель в Российской Федерации на 2012 -2013 года.
2.5. Закон о плате на землю. Стоимость земли на 2013 год.
Заключение………………………………………..
Список использованной литературы.
Важнейшими категориями крестьянства в первой половине 19 века были крестьяне помещичьи, государственные и удельные. Удельные крестьяне принадлежали членам царской семьи. Их численность составляла около 2 млн. человек. Подавляющее их большинство находилось на оброке, который в 1830 году был заменен поземельным сбором. Кроме того, они платили подушную подать. Государственные крестьяне, составлявшие около 9 млн. душ мужского пола, были феодально - зависимыми от государства. Большинство государственных крестьян были на оброке, они также платили подушную подать. Для улучшения положения государственных крестьян в 1837-1841 годах под руководством министра государственных имуществ графа П.Д Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. Были несколько расширены крестьянские наделы, так что в среднем на одну мужскую душу пришлось около 5 га, крестьянам была разрешена аренда государственных земель, кредиты в банке. Были разработаны условия переселения для желающих осваивать новые земли – прежде всего южные и восточные окраины империи.
Государственные крестьяне более активно, чем раньше, стали покупать землю (хотя они имели это право наряду с купцами и помещиками с 1801 года), и накануне 1861 года в России было 300 тыс. крестьян – частных земельных собственников.
Помещичьи крестьяне составляли наиболее многочисленную часть крестьянства – примерно 11 млн. душ мужского пола, число их на протяжении первой половины 19 века практически не менялось. Основными элементами крепостного хозяйства продолжали оставаться хозяйство барское и крестьянское. Соотношение барской и крестьянской земель в разных областях страны было разным, но в среднем колебалось от 1:1 до 3:1 соответственно.
На протяжении всей первой половины 19 века государственная власть периодически издавала указы, направленные на смягчение крепостного состояния крестьян и ограничения дворянской монополии на землю. Первыми наиболее важными были указы от 1801 года, разрешающие купцам, помещикам и государственным крестьянам покупать в собственность незаселенные земли; дворянам же было запрещено продавать крепостных без земли. В 1843 году безземельным дворянам запретили покупать крестьян. В 1844 году помещики получили право отпускать дворовых на волю без земли, в 1847 году крепостным предоставили право выкупа на свободу с землей при продаже имения за долги помещика.
В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы, как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.
Эпохальным в истории земельных отношений в России стал 1861 год, когда 19 февраля царь Александр II утвердил Закон «Общее положение о крестьянах, вышедших из крестьянской зависимости» и выпустил Манифест о крестьянской реформе. Согласно «Положениям» крепостное право отменялось навсегда, а крестьянам предоставлялись права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, но обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» и полевой надел «для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком». За пользование надельной землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброки, и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Наделение крестьян землею и повинности определялись по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Для выкупа земель крестьянам предоставлялось пособие в виде ссуды. Земля выкупалась или общиной, или отдельным крестьянином, в надел включались только удобные земли. Земля, отведенная общине, предоставлялась под названием «мирской земли», с переходом в другое сословие или другую общину крестьянин терял право на «мирскую землю», из которой он вышел. Сельская община состояла из крестьян, водворенных на земле одного помещика. Она могла состоять из одного селения, либо части его, либо из нескольких мелких поселений. Община возникла раньше реформы. Общинное земледелие с переделами полей было явлением повсеместным уже в первой половине XVIII века.
Участки земли, приобретенные не всем обществом, а отдельными домохозяевами, составляли личную собственность каждого и переходили по наследству.
Бывшие крепостные крестьяне получили землю в пользование за барщину и оброк. Однако крестьянин с согласия помещика мог выкупить надел. Этим правом смогли воспользоваться лишь немногие крестьяне, имевшие средства на выкуп земли.
Таким образом, реформа 1861 года утвердила две основные формы землепользования: общинное и подворное. К началу ХХ века в личной собственности находилось земли: у дворян - 61,9%, крестьян –15,3%,купцов-15%,мещан - 4,4%, духовенства - 0,3%.
Рисунок 1.Собственники земли в xx веке.
Реформа укрепила и общинное землевладение. Община могла выкупить часть помещичьей земли и обратить ее в «мирскую» землю, которая служила гарантией против обезземеливания крестьян и превращения их в рабочих. Реформа обеспечивала «мягкое» вхождение России в систему капиталистических производственных отношений.
Таким образом, в период наиболее динамичного развития хозяйственных отношений в России межевание имело следующие основные цели:
1. Юридическую - определение и укрепление формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов;
2. Сельскохозяйственную - устранение неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость границ и т.п.);
3. Финансовую - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.
Земельная собственность могла быть :
Землевладение в Европейской России в результате реформы к началу ХХ века сложилось следующим образом:
Величина «отрезков»
Зоны |
Крестьянское землепользование до 1861 года (тысяч десятин) |
Отрезки (тысяч десятин) |
% |
15 Нечерноземных губерний |
14550 |
1437 |
9,9 |
21 Черноземная губерния |
14619 |
3825 |
26,2 |
Всего по 36 губерниям |
29169 |
5262 |
18,0 |
Таблица 2
Обеспечение Крестьян землей до и после реформы.
Зоны |
Губернии |
Дореформенные наделы на душу (всех угодий, без леса, в десятинах) |
Послереформенные наделы на душу (всех угодий, без леса, в десятинах) |
Черноземная, с преобладанием барщины. |
Рязанская Тульская Тамбовская Пензенская Екатеринославская Саратовская Пермская Киевская |
2,6 2,6 3,1 2,8 2,8 3,8 5,5 6,6 |
2,3 2,3 2,4 2,2 2,0 2,4 4,0 2,5 |
Нечерноземная, с преобладанием оброка. |
Владимирская Московская Калужская Петербургская Новгородская Смоленская |
3,1 2,6 2,5 3,3 2,7 3,6 |
3,7 2,9 3,8 4,7 5,6 4,4 |
В пореформенный период в стране в целом ускорилось развитие сельского хозяйства. В наибольшей степени это касалось частных, или, как их еще называли владельческих земель. Частными владельцами выступали представители всех слоев российского общества, землю могли приобрести и иностранцы. Средний размер частного землевладения в России в конце 19 века составлял 115 га на одно хозяйство (для сравнения в Англии - 23 га, во Франции - 8 га, в США - 55 га.).
В движении земельной собственности отмечалась основная тенденция: наиболее активно покупали землю крестьяне, а продавали – дворяне, за вторую половину 19 века размер дворянского землевладения уменьшился почти в два раза. Это свидетельствовало о перестройки сельского хозяйства страны на капиталистический лад.
Однако частные земли составляли только четверть всех земель. Две четверти составляли общинные земли, принадлежащие не конкретному крестьянину, а крестьянской общине в целом.
1.3. Система землепользования в 20 веке
В начале 20 века Россия оставалась аграрной страной. Сельское хозяйство в большей степени определяло жизненный уровень населения. В сельскохозяйственном пользовании находилось 469, 4 млн. десятин земли. Распределение по различным регионам страны было неодинаково. Например, по 11 районам Европейской России земля распределялась следующим образом: государственные, удельные, церковные и учрежденческие земли – 39,1%, надельные земли – 35,1% и частновладельческие – 25,8%.
Рисунок 3. Распределение земли (в %)
К началу 20 века помещики лишились 1/10 части земли, но по-прежнему оставались основными собственниками земли. 30 тыс. дворян в среднем владели по 2333 десятины земли. Всего в руках крупных владельцев находилось 70 млн. десятин, что составляло 25% всей учетной земли. С 1906 по 1916 годы помещиками было продано крестьянскому банку 9,5 млн. десятин земли, а 8,8 млн. десятин заложено в дворянском банке
В общинном и подворном владении крестьян было 137 млн. десятин земли. Из них 64 млн. десятин приходится на 2,1 млн. богатых крестьянских дворов, а другая часть, 73 млн. десятин – на 10, 5 бедных крестьянских дворов. В силу естественного роста населения резко сокращался размер душевого крестьянского надела. Если к концу 19 века он составлял в среднем 3,5 десятин на душу, то 1905 году – 2,6 десятин.53,5млн. крестьян имели надел от 1 до 1,75 десятин земли на душу. Зажиточная часть крестьянства сосредоточила ¾ покупной земли.
9 ноября 1906 г. вышел Именной
Высочайший Указ, данный Сенату
Николая II, содержащий положения
о крестьянском землевладении
и землепользовании. Издание Указа,
позволявшего закреплять за
Реформирование деревенского уклада началось в 1906 году. Суть Аграрной реформы Столыпина сводилась к тому, чтобы укрепить индивидуальную собственность на землю, обеспечить свободный выход из общины, сохранить крупную помещичью собственность, обеспечить крестьян землей, переселив их в другие местности, на свободные целинные земли. По указу от 9 ноября 1906 года признавались: общая (общинная) собственность на землю, надельная (семейная) и личная (индивидуальная) собственность. Индивидуальный собственник мог прикупить земли, продать свою землю, заложить её в Крестьянский банк. В 1914 году в Европейской России в частной собственности находилось 25% сельскохозяйственных земель(102 млн. десятин). В собственности дворян было 52% этой площади, купцов – 13%, мещан – 3%, крестьян – 13%, крестьянских обществ и товариществ – 12%. Земельные собственники задолжали банкам 3,5 млрд. рублей золотом, что составляло 80% стоимости их земли. Держателями банковских листов были в основном подданные Франции и Англии. Они то и являлись фактическими собственниками этой земли.
Реформирование деревенского уклада оказалось сложным делом. За 10 лет взяли свои наделы в частную собственность немногим более 20%домохозяев, но порвали связь с общиной всего лишь 10%. Годы реформы сопровождались крестьянскими волнениями. Наибольшее неудовольствие вызвало сохранение помещичьей собственности при малоземелье крестьян. Реформа не достигла цели и была свернута в 1916 году.
Правительство Российской империи, не смотря на наличие накопленного опыта в сфере земельных отношений, не смотря на проводимую Столыпинскую земельную реформу – так и не смогло решить проблему обеспечения крестьян землей в деревнях и селах, не смогло упорядочить земельные отношения в городах. К октябрю 1917 г. накопилось много противоречий, которые и были решены советской властью.
В августе 1917 года был опубликован «Крестьянский наказ о земле». Крестьяне требовали отменить помещичью собственность на землю и установить уравнительное и бесплатное землепользование. Эти требования стали основой «Декрета о земле», принятого 26 октября 1917 года вторым всероссийским съездом Советов и «Законом о социализации земли» от 6(19) февраля 1918 года. Декрет «О Земле» является документом, изменившим существующий до 1917 г. земельный строй. Земля была объявлена достоянием народа. Наряду с бесплатным землепользованием разрешалась и аренда земли. Данный Декрет определил временный порядок обращения с землей, природными ресурсами и природными объектами, конфискованными в собственность государства, определил временный порядок изъятия и перераспределения земли среди крестьян. В частности в Декрете были обозначены некоторые основные отправные пункты нового порядка развития земельных отношений:
Информация о работе Современные подходы к управлению земельными ресурсами