Современные подходы к управлению земельными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы:
• Рассмотреть историю земельных отношений в России;
• Рассмотреть и проанализировать процесс развития земельных отношений на протяжении всей истории нашей страны;
• Рассмотреть реформы, проведенные в сфере земельных отношений;
• Более подробно рассмотреть земельные отношения в современной России;
• Рассмотреть особенности земельных отношений в России;
• Рассмотреть основные проблемы препятствующие развитию земельного рынка;
• Рассмотреть систему управления земельными ресурсами;
• Изучить квалификацию и распределение земельных ресурсов;
• Исследовать совершенствование системы управления земельными ресурсами.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………….
1. Развитие Русских земель
1.1 . Распределение земель между феодалами и крестьянами IX – XV веках………
1.2 . Земельные отношения XIX века. Земельные реформы…………………………….
1.3 . Система землепользования в XX веке……………………………………………………
1.4 . Экономические школы. Земля как фактор производства…………………….
2. Современные подходы к управлению земельными ресурсами
2.1. Нормативное регулирование земельных отношений в Российской Федерации………………………………………………….
2.2. Основные проблемы, связанные с земельными отношениями, препятствующие развитию рынка……………………………..
2.3. Совершенствование системы управления земельными ресурсами….
2.4. Квалификация и распределение земель в Российской Федерации на 2012 -2013 года.
2.5. Закон о плате на землю. Стоимость земли на 2013 год.
Заключение………………………………………..
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

основа.docx

— 136.41 Кб (Скачать файл)

 Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулирует Земельный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 30 октября 2001 года.            В соответствии с Конституцией Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному Кодексу и федеральным законам.

Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация. 

Основной Закон Российской Федерации - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства.  Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции:

  • Статья 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
  • Статья 36 - о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
  • Статья 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
  • Статья 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
  • Статья 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

 

  • Статья 36 (часть 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
  • Статья 72 определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится земельное законодательство , а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком.

   Несомненную значимость  для регулирования земельных  правоотношений представляют собой  также положения Конституции  Российской Федерации:

  • О гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (статья 8);
  • О равенстве всех перед законом и судом (статья 19);
  • Об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) и некоторые другие.

 Поскольку нормы земельного  права действуют в определенной  логической взаимосвязи, т. е. одни  из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их  от нарушений, то в законодательной  практике допускается раздельное  их формулирование. Во избежание  нежелательных повторений в земельном  законодательстве имеются также  отсылочные статьи - нормы, которые  не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям  данного или иного нормативного  акта. Применяется и прямой способ  изложения тех или иных элементов  правовой нормы - без отсылки к  другим статьям нормативного  акта.

                               

 

                       Виды земельно-правовых норм:

  • Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи за землю;
  • Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;
  • Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

 

  Земельному праву  как самостоятельной отрасли  права присущи следующие принципы:

  1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
  2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества;
  3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека;
  4. Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  6. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;

платность использования земли;

  1. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;
  2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  3. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;
  4. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которым регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

 

Приведенный перечень принципов земельного права не является исчерпывающим и может быть дополнен.

 

2.2. Основные проблемы, связанные с земельными отношениями,         препятствующие развитию рынка

 Земельные отношения - очень сложная многоаспектная проблема. Она включает в себя большой круг вопросов: формы собственности и хозяйствования, рынок земли, цена земли, рента, налог на землю, управление земельными ресурсами, разграничение федеральных и муниципальных земель, а так же средств, поступающих от оборота земли, в том числе от аренды. Являясь базисом производственных отношений, земельные отношения активно влияют на развитие производительных сил, ускоряют или замедляют процесс производства.

  Рынок земли является  неотъемлемой частью экономики  любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное  место в жизни  и деятельности  любого общества. Сохранение земельных ресурсов планеты – это одна из важнейших задач человечества. Земельные ресурсы сокращаются, так как продуктивные земли отводятся под горнопромышленные разработки и строительство, уничтожаются городами и другими населенными пунктами, затопляются при сооружении водохранилищ и т. д. Проблема земледелия – это деградация почв вследствие неправильного землепользования. Эрозия почв снижает их плодородие, повреждает посевы. Неудобными земли в сельскохозяйственных угодьях становятся из-за рытвин, промоин, оврагов. В связи с процессом эрозии из мирового сельскохозяйственного оборота выбывают 6–7 млн. га земель, а за счет засоления, заболачивания – еще 1,5 млн. га. Постепенно истощается верхний плодородный слой почвы.

     Центральным звеном в процессе преобразования аграрных отношений на рациональной основе были и остаются земельные отношения и механизмы реализации земельной собственности. С появлением частной собственности на землю образовался рынок земли. Сейчас земельные участки можно купить или продать. Проблема в том, что в современной России спрос на земли не однороден. Для нашей страны характерен крайне повышенный спрос на земли расположенные вокруг крупных городов, в самих городах, курортных зонах, а также на земли имеющие запасы сырья для добычи полезных ископаемых. Одной из важнейших составляющих землепользования является определение стоимости земли для организации сельскохозяйственного производства. С одной стороны земля это основа жизни человечества, с другой стороны для сельскохозяйственных организаций она не пользуется спросом из-за низкой рыночной стоимости.

Причин, по которой сложилась непростая ситуация в аграрной сфере немало, но основной является аграрная политика, проводимая федеральным центром. Сельскохозяйственные товаропроизводители обречены на убыточное производство. Для сравнения размер поддержки фермерам на 1 га. сельскохозяйственных земель составляет: в США - 69 долл., Канаде - 83, странах ЕС - 943, Швейцарии - 4214, а в России - всего 6 долл.

Рынок земли является объективно необходимым элементом в рыночной системе хозяйствования.  Развитие земельного рынка должно выступать средством повышения эффективности сельского хозяйства России, роста доходов и улучшения социальных условий сельского населения.

Убыточность сельскохозяйственных предприятий оказывает непосредственное влияние на качество обрабатываемых земель. Отсутствие материальных средств, приводит к тому, что земли используются не рационально. При минимальной обработке или её отсутствии снижается плодородие пашни, увеличиваются площади подверженные водной и ветровой эрозиям, расширяются масштабы загрязнения почв тяжелыми металлами, нефтью, пестицидами и прочее.

Как пишет в своей статье доктор экономических наук, профессор А. Югай необходимо перераспределить средства, поступающие от плательщиков земельного налога. Создавать фонды для восстановления и сохранения природных ресурсов на федеральном уровне, за счет части доходов добывающих отраслей. Так же и на уровне муниципальных органов - фонд сохранения сельскохозяйственных земель и сельских территорий, за счет земельного налога и штрафных санкций к предприятиям, наносящим ущерб природной среде и других источников.

Эти меры в свою очередь улучшили бы качество угодий, что привело бы более выгодному положению земли в рыночной экономике. Ведь экономическая суть частной собственности на землю реализуется не в абстрактной возможности купли - продажи земли, а в количественно определенном доходе от ее использования в соответствии с целевым назначением.

Формирование рынка земли, как объективно необходимого элемента рыночной экономики, невозможно и без создания государством условий для преодоления аграрного кризиса и эффективного развития сельскохозяйственного производства в стране.

Проблема использования сельскохозяйственных земель непосредственно связанна с земельными отношениями.

 

2.3. Совершенствование системы управления земельными ресурсами

Одним из важнейших направлений в развитии земельной реформы является создание системы управления земельными ресурсами и регулирование земельных отношений. При переходе к рыночной экономике возникает необходимость пересмотра сложившегося механизма регулирования земельных отношений.

   Управление земельными ресурсами - это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные ресурсы путем использования объективных закономерностей и тенденций в использовании земельных ресурсов для обеспечения их эффективного функционирования.

   Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли. Основная цель достигается путем постановки частных целей, таких как рациональное, эффективное и использование и охрана земель; формирование перспективного перераспределения земельных ресурсов и характера их использования; высокий уровень экологических и социальных условий жизни населения; эффективное развитие предпринимательской и общественной деятельности; сохранение и восстановление свойств окружающей природной среды, в том числе земли; получение максимума поступлений платежей за землю в различные бюджеты

Объектом управления земельными ресурсами является весь земельный фонд Российской Федерации, административно-территориальные единицы, земельные участки.

Субъекты управления земельными ресурсами - лица, осуществляющие государственное, ведомственное, местное и внутрихозяйственное управление.

Одним из основополагающих моментов должен стать процесс фактического разграничения земельной собственности на федеральную, областную, муниципальную собственность, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.98 года  №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» и во исполнение приказа Госкомзема России от 23.03.99 года  №43 «О плане действий Госкомзема России по реализации положений документов», «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране».

Информация о работе Современные подходы к управлению земельными ресурсами