Управление земельными ресурсами Энгельсского района Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Земельные ресурсы - это не только территориально-пространственно-природный базис исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально-эколого-экономический объект управления. Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…4
Глава 1. Природные и социально-экономические ресурсы муниципального образования………………………………………………………………………..6
1.1 Природные ресурсы Энгельсского района……………………………….....6
1.2 Социально-экономические условия Энгельсского района………………...7
1.3 Организационно-правовой механизм и структура органов управления земельными ресурсами Энгельсского района………………………...…….…10
1.4 Анализ использования земельного фонда Энгельсского района…………12
1.4.1 Использование земель сельскохозяйственного назначения…………… 20
1.4.2 Использование земель населенных пунктов……………………………..21
Глава 2. Применение данных землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель при управлении земельными ресурсами…………...…..23
2.1 Использование материалов землеустройства при решении задач управления земельными ресурсами ……………………………………………23
2.2 Использование кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами…………………………………………………...……..24
2.3 Применение данных мониторинга земель при управлении земельными ресурсами…………………………………………………………………….. …26
Глава 3. Экономические методы управления земельными ресурсами………29
3.1 Оборот земель и формирование земельного рынка Энгельсского района……………………………………………………………………………29
3.2 Земельные платежи Энгельсского района и их использование…………32
3.3 Расчет компенсационных платежей при изъятии земель……………..…35
3.4 Экономический эффект мероприятий по управлению земельными ресурсами…………………………………………………………………….…37
Глава 4. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель……………….………39
4.1 Осуществление государственного земельного контроля Росреестром…………………………………………………………………..…..42
4.2 Эффективность проведения государственного земельного контроля…...47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Управление земельными ресурсами в Энгельсском районе.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2.3 Применение данных  мониторинга земель при управлении  земельными ресурсами

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Государственный мониторинг земель является частью государственного мониторинга окружающей среды, осуществляемого в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях. Земля, как природный объект и природный ресурс, является самой главной составляющей окружающей среды и поэтому государственный мониторинг земель призван выполнять связующую и координирующую роль всех мониторингов окружающей среды.

Задачами государственного мониторинга  земель являются:

1) своевременное выявление  изменений состояния земель, оценка  этих изменений, прогноз и выработка  рекомендаций о предупреждении  и об устранении последствий  негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного  земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией  о состоянии окружающей среды  в части состояния земель.

В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Порядок осуществления  государственного мониторинга земель установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

В соответствии с пунктом 5.1.13 постановления Правительства  Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной  регистрации, кадастра и картографии» Росреестр осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии  земель в Российской Федерации, ее обработку  и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного  состояния земель с учетом воздействия  природных и антропогенных факторов.

Сбор информации осуществляется исходя из единой системы показателей государственного мониторинга земель. Результатом деятельности по сбору информации является продукция, содержащая сведения (данные) о состоянии и использовании земель, представленные в текстовой или графической форме.

К сведениям (данным) о  состоянии и использовании земель относятся:

  1. описание местоположения земельных угодий;
  2. площадь земельных угодий;
  3. вид земельных угодий (пашня; многолетние насаждения; сенокосы и пастбища; земли под древесно-кустарниковой растительностью; лесные земли; земли под застройкой; земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями; земли под водой; болота; нарушенные земли; прочие земли);
  4. степень развития негативного процесса на землях, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);
  5. степень развития негативного процесса на землях, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);
  6. степень развития негативного процесса на подтопленных землях (слабая, средняя, сильная степень развития);
  7. степень развития негативного процесса на захламленных землях (слабая, средняя, сильная степень развития);
  8. степень развития негативного процесса на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (годовая эффективная доза, мЗв: 1-5, 5-20, 20-50, >50);
  9. степень развития негативного процесса на землях, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);
  10. степень развития негативного процесса на землях, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);
  11. степень развития негативного процесса на землях, загрязненных средствами химизации сельского хозяйства (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития).

Таким образом данные мониторинга земель важны при управлении земельными ресурсами в связи с тем что они дают представление о качественном состоянии земельного фонда.

 

 

 

Глава 3. Экономические  методы управления земельными ресурсами

Коренная перестройка  земельных отношений в Российской Федерации поставила перед землеустроительной наукой и практикой целый ряд задач, в числе которых управление земельными ресурсами является одной из центральных. Особое значение приобретает механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами, реализуемый через соблюдение экономических интересов государства, землевладельцев и землепользователей.

Механизм экономического регулирования управления земельными ресурсами формируется системой мер экономического воздействия, направленных на:

  • реализацию земельной политики государства,
  • обеспечение прав землевладельцев и землепользователей,
  • установление социально справедливых платежей за землю,
  • экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования.

К экономическим  регуляторам в системе управления земельными ресурсами относят: земельный налог, арендную плату, рыночную цену земли, залоговую цену земли, компенсационные платежи при изъятии, компенсационные выплаты при консервации, платежи за повышение качества земли, штрафные платежи за экологический ущерб, плата за право аренды.

3.1 Оборот земель и  формирование земельного рынка  Энгельсского района

Оборот  земли — это перераспределение  земли между собственниками экономическими методами на основе спроса и предложения. Оборот обеспечивает передачу прав на земельный участок от одного лица к другому. Оборот земель имеет свои особенности, связанные с государственным регулированием землепользования. Регулирует оборот земли Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В последнее  время возрос интерес к земле, как к объекту недвижимого  имущества. Земельные участки вовлекаются в оборот и все чаще становятся предметом гражданско-правовых сделок, что требует подтверждения и оформления гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки. В процессе оформления земельных участков возникают вопросы и проблемы, связанные с землепользованием. Процедура предоставления муниципальных услуг в сфере землепользования установлена административными регламентами предоставления комитетом по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района муниципальных услуг, где четко отражен порядок оформления земельных участков с различным разрешенным использованием. Основные задачи и функции комитета определены Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 28 декабря 2006 года №168/13-03, (в редакции Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 26.03.2009 года № 807/62-03) «Об утверждении положений об органах администрации ЭМР, наделенных статусом юридического лица».

Администрация Энгельсского муниципального района информирует  население о наличии земельных участков, подготовленных для реализации с аукциона. В данный момент на аукцион выставлено 17 земельных участков с площадью от 72 до 7841000 кв.м для различного вида использования (для ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства и.т.д.). Они могут предоставляться как в собственность так и на праве аренды.

Рынок земельных  ресурсов — это средство перераспределения  земель между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями в рамках принятых государством законов. К нему относятся такие рыночные сделки с землей: купля-продажа, дарение, залог, передача по наследству, сдача в аренду.

В 2010 году в Энгельсском районе отмечается активизация в оформлении юридическими и физическими лицами прав на земельные участки. За первое полугодие на рассмотрение поступило 4806 обращений граждан и юридических лиц по вопросам оформления, переоформления прав на земельные участки, что на 26% больше уровня соответствующего периода 2009 года. Предоставлено 2085 земельных участков, что в 2,2 раза больше, чем в 2009 году.

В рамках межведомственной комиссии по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения и сельских населенных пунктов продолжена работа по оформлению земельных долей  из земель сельскохозяйственного назначения. Зарегистрировано право собственности граждан на 970 земельных долей, что на 50,5% превышает показатели 2009 года. В процесс оформления выдела земельных участков в счет долей в праве общей собственности на землю всего вовлечено 13624 земельные доли, что составляет 94 % от их общего количества, из которых зарегистрировано в установленном порядке в федеральной регистрационной службе 9080 земельных долей, что составляет 62,6 % и превышает среднероссийские показатели на 48 %. Среди поселений самые высокие показатели в Терновском и Новопушкинском муниципальных образованиях – 76,6% и 70,1% соответственно. В судебном порядке признано право собственности Энгельсского муниципального района на земельные участки сельскохозяйственного назначения общей площадью 273,6 га. 
Организованы мероприятия по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о границах территориальных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Энгельс и семи муниципальных образований поселений Энгельсского муниципального района.

От использования муниципальной  и государственной собственности  в бюджет района поступило доходов  в сумме 102,1 млн. руб., что на 26,6% больше, чем за соответствующий период 2009 года . 
За первое полугодие реализовали преимущественное право на выкуп 5 субъектов малого и среднего предпринимательства, заключив договоры купли-продажи на общую выкупную стоимость - 21,3 млн. руб.  
В муниципальную собственность Энгельсского муниципального района из государственной собственности Саратовской области были приняты: имущественный комплекс туристического центра «Азимут», 2 нежилых помещения и 1 объект движимого имущества. Из муниципальной собственности в государственную собственность Саратовской области был передан 1 объект недвижимого имущества.

Из вышеуказанных  сведений можно сделать вывод, что  рынок земли на территории Энгельсского района функционирует на достаточно высоком уровне.

3.2 Земельные платежи  Энгельсского района и их использование

В соответствии с законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 (ред. 29.12.1998) "О плате за землю", ст. 1 к земельным платежам относят: земельный налог, арендную плату и нормативную цену земли.

В 2009 году на территории Энгельсского муниципального района земельный налог установлен на основании статей 12 и 387 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"  решениями Энгельсского городского Совета и сельских  Советов Энгельсского муниципального образования.

Сумма налога за год определяется исходя из кадастровой стоимости  каждого земельного участка по состоянию на 1 января того года, за который уплачивается налог, умноженной на ставку налога. Если налогоплательщик приобрел или утратил соответствующие права на земельный участок в течение года, то сумма налога корректируется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа месяцев, в течение которых налогоплательщик имел соответствующие права.

Земельный налог  рассчитывается как:

1. 0,3 % от кадастровой  стоимости для земель сельскохозяйственного  назначения, земель сельскохозяйственного использования в населенном пункте, земель, предоставленных для индивидуально-жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства;

2. 1,5 % от кадастровой  стоимости для всех остальных  земель.

Ставки же земельного налога в г.Энгельсе составляют: 
- 0,2% в отношении земельных участков предназначенных для размещения домов многоэтажной, индивидуальной жилой застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры); 
-  0,3% в отношении земельных участков:

а) предназначенных для  сельскохозяйственного использования;

б) находящихся в составе  дачных, садоводческих и огороднических объединений; 
в) предназначенных для размещения гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта, сараев, хозблоков, погребов;

Информация о работе Управление земельными ресурсами Энгельсского района Саратовской области