Управление земельными ресурсами Энгельсского района Саратовской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Земельные ресурсы - это не только территориально-пространственно-природный базис исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально-эколого-экономический объект управления. Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..….…4
Глава 1. Природные и социально-экономические ресурсы муниципального образования………………………………………………………………………..6
1.1 Природные ресурсы Энгельсского района……………………………….....6
1.2 Социально-экономические условия Энгельсского района………………...7
1.3 Организационно-правовой механизм и структура органов управления земельными ресурсами Энгельсского района………………………...…….…10
1.4 Анализ использования земельного фонда Энгельсского района…………12
1.4.1 Использование земель сельскохозяйственного назначения…………… 20
1.4.2 Использование земель населенных пунктов……………………………..21
Глава 2. Применение данных землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель при управлении земельными ресурсами…………...…..23
2.1 Использование материалов землеустройства при решении задач управления земельными ресурсами ……………………………………………23
2.2 Использование кадастровой информации при решении задач управления земельными ресурсами…………………………………………………...……..24
2.3 Применение данных мониторинга земель при управлении земельными ресурсами…………………………………………………………………….. …26
Глава 3. Экономические методы управления земельными ресурсами………29
3.1 Оборот земель и формирование земельного рынка Энгельсского района……………………………………………………………………………29
3.2 Земельные платежи Энгельсского района и их использование…………32
3.3 Расчет компенсационных платежей при изъятии земель……………..…35
3.4 Экономический эффект мероприятий по управлению земельными ресурсами…………………………………………………………………….…37
Глава 4. Государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель……………….………39
4.1 Осуществление государственного земельного контроля Росреестром…………………………………………………………………..…..42
4.2 Эффективность проведения государственного земельного контроля…...47
Заключение……………………………………………………………………….49
Список литературы………………………………………………………………51

Файлы: 1 файл

Управление земельными ресурсами в Энгельсском районе.doc

— 413.50 Кб (Скачать файл)

- 0,5% в отношении земельных  участков, относящихся к категории  земель поселений, с разрешенным использованием:

а) предназначенных для размещения автостоянок;

б) предназначенных для  размещения административных и офисных  зданий, объектов образования, науки, здравоохранения  и социального обеспечения (за исключением  аптек), физической культуры и спорта, культуры, искусства; 
-0,75% в отношении земельных участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:

а) предназначенных для  размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительногоназначения;

- 1% в отношении земельных  участков, относящихся к категории земель поселений, с разрешенным использованием:

а) предназначенных для  размещения объектов торговли (за исключением  рынков), общественного питания и  бытового обслуживания, аптек; 
- 1,5% в отношении земельных участков, не указанных выше.

Площадь земель района, облагаемых  налогом, составляет 24 6329,46 га или 76% от всего земельного фонда. Арендными платежами облагаются земли на площади 10 684,71 га или 3,3 %. Общая сумма начисленного земельного налога за 2008 год составляет 50 040 242,73 руб. На первом месте по вкладу в общую сумму платежей - категория земель городов и поселков – 76,5 % , на втором месте земли в границах сельских населенных пунктов с 12,2 % платежей, на третьем и последующих местах соответственно, земли сельскохозяйственного назначения (7,3%), земли промышленности, транспорта и иного специального назначения (3,3%), водного фонда (0,61%) и лесного (0,01%)

От имени Энгельсского муниципального района договоры аренды заключает орган администрации  Энгельсского муниципального района по управлению имуществом. Базовые ставки и порядок определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Энгельсского муниципального района, устанавливаются муниципальными правовыми актами администрации Энгельсского муниципального района.

Так, в Энгельсском  районе базовый размер арендной платы  за 2008 год колеблется от 31,82 руб./га за земли сельскохозяйственного назначения занятые КФХ и государственными  с.-х. предприятиями до 108 181,8 руб./га на землях городов и поселков, занятых объектами промышленности, торговли и пр.

Суммарные платежи  арендной платы за земли находящиеся  в государственной и муниципальной  собственности за 2008 год составляют 60 168 468,3 руб.

3.3 Расчет компенсационных  платежей при изъятии земель

Компенсационные платежи при изъятии земель — это форма возмещения собственнику потерь и упущенной выгоды. Размер платежа должен определяться на основе рыночной цены земли, стоимости понесенных потерь и упущенной выгоды. При консервации земель должны осуществляться компенсационные выплаты; это форма возмещения собственнику земли или землепользователю потерь, вызванных консервацией соответствующих участков. Размеры компенсационных выплат определяются стоимостью упущенной выгоды включая ренту.

Изъятие же в  свою очередь в соответствии с статьей 49 Земельного кодекс Российской Федерации. (Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001 г.), в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением  международных обязательств Российской  Федерации;

2) размещением  следующих объектов государственного  или муниципального значения  при отсутствии других вариантов  возможного размещения этих объектов;

-объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

-объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности;

-объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

-объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

-линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

-объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

3) иными обстоятельствами  в установленных федеральными  законами случаях, а применительно  к изъятию, в том числе путем  выкупа, земельных участков из  земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации т» муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Размер платы за изымаемый  земельный участок (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка, в которое включается обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Допускается предоставление взамен изымаемого земельного участка по соглашению с собственником другого участка с зачетом его стоимости в выкупную цену. В выкупную цену включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая те, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Для Энгельсского муниципального района нормативная стоимость земель составляет 143 тыс. руб/га. Таким образом, для изъятия земельного участка  для размещения объектов федерального значения размер компенсационных платежей будет на прямую зависеть от изымаемой площади.

3.4 Экономический эффект  мероприятий по управлению земельными  ресурсами

Управление земельными ресурсами – это совокупность взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы управления, направленная на поддержание или улучшение и рациональное использование земельных ресурсов как основного объекта земельных отношений в соответствии с планами развития территории или другими планово-нормативными документами.

Эффективность управления земельными ресурсами следует понимать в следующих аспектах:

  1. эффективность организации использования земель;
  2. эффективность земельно-кадастровых, землеустроительных и иных действий, направленных на формирование рационального и эффективного землепользования.

Грамотно организованное функционирование системы управления земельными ресурсами является решающим фактором эффективного осуществления государственной земельной политики. На эффективность управления земельными ресурсами влияет ряд факторов: экономическая стабильность в обществе и регионе; общее состояние законодательной базы; информационное обеспечение; период времени управления и т. д. Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подразделить на экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие.

Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность деятельности государственных и муниципальных органов по управлению земельными ресурсами, измеряемую отношением полученного количественного экономического эффекта (результата) к затратам средств на управленческую деятельность.

Экономическую эффективность  системы УЗР подразделяют на:

1. Абсолютную (прямую) эффективность - это реальная экономическая отдача от управленческих действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.).Абсолютная эффективность системы управления складывается из прямого эффекта и части косвенного и опосредованного эффектов, получаемых вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории.

2. Фактическую эффективность – это эффективность, которую определяют по осуществленным единовременным затратам и ежегодным издержкам для освоения и ведения системы УЗР с корректировкой в случае получения низкой фактической эффективности. Корректировку осуществляют в ходе авторского контроля, позволяющего установить степень полезности системы для развития территории.

3. Расчетная эффективность – это эффективность, которая определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей. Фактическая и расчетная эффективности часто не совпадают вследствие экономических, организационных, административных, правовых и других причин.

Главный критерий экономической  эффективности системы управления земельными ресурсами – значительное увеличение доходной части бюджета за счет операций, связанных с земельными участками и иными объектами недвижимости, контроль за субъектами и объектами земельных отношений при разумной экономии бюджетных средств, направляемых на осуществление функций управления.

 

 

 

 

 

Глава 4. Государственный  контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и  охраной земель

Государственный земельный контроль - это специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственный земельный контроль ведется за:

-соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель;

- соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;

- соблюдением порядка переуступки права пользования землей; 
предоставлением достоверных сведений о состоянии земель; 
- своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

- использованием земель по целевому назначению; 
своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию; 
- выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; 
- наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков; 
- выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

Исполнение государственной  функции по государственному земельному контролю включает следующие административные процедуры:

1) планирование проверок;

2) подготовка к проведению  проверки;

3) проведение проверки  и оформление ее результатов;

4) подготовка к рассмотрению  дела об административном правонарушении;

5) рассмотрение дела об административном правонарушении;

6) пересмотр постановлений  по делам об административных  правонарушениях;

7) исполнение постановления  о назначении административного  наказания;

8) контроль за устранением  нарушений земельного законодательства.

Конечными результатами исполнения государственной функции  по государственному земельному контролю являются:

1) выявление и обеспечение  устранения нарушений земельного  законодательства, установление отсутствия  нарушений;

2) исполнение нарушителями  земельного законодательства предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3) привлечение виновных  лиц к административной ответственности.

В Энгельсском районе контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель возложен на  Территориальный (межрайонный) отдел № 11 управления Роснедвижимости по Саратовской области, который действует на основании положения №4-П «О территориальном (межрайонном) отделе №11» утвержденного приказом управления Роснедвижимости по Саратовской области от 15 февраля 2005 года. Самым распространенным нарушением вот уже на протяжении трех лет является использование земельных участков не по целевому назначению.

Государственный земельный  контроль в Энгельсском районе осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по порядку осуществления государственного земельного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации. Он ведется по специально разработанным формам документов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 года №П/123 «Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного контроля». Настоящим приказом утверждены такие документы, как:

Информация о работе Управление земельными ресурсами Энгельсского района Саратовской области