Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:50, реферат
Одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, стали нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей. Потребность в решении этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Земельный участок представляет собой земли, отделенные на местности (в натуре) от иных земель при помощи границ. Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются самостоятельным объектом земельных прав. Порядок установления долей в праве общей долевой собственности граждан на земельный участок, а также порядок владения, пользования и распоряжения земельными долями устанавливается федеральными законами о земле.
Возможности
граждан иметь земельные
Права
граждан на земельный участок
и земельную долю возникают из
оснований, предусмотренных
Особенности оснований прекращения прав граждан на землю можно подразделить на пять групп: а) события; б) правомерные действия субъектов прав на землю, прямо направленные на прекращение этих прав; в) правомерные действия субъектов прав на землю, не направленные на прекращение этих прав, но с которыми прекращение прав связывает закон; г) правомерные действия третьих лиц по отношению к субъектам прав на землю; д) неправомерные действия субъектов прав на землю.
Налоговым
кодексом РФ определено, что земельный
налог является местным налогом,
т. е. устанавливается Налоговым
кодексом РФ (глава 31) и нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
Налоговая
ставка по земельному налогу устанавливается
нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных
В
Кодексе установлены две
ДОПОЛНЕНИЕ
1.2. Роль налога как источника формирования доходов бюджета в
Российской Федерации и за рубежом
Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука
считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему
правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с
земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных
странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и
обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам — в Англии, по гуфам
— в Германии, по сохам – в России. Но уже на довольно ранней ступени
цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот
способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси
различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще
более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание
налога в размере 1/10 валового дохода с земли.
С развитием техники обложения появились более совершенные способы и приемы,
в основе которых лежало определение чистого дохода с земли, кадастр. Кадастр
был выгоден и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью
можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С
другой — кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с
целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято
определение кадастра как «совокупности всех мер, служащих к точному
определению объекта, т. е. чистого дохода с земли».
Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание рекомендаций
финансовой науки и практического опыта позволили выработать кадастр,
позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.
От общего понятия о кадастре перейдем к доходности и устройству поземельного
налога на примере России.
В России поземельный налог был старой формой обложения, ссылки на него есть
у летописцев. В период татарского владычества образовалась и получила общее
развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог. Последний
определялся качеством и количеством земли. Земля делилась на десятины, четы
и выти. Величина выти, чисто фискальной единицы, не была постоянной. С
переходом в конце XVII в. от поземельной системы налогов к подворной,
посошная подать теряет свое значение и в правление Петра I ей на смену
приходит подушный налог. С тех пор Россия не знала поземельного налога.
В 1875 г. в бюджете России появился новый «государственный поземельный»
налог, образовавшийся в результате реформы существовавшего с 1853 г.
Государственного земского сбора. Обложению государственным поземельным
налогом подлежали все земли, облагаемые на основе Устава о земских
повинностях местными сборами, кроме казенных земель. Общая сумма налога с
каждой губернии и области определялась (с утверждения министра финансов)
умножением общего числа десятин подлежащей обложению земли на средний по
губернии или области оклад налога с десятины удобной земли и леса,
утверждаемый в законодательном порядке. Величина этих окладов по закону 1884
г. колебалась от 1/4 коп. до 17 коп. с десятины. По Манифесту 1896 г. ставки
поземельного налога были снижены на 50% сроком на 10 лет. Но значение
государственного поземельного обложения в России было невелико. В 1901 г.
доходы от него составили 9,87 млн. руб.
Большое значение имел поземельный налог, взимавшийся с государственных
крестьян с 1724 г. под названием оброчной подати. При введении подушной
подати была допущена несправедливость: помещичьи крестьяне, кроме налога,
платили еще оброк своим помещикам, а государственные крестьяне платили
только подушную подать. Для устранения этого неравенства и была введена
оброчная подать с государственных крестьян, оклад которой постепенно
повышался. В 1858 г. оклады равнялись 2 руб. 86 коп. в губерниях 1-го класса,
2 руб. 15 коп. – в губерниях 4-го класса.
Законом от 12 июня 1886 г. оброчная подать была преобразована в выкупные
платежи крестьян за землю, которые вместе с мирскими сборами давали
госбюджету России основные земельные доходы. Так, по росписи на 1910 г. было
запланировано
собрать государственных
рублей.
В настоящее время роль земельного налога в бюджетах всех трех уровней
бюджетного устройства РФ относительно невелика – от менее одного процента до
чуть более двух-трех процентов всех налоговых доходов соответствующего
бюджета (см. приложения 2, 3, 4).
Земельный налог относится к группе платежей за пользование природными
ресурсами, среди которых занимает примерно 70 %.
Так как земельный налог относится к группе местных налогов и сборов в
соответствии с классификацией, предложенной НК РФ, то основной удельный вес
земельный налог занимает в бюджетах органов местного самоуправления и
субъектов Российской Федерации.
Наблюдаемая тенденция к росту собранных или назначенных к исполнению сумм
земельного налога объясняется прежде всего индексацией ставок земельного
налога, а также учитываемым уровнем инфляции. Так, например, заложенная в
федеральный бюджет на 2001 год сумма земельного налога составляет 3 995,5
млн. руб., что на 104,5 млн. руб. больше, чем в 2000 году. При этом ставки
земельного налога на 2001 год, а также льготы для отдельных категорий
налогоплательщиков остались неизменными.
При
анализе отчетов об исполнении бюджетов
различных уровней можно
внимание на то, что, как правило, назначенные суммы земельного налога выше,
чем фактически собранные. Особенно трудным является положение на уровне
области. Так, в 1997 году земельный налог был собран в сумме порядка 40 % от
назначенной к исполнению. В последующие годы положение существенным образом
не изменилось: сбор составляет немногим более 50 % суммы, заложенной в
утвержденном бюджете (см. приложение 5).
Так как земельный фонд Курганской области – это в основном земли
сельскохозяйственного назначения (см. приложение 6), то такая ситуация
красноречиво свидетельствует об упадке тех, кто «сеет и пашет», т.е.
сельскохозяйственных предприятий области. При этом налоговый гнет на такие
предприятия нельзя назвать большим, т.к. статья 4 Закона РФ «О плате за
землю» предусматривает для них полное освобождение от других видов налогов и
уплату только земельного.
Причина данной проблемы та же, что и в целом по стране – неразвитость, и
более
того, кризисное состояние
на
периферии и в зонах
За рубежом земельный налог (вариация названия – поземельный налог) также
имеет место быть. Причем он тоже относится к классу местных налогов.
Так, например, во Франции существует земельный налог на застроенные участки и
на незастроенные участки. Ставки этих налогов, как и в российском варианте,
определяются местными органами власти (генеральными и муниципальными
советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут
превышать законодательно установленного максимума.
Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков.
Налог касается всей недвижимости – здания, сооружения, резервуары, силосные
башни и т.д., а также участков, предназначенных для промышленного или