Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)
1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)
1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)
1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные
1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ
2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП
2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса
2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП
2.3.3. Кредиты банков
2.3.4.Новые формы кредитных организаций
2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств
2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств
2.3.7. Другие источники привлечения средств
2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.6.1. Система общественных объединений
2.6.2. Задачи общественных объединений
2.6.3.Предприниматели и общественные объединения
2.6.4.Государство и объединения предпринимателей
2.6.5. Политика и объединения предпринимателей
2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей
2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ
2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.8.1. Основные направления и задачи
2.8.2. Результаты реализации программ
2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства
2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
стали реже
Как изменилась ситуация с угрозами и силовыми вымогательствами за последние 2-3 года
13
57
30
нет
с трудом
да
Возможна ли сегодня успешная деятельность без угроз и силовых вымогательств
8
34
58
Кто подвержен насилию? Рынок неоднороден, и проблема безопасности стоит перед предпринимателями с разной остротой. При этом распространенность насилия зависит от следующих факторов.
Насилие концентрируется там, где быстрее оборачиваются средства, осуществляются операции с наличностью и/или упрощен характер хозяйственных операций. В первую очередь, это оптовая и розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, финансово-кредитная сфера и обеспечение функционирования рынка. Реже с силовыми методами сталкиваются предприятия в сферах промышленности, науки, медицины и культуры.
Криминальные структуры начинают проявлять интерес к предприятию зачастую тогда, когда оно открывает рекламную кампанию. По данным опроса, предприятия, рекламирующие свою деятельность, имеют больший опыт столкновений с силовыми воздействиями в хозяйственных отношениях.
Предприниматели, начавшие свой бизнес в 1989-1991гг. (т.е. попавшие в разгар “дикого рынка”), находятся в более напряженной ситуации по сравнению с “новичками”, которые, впрочем, по нашим данным, лучше заботятся о собственной безопасности.
Предприятие, попадая в определенную нишу, в большей или меньшей степени криминализированную, закрепляется в этой нише. Инерция велика, и разорвать связи бывает очень не просто. Так, три четверти руководителей, страдавших от рэкетиров при создании своих предприятий, не могут освободиться от внешних силовых воздействий и по сей день.
Как защищаются от насилия? Как предприниматели реагируют на насилие? Как чаще всего они поступают в соответствующей сфере их деятельности, сталкиваясь с угрозами и силовыми вымогательствами? Здесь отличия малых ' предприятий более очевидны. Ответы распределились следующим образом (табл. 2).
Мы видим, что руководители малых предприятий более определенны в своих ответах. Они реже склонны обращаться в милицию, относительно чаще пытаются обойтись собственными силами или привлечь легальные охранные структуры. Одновременно они, увы, значительно чаще вынуждены прибегать к услугам криминальных группировок.
Таблица 2
Реакция на насилие малых, а также крупных и средних предприятии
Ответ
Малые предприятия, %
Крупные и средние предприятия, %
Предпочитают обходиться собственными силами
35
30
Обращаются в милицию
12
19
Обращаются к зарегистрированным охранным агентствам
10
4
Обращаются к криминальным
17
4
группировкам Затруднились ответить
26
43
Кто предоставляет охранные услуги? В России сформировался достаточно развитый рынок услуг по защите:
1)государственные силовые структуры (ФСБ, МВД);
2)легальные охранные
3)легальные охранные
4)нелегальные группировки.
Эти структуры фактически конкурируют друг с другом в разделе сфер влияния и платежеспособной клиентуры. Наемные охранные подразделения и криминальные “крыши” поставляют информацию, сопровождают крупные сделки, контролируют соблюдение деловых обязательств, разрешают спорные ситуации. Причем, спектр их услуг постепенно расширяется. Происходит также сближение, а порою и срастание с криминальным миром государственных силовых структур, которые нередко начинают пользоваться аналогичными методами. Это не означает, как порою представляют, тотальной криминализации правоохранительных органов. Формируется гибкая система неформальных связей государственных и около государственных органов с нелегальными структурами.
Плата за безопасность. Обеспечение безопасности сопряжено с неизбежными дополнительными (транзакционными) издержками. Каковы их масштабы? Добровольно-принудительная “крыша” может обойтись предпринимателю в 10-15% доходов, но сумма может существенно возрастать, особенно если в дополнение к обеспечению безопасности (т.е. защите от посягательств других силовых группировок) силовые структуры вкладывают в дело свой капитал.
Профессиональные силовые группы широко используются для выяснения отношений с недобросовестными и необязательными партнерами и клиентами. Самая популярная услуга - возвращение долгов. Цена услуг криминальных структур достаточно высока: привлечение уголовников часто поглощает половину возвращаемой суммы. Стоимость услуг легальных охранных агентств составляет от 15 до 40% в зависимости от характера дела.
По данным наших опросов, о наличии специальных расходов на охрану бизнеса заявили более половины руководителей малых предприятий (55%), две трети из них (37%) считают эти издержки незначительными для своего предприятия, а для одной трети (18%) они оказываются весьма существенными. Причем, малые предприятия вынуждены нести бремя подобных издержек заметно чаще, нежели крупные хозяйственные структуры.
Интересно: чем “моложе” предприятие, тем больше у него подобных издержек. Видимо, расходы на защиту бизнеса становятся сегодня неотъемлемой частью хозяйственных затрат.
Динамика криминальных отношений. Анализ опросных данных показал, что зона применения силовых методов в российском бизнесе сокращается. Так, оценивая динамику применения насилия в последние годы, предприниматели проявили относительный оптимизм. Только 13% руководителей малых предприятий считают, что угрозы и силовые вымогательства за последние 2-3 года участились. Почти каждый третий уверен, что их стало меньше (30%), а более половины (57%) считают, что ничего не изменилось. Предприниматели также оптимистично оценивают возможность избавления от насилия в деловых отношениях. Не считают это возможным в нынешних условиях только 8% предпринимателей. Более половины (60%) уверены в возможности отказа от силовых методов, а каждый третий думает, что это возможно с трудом - 33% (табл. 1). Причем, представители малых предприятий ответили на эти вопросы несколько оптимистичнее руководителей более крупных фирм.
Данные интервью с предпринимателями подтверждают наблюдаемое сокращение зон открытого насилия по сравнению с началом 90-х годов, обусловленное следующими причинами:
произошел раздел зон влияния, и конфликты возникают преимущественно на границах этих зон;
повысилась ответственность предпринимателей за безопасность бизнеса и личную безопасность;
во многих сферах деятельности закончилась эпоха“быстрых” денег, которые притягивают криминальные структуры;
криминальные структуры начали вливаться в легальные и полулегальные сегменты рынков, что предполагает более цивилизованные формы делового и силового взаимодействия.
В результате фактическое применение силы себя исчерпывает. Но это говорит не об исчезновении криминала, а об изменении характера криминализации бизнеса: противостояние сменяется взаимопроникновением. Это никоим образом не означает сплошной криминализации рынка, поскольку, во-первых, она захватила далеко не все его сегменты, а во-вторых, происходит частичное преобразование криминального бизнеса в легальное предприятие. Хотя некоторые предприниматели справедливо усматривают в этой размытости границ между бизнесом и криминалом множество опасностей для формирующейся деловой психологии и порядка ведения хозяйственных дел.
Укрепление государственных силовых структур. Важным элементом в обеспечении безопасности бизнеса становится укрепление государственных силовых структур. Во-первых, происходит их заметное расширение. Так, в 1992-1998 гг. количество сотрудников милиции (без подчиненных МВД армейских подразделений) возросло с 4бЗ,6 до 601,1 тыс. (т.е. увеличилось с 40,4 до 63,8 на 10 тыс. населения). Во-вторых, эти структуры комплектуются более профессиональным и физически подготовленным личным составом, улучшается их материально-техническая база, создается сеть специальных подразделений. Есть основания полагать, что в последние годы государственные силовые структуры и патронируемые ими легальные охранные фирмы, действующие на коммерческих началах, постепенно вытесняют криминальные группировки из многих привлекательных рыночных ниш.
Понятно, что государственные охранные структуры имеют заведомые преимущества по сравнению с криминальными группировками. Общеизвестно, что именно они предоставляют самую прочную и надежную защиту, ибо возможности у официальных структур шире, риск гораздо меньше, а стоимость услуг дешевле, поскольку значительную часть издержек берет на себя государство. Однако у малого бизнеса возможности для получения надежной защиты у государственных органов значительно скромнее, чем у крупных около государственных предприятий, поэтому он чаще оказывается один на один с бандитским миром.
Таким образом, российский бизнес сегодня остается недостаточно защищенным. Многим предпринимателям по-прежнему приходится постоянно сталкиваться с силовыми методами в хозяйственной деятельности. При этом возможности малого бизнеса для получения силовой поддержки от государства более ограничены. Малый бизнес относительно больше вовлечен в отношения неформальной экономики. Но нельзя сводить многообразие неформальных хозяйственных отношений к “теневой” экономике, а последнюю - к криминальным операциям. Необходимо вырабатывать более дифференцированную политику, нацеленную на максимальную локализацию криминала и его отсечение от полулегальных рынков, в которых приходится действовать обычным предприятиям.
Целесообразно поставить под более пристальный государственный контроль дальнейшее распространение негосударственных силовых структур. Защита бизнеса, в том числе и малого, во многом должна оставаться функцией государства. Нужно сделать ставку на постепенное вытеснение государственными правоохранительными органами и легальными негосударственными охранными структурами криминальных и полукриминальных группировок из полулегальных сегментов рынка за счет повышения надежности защиты бизнеса и экономически выгодного сотрудничества с легальными структурами. При этом необходимо более четко определить пределы “коммерциализации государства” - возможности выполнения официальными органами возложенных на них защитных функций по коммерческим договорам.
2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.8.1. Основные направления и задачи
Основным инструментом государственной политики в области развития малого предпринимательства являются федеральная и региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в этой области, предусмотренное Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства” № ФЗ-88 от 14.06.95 г., закрепляет за Российской Федерацией разработку и реализацию одной или ряда федеральных программ, финансируемых не менее чем на 50% за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов.
Основные направления и задачи федеральных программ, которые, согласно Закону (ст. 7), Правительство РФ должно ежегодно перед представлением бюджета выносить на рассмотрение Федерального Собрания РФ:
формирование инфраструктуры поддержки и развития МП;
создание льготных условий использования субъектами МП государственных ресурсов (материально-технических, информационных, финансовых), а также научно-технических разработок и технологий;
установление для малых предприятий упрощенной процедуры регистрации, лицензирования, сертификации продукции, государственной бухгалтерской и статистической отчетности;
содействие развитию торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Аналогичные направления сохраняются и за иными (региональными и муниципальными) программами государственной поддержки МП.
Для реализации указанных направлений Закон обязывает включать в любую из этих программ следующие меры:
формирование инфраструктуры поддержки (одновременно на местном, региональном и федеральном уровнях);
вовлечение в МП социально незащищенных слоев населения;
внесение предложений в установленном законодательством порядке о налоговых льготах для МП и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на государственную поддержку МП;
передача субъектам МП результатов НИОКР и инновационных программ;
передача малым предприятиям незавершенных и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости (с учетом вложенных в эти объекты средств).
При этом повышаются требования к межпрограммной координации (по срокам, месту, составу участников, выделяемым средствам) федеральных, региональных, местных и международных (с участием РФ) программ, включая такие, как федеральные программы содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, предусматривается внесение в них предложений и отдельных проектов (программ) общественных объединений, учреждений, предприятий любой формы собственности. Для этого в Законе специально введена правовая норма, согласно которой каждый федеральный орган исполнительной власти в пределах своих полномочий, отведенных ему законодательством, при проведении государственной политики обязан использовать их в интересах государственной поддержки МП и осуществлять следующее:
Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом