Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)
1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)
1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)
1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные
1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ
2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП
2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса
2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП
2.3.3. Кредиты банков
2.3.4.Новые формы кредитных организаций
2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств
2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств
2.3.7. Другие источники привлечения средств
2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.6.1. Система общественных объединений
2.6.2. Задачи общественных объединений
2.6.3.Предприниматели и общественные объединения
2.6.4.Государство и объединения предпринимателей
2.6.5. Политика и объединения предпринимателей
2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей
2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ
2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.8.1. Основные направления и задачи
2.8.2. Результаты реализации программ
2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства
2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практически во всех регионах России сегодня проектируются и реализуются собственные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Однако реализовать их мероприятия полностью, эффективно и с мощным целевым эффектом не удалось ни одному региону.
В числе успешно реализуемых региональных программ лучше всего осуществляются мероприятия по таким направлениям, как совершенствование нормативно-правовой базы, подготовка кадров, а мероприятия по реализации инвестиционных проектов, созданию объектов инфраструктуры - менее, чем на треть.
До августа 1998 г. мероприятия по инвестиционным проектам были осуществлены полностью только в Москве, Ростовской и Томской областях, в девяти регионах - наполовину, в шести регионах - на треть, в остальных регионах - менее, чем на треть. После августа 1998 г. картина оказалась более мрачной, хотя экономическое оживление к лету 1999 г. позволяет оценивать достаточно быстрое восстановление инвестиционных возможностей МП и без существенной прямой финансовой поддержки в виде бюджетных ассигнований (региональные администрации широко использовали для финансирования реализации своих программ посткризисные схемы заимствования капитала на рынке в виде создания коллективных гарантийных фондов на областном, региональном, межрегиональном уровнях, привлечения льготами и преференциями коммерческих заимодавцев, снижения их риска под залоги местных администраций в виде ликвидного имущества, имущественных прав, создания инвестиционных пулов, обществ взаимного кредитования и страхования рисков и т.п.).
Программные мероприятия по созданию объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на местах успешно реализуются в 14 регионах России, наполовину эти мероприятия выполнены в 17 регионах, на треть - в 6 регионах, в остальных регионах России - менее, чем на треть.
2.8.3. Программы, предусматривающие
поддержку малого
Мероприятия государственной поддержки МП в Российской Федерации реализуются также в рамках Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации (Минтруд России и Государственный фонд занятости населения). В частности, Программа включает такие мероприятия, как консультирование и профессиональную ориентацию безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей; обучение безработных граждан основам предпринимательства; организация консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-плана и ведению финансовой документации; финансовая поддержка на стадии становления собственного дела.
В 1998 г. в рамках Программы оказана помощь 186,5 тыс. незанятых граждан в виде консультаций (1бО тыс. человек), обучения предпринимательской деятельности (20,5 тыс. человек), финансовой помощи (6 тыс. человек).
Это позволило около 1,5 тыс. человек организовать малые предприятия и фермерские хозяйства, в которых создано 26 тыс. рабочих мест. Более 25 тыс. человек занялись индивидуальным предпринимательством без образования юридического лица, из них около 1 б тыс. человек организовали собственное дело на селе. Реализация Программы позволила обеспечить работой 51 тыс. человек.
Минсельхозпрод России является государственным заказчиком Федеральной целевой программы, включающей специальную подпрограмму развития малого предпринимательства в сельской местности.
Одним из направлений поддержки предпринимательства на селе является развитие кооперативных отношений, прежде всего, организация на кооперативной основе малых предприятий по совместному использованию производственных мощностей, по обслуживанию и ремонту сельскохозяйственной техники, материально-техническому обеспечению, хранению, переработке и реализации продукции.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется путем реализации других федеральных программ федеральных целевых программ “Жилище”, “Государственные жилищные сертификаты”, “Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России”, Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998-2000 гг., президентской программы “Молодежь России”, которая содержит подпрограмму “Поддержка молодежного предпринимательства”. Однако этого крайне недостаточно (всего в РФ на данный момент реализуется, по данным Минэкономики России, около 170 федеральных целевых программ и подпрограмм).
Правительству России, МАП России (как федеральному органу исполнительной власти, которому поручена координация государственной политики в области развития предпринимательства) предстоит переосмыслить имеющийся опыт программно-целевого способа поддержки малого бизнеса и выработать новый подход к формированию федеральных целевых программ с учетом интересов самих “объектов государственной поддержки”, обеспечив продвижение интересов малого бизнеса через межпрограммную координацию и установив правила исполнения и контроля над его исполнением должностными лицами, как на федеральном, так и на региональном уровне.
2.8.4. Межгосударственные программы
поддержки малого
Признанием малого предпринимательства одним из важнейших составляющих элементов рыночной экономики, имеющим значение для каждого из государств Содружества, явилось подписание 17 января 1997г. в Москве на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств Межправительственного соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ.
Уже 19 февраля 1997г. по инициативе Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства в Москве проводится первое организационное заседание Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ, членами которого стали руководители органов исполнительной власти в государствах СНГ, ответственные за политику государства в области развития и поддержки малого бизнеса. На заседании, рассматривающем основные направления сотрудничества, был разработан план первоочередных мероприятий и утвержден перечень основных рабочих органов (комиссий).
28 марта 1997 г. на заседании
Совета глав государств СНГ
правительствам государств
Консультативным советом при участии ученых, а также представителей предпринимательских кругов стран СНГ и объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в 1998-1999гг. разрабатываются концепция и проект межгосударственной программы поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ в соответствии с предложениями государств. Эта программа была утверждена Советом глав правительств Содружества в октябре 1999г.
Реализация этой программы как одного из инструментов экономической интеграции государств - участников СНГ наиболее актуальна в настоящее время в связи с активизацией процесса создания зоны свободной торговли в рамках Содружества.
Межгосударственная программа поддержки малого предпринимательства в рамках СНГ должна стать конкретным планом и инструментом реализации политики взаимодействия государств - участников СНГ в области развития малого предпринимательства, в том числе создания необходимых условий для расширения делового сотрудничества субъектов малого предпринимательства.
Программа предусматривает осуществление мер, направленных на развитие и поддержку сектора малого предпринимательства в каждом конкретном государстве, развитие партнерских отношений между субъектами малого предпринимательства государств Содружества, а также проведение соответствующих мероприятий.
В результате реализации программы, с одной стороны, стимулируется участие государств Содружества в формировании общего экономического пространства, а с другой стороны, активизируются процессы использования опыта государственной политики поддержки малого предпринимательства, накопленного в государствах Содружества.
Межгосударственная программа, в первую очередь, предусматривает:
содействие сближению нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства, для формирования условий активизации их внешнеэкономической деятельности;
интеграцию национальных систем информационного и консультационного обеспечения субъектов малого предпринимательства, включая подготовку кадров;
развитие на основе активизации интеллектуального потенциала инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;
создание международных структур, содействующих установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства.
Важнейшим принципом реализации Программы является добровольное участие в ней каждого государства Содружества, которое может принимать решения об участии в реализации или Программы в целом, или отдельных ее задач, или конкретных мероприятий. В этих целях предусматриваются включение мероприятий Программы в национальные программы в качестве самостоятельных интеграционных мероприятий или их реализация в рамках мероприятий действующих национальных программ государств Содружества.
Контроль над ходом выполнения отдельных мероприятий по реализации Программы будет возложен на Консультативный совет по поддержке малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возрождение российской экономики в русле углубления рыночных преобразований невозможно вне развития малого предпринимательства во всех его направлениях - от торговли до инновационного производства. Но, завершая анализ состояния малого предпринимательства в историческом и проблемном аспектах, приходится констатировать, что перспективы развития этого сектора экономики постоянно ухудшаются. В результате финансового кризиса августа 1998 года в первую очередь пострадали малые предприятия: снижаются количество малых предприятий и финансово-экономические показатели их деятельности, падает численность занятых в этом секторе экономики.
Значительная часть сегодняшних трудностей и препятствий на пути развития российского малого предпринимательства лежит вне самой этой сферы и обусловлена недальновидной и непоследовательной политикой государства. В нынешней модели развития российской экономики, ориентированной преимущественно на экспорт природных ресурсов, малый бизнес пребывает на периферии внимания властей. Ни при формировании законодательной базы, ни при бюджетном планировании нужды малого предпринимательства практически не рассматриваются. Происходит постоянное ухудшение внешней сферы предпринимательской деятельности: растут административные барьеры, отсутствует надежное правовое, в том числе судебное, обеспечение хозяйственной деятельности и договорных отношений. В то же время государство регулярно и методично усиливает налоговый пресс, пытаясь переложить на малый бизнес свое неумение или нежелание полностью взыскивать налоговые платежи с крупного бизнеса и финансово-промышленных групп, а также рационально распорядиться ресурсами и собственностью для финансовой и экономической стабилизации.
На уровне государственной социально-экономической политики не предпринимается ничего существенного для того, чтобы стимулировать деловую активность граждан, не ведется практически никакой пропаганды цивилизованного предпринимательства как способа решения социальных и экономических проблем и как достойного образа жизни. “Героями нашего времени” стали обанкротившиеся банкиры и крупные чиновники, а отнюдь не образованные и энергичные люди, пытающиеся организовать малое предприятие, обеспечить свою семью и создать несколько десятков рабочих мест. Интересы мелких предпринимателей, составляющих основу среднего класса, должны совпадать с интересами государства, так как в недеформированном демократическом обществе государство всегда отражает и защищает интересы среднего класса. Сложившаяся же к сегодняшнему дню социально-политическая атмосфера такова, что ни доля малого предпринимательства в производстве внутреннего валового продукта страны, ни вклад малого предпринимательства в смягчение социально-экономической напряженности, ни мнение предпринимательского сообщества не принимаются во внимание и не находят адекватного отражения при разработке и проведении экономической политики.
Неудовлетворительная ситуация в развитии малого предпринимательства является следствием серьезных системных просчетов в разработке и осуществлении государственной политики в отношении этого сегмента экономики и стратегии продвижения страны по пути к рынку и демократии. Растет недоверие предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную сбалансированную политику и обеспечить приемлемые условия ведения бизнеса.
Отсутствие политической стабильности, противоречивое законодательство, невыполнение принятых решений порождают неуверенность в завтрашнем дне, ведут к углублению экономической стагнации, свертыванию деловой активности и, следовательно, к росту социально-экономической напряженности в обществе. Необходим коренной пересмотр целей, средств и методов проведения государственной политики в отношении экономической активности населения и, прежде всего, малого бизнеса.
Назрела необходимость разработки общенациональной концепции политики в отношении малого частного предпринимательства, учитывающей особенности нынешнего состояния экономики страны и перспективы социально-экономического развития.
Колоссальный потенциал российского малого бизнеса не использован, а предприниматели, как и все население страны, устали ждать, пока власти и политики поймут, что и каким образом надо делать. Предприниматели готовы действовать сами и требуют конструктивных действий от государства.
Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом