Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 01:09, реферат
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Малый и средний бизнес обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности общества.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СССР (1987-1991 ГГ.)
1.2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ (1992- НАЧАЛО 1996гг.)
1.3. ОТ СЪЕЗДА К СЪЕЗДУ (1997-1999гг.)
1.3.1. Малое предпринимательство в 1996 - начале 1999гг.: статистические данные
1.3.2. Малый бизнес в период между съездами: данные социологических опросов
2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТОЯНИЕ МП В РОССИИ
2.1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МП
2.3.1. Основные проблемы в области финансирования малого бизнеса
2.3.2. Государственная финансовая поддержка МП
2.3.3. Кредиты банков
2.3.4.Новые формы кредитных организаций
2.3.5.Альтернативные источники привлечения средств
2.3.6. Ресурсосберегающие формы привлечения средств
2.3.7. Другие источники привлечения средств
2.4. СОБСТВЕННОСТЬ И ИМУЩЕСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.5. ИНФРАСТРУКТУРА РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.6. САМООРГАНИЗАЦИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.6.1. Система общественных объединений
2.6.2. Задачи общественных объединений
2.6.3.Предприниматели и общественные объединения
2.6.4.Государство и объединения предпринимателей
2.6.5. Политика и объединения предпринимателей
2.6.6. Пути развития объединений предпринимателей
2.7. ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ МАЛОМ БИЗНЕСЕ
2.8. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.8.1. Основные направления и задачи
2.8.2. Результаты реализации программ
2.8.3. Программы, предусматривающие поддержку малого предпринимательства
2.8.4. Межгосударственные программы поддержки малого предпринимательства в Содружестве Независимых Государств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт развития малого предпринимательства, накопленный в последние годы, показывает, что государственная политика в этой области должна решить три основные задачи:
обеспечение стабильных условий для экономической деятельности в целом, в том числе и малого бизнеса;
оказание поддержки тем, кто хочет начать предпринимательскую деятельность и расширить собственное дело;
защиту прав и безопасности личности и частной собственности.
Но концепция должна содержать не только качественные, но и количественные критерии оценки результативности достижения поставленных целей. В ближайшие три года необходимо обеспечить устойчивый рост числа малых предприятий до 2-2,5 млн. с суммарной численностью занятых около 20 млн.; через 5-6 лет приемлемым уровнем развития малого предпринимательства можно было бы считать 4-5 млн. предприятий и 35 млн. занятых, которые обеспечивали бы производство не менее трети внутреннего валового продукта.
Однако острота проблемы взаимоотношений бизнеса и власти состоит в том, что разработке общенациональной концепции развития малого предпринимательства должно предшествовать кардинальное изменение характера самих этих взаимоотношений.
Государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии, что она учитывает побудительные мотивы развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства должна быть, прежде всего, поддержкой саморазвития бизнеса, предпринимательской активности населения. Поэтому разработка общенациональной концепции развития малого предпринимательства должна основываться на диалоге властей с предпринимательским сообществом и выражающими его интересы общественными объединениями предпринимателей, - диалоге, предполагающем согласование интересов через преодоление противоречий и достижение компромиссов.
Все попытки разработать и реализовать достойную государственную политику так и останутся попытками, если не удастся создать работающий механизм взаимодействия между властью и предпринимателями.
Прежде всего, необходимо обязательное предварительное обсуждение всех законодательных актов, программ и мероприятий, касающихся вопросов регулирования и развития малого предпринимательства, с участием общественных объединений предпринимателей. Но этот процесс совершенно необходимо институционализировать, зафиксировав в соответствующих нормативных документах, как конкретно, через какие бюрократические процедуры будут реализованы взаимодействие и согласование интересов между властью и бизнесом.
Эти цели достижимы только при формировании позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как к достойному образу жизни. Необходимо менять и менталитет государственных чиновников всех рангов. Разумеется, на это потребуется время, возможно, десятилетия. Но есть меры, которые необходимо и можно принять немедленно, не откладывая. Опыт показывает, что коренные изменения нужно производить быстро. Если в течение ближайших месяцев не будут предприняты конкретные шаги, то реальной становится опасность деградации этого сектора экономики с тяжелыми последствиями для социально-экономических перспектив страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Enterpreneurship and Small Business in the Russian Federation. Paris:OECD, 1997.
Айгистова О., Горбунов В.Л, Каганов В.Ш., Калиничев В.Л., Ломоносова Т.В. Технология построения бизнес-инкубаторов. - М.: Логос, 1999 г.
Алимова Т. Маркетинг для бизнес-инкубаторов:
задачи и возможности/
Алимова ТА. и др. Инновационные процессы в малом предпринимательстве / Вопросы статистики, 1999, № 8. - 34 с.
Американское предпринимательство в информационную эру/Научно-аналит. обзор. - М.: ИНИОН РАН, 1993.
Анализ внешней среды развития предпринимательства / Аналитический справочник - М.: Ресурсный центр МП, 1998.-168 с..
Анализ имеющейся и недостающей информации по малым предприятиям России /Аналитический справочник - М.: Ресурсный центр МП, 1997.41с.
Андреев В.К. Основы предпринимательского права России. - М, 1992.
Андреенкова Н.В. Предпринимательство в России / Власть. 1995, №1.
Афанасьева Т.. Пуденко Т. Будут ли руководители промышленных предприятий учиться менеджменту / Предпринимательство в России. 1997, № 1, с. 19-36.
Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.Н. Основы предпринимательской деятельности / Методическое пособие для преподавателей учреждений общего среднего и начального профессионального образования. Серия “Бизнес Тезаурус” (учебно-методические пособия для российского бизнеса). - М.: КОНСЭ-КО, 1998.- 160 с.
Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предпринимательской деятельности / Учеб, пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (учебно-методические пособия для российского бизнеса). - М.: КОНСЭКО, 1998. - 336 с.
Бабаева Л. Малый бизнес убивают монополисты, коррупция и законодательство / Деловой мир. 20 января 1996, с. 5.
Базовая модель региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса / Методическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (учебно-методические пособия для российского бизнеса) - М.: ЦСиЭИ, 1998. - 64 с.
Барабаш И.П. Кадровое обеспечение предпринимательства управленческими кадрами. - Автореферат дисс. канд. экон. наук. - М.:РАГС, 1995.
Беленький В.Х. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России / Социально-политический журнал. 1993, № 9/10.
Беляева Л.А. Средний класс проблемы формирования и развития в России / Мир России.- М.Д996.
Березин И. Формирование среднего класса как критерий завершения социально-экономической трансформации / Бизнес и политика.1997, N 3, с. 56-61.
Бизнес-образование в России/Аналитический справочник. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). 2-й выпуск. - М.: КОНСЭКО, 1998. - 480 с.
Бизнес-образование в России/Аналитический справочник. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). 1-й выпуск. - М.: КОНСЭКО, 1998. - 400 с.
Бизнес-план инвестиционного проекта / Рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана /Каганов В.Ш., Толоконников А.В.. Мухин А.И. и др. - М., 1999-
Блинов А.О. Малое предпринимательство как проблема регионального развития / Этнополитический вестник. 1995, № 4.
Браславский Д. Большая поддержка малого бизнеса: Опыт Дании / Бизнес. 1995, № 1, с.26-27.
Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. Учебник в 2 кн. - М., 1994.
Васильев А., Каганов В. Ш. Поддержка малого бизнеса: стратегия развития / Предпринимательство в России. 1996, № 3, с. 4-9.
Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне / Аналитическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). - М.: ИСАРП, 1998. - 282 с.
Виханский В.Н. и др. Предпринимательство: маркетинг и цены. - М, 1992.
Влияние налоговой системы на деятельность частного и малого бизнеса / Методическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). - М.: ИСАРП, 1998.- 85с.
Воздействие государственного и местного регулирования на предпринимательство (оценка предпринимателей) / Аналитическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). - М.: ИСАРП, 1998. - 94 с.
Галимова Е.Я. Формирование регионального звена системы информационного обеспечения предпринимательской деятельности (на материалах Краснодарского края). - Автореферат дисс. канд. политич. наук. - М.Д995.
Гидденс Э. Социология / Социологические исследования. 1992, №9.
Гинс Г.К. Предпринимательство. - М., 1992.
Голенкова З.Т. и др. Британские социологи о современном среднем классе / Социологические исследования. 1996, N 10.
Государственная поддержка предпринимательства: концепции, формы и методы / Общество и экономика. 1995, № 12, с.78-121, 1996, №1/2, с. 118-186.
Грачев М.И. Предпринимательство в современной экономике / Общество и экономика. 1993, № 4.
Грошев В.П. Академия менеджмента и рынка: стратегия образовательной деятельности / Деловое образование: программы и технологии Морозовского проекта / Сборник. Под ред. Пономаренко Б.Т. - М., 1997, с. 4-8.
Грошев В.П. Почему уникально дело, за которое мы взялись: Морозовский проект / Инвестиции в России. 1995, № 2, с. 4.
Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство /Учебн. пособие. - М., 1994.
Дынкин А.А., Стерлин А.Р., Тулин Н. Предпринимательство в конце XX века. - М., 1992.
Еремихин Б.М., Игнатущенко В.Н., Шабанова Н.Н. Системные подходы к развитию лизинга для поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации /Деловой партнер. 1997, №11.
Ермилова Г Сравнительный анализ систем статистического учета малых предприятий в России и странах ЕС. Вопросы статистики, 1998, № 7. - 21 с.
Законодательное регулирование развития малого предпринимательства /Аналитический справочник - М.: Ресурсный центр МП, 1998.- 172с.
Заславская Т.П. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус / Социологические исследования. 1995, №3.
Зевелев В.А. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. - М., 1994.
Иванова Н.М., Скляревский В.Г. Государство и предпринимательство в России / МВД России, С.- Петерб. юрид. ин-т. Под ред. Лурье В.Ф. - М, 1996.
Игнатьева С.В. Государство и предпринимательство в России. -СПб, 1996.
Ильин В. “Белые воротнички” в современной России: новые средние слои или конторский пролетариат / Рубеж. 1996, N 8/9, с. 98-121.
Инновационные процессы в малом предпринимательстве / Аналитический справочник - М.: Ресурсный центр МП, 1999. - 2 36 с.
Интегрированная программа Комиссии ЕС по поддержке МСП и ремесленных предприятий (пер. с англ.). - М.: Ресурсный центр МП, 1998,- 168 с..
Информационные ресурсы Ресурсного центра / Справочник - М.: Ресурсный центр МП, 1998. - 32 с..
Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России / Справочник - М.: Ресурсный центр МП, 1998. - 291 с.
Каганов В.Щ. Выращиваем бизнесменов в инкубаторах / Российская Федерация. 1998, № 4, с. 7.
Каганов В.Ш. Кадровое обеспечение инвестиционного процесса / Промышленность России. 1998, № 3, с.60-65.
Каганов В.Ш., Васильев А.В. Государственная поддержка предпринимательства / Организация поддержки малого предпринимательства. Создание опорного центра Морозовского проекта / Информационные материалы к семинару руководителей администрации и учебных заведений Московской области. - М., декабрь, 1996.
Каганов В.Ш., Васильев А.В. и др. Организация поддержки малого бизнеса / Под ред. Каганова В.Ш. - М.: Академия менеджмента и рынка, 1995.
Каганов В.Ш., Ефимов В.В., Коротаев В.П., Мухин А.П., Постников А.В., Толоконников А.В.. Бизнес-план инвестиционного проекта / Рабочая тетрадь предпринимателя для разработки бизнес-плана / Под научи, ред. проф. Трошева В.П.) - М.: Агро-консалт, 1996.
Каганов В.Ш., Рутковская И.Б. Как организовать подготовку предпринимателей / Подготовка кадров для малого бизнеса: Организация. Учебные программы. Методическое обеспечение / Сборник. Под ред. Каганова В.Ш., Рутковской И.Б. - М., 199, с. 10-21.
Каганов В.Ш., Рыбин М. Сеть бизнес-инкубаторов: приоритетная программа / Предпринимательство в России. -1995, №3/4, с. 30-3 5.
Каганов В.Ш., Рыбин М. Сеть бизнес-инкубаторов: приоритетная программа / Предпринимательство в России. - М., 1995, № 3/4, с.30-35.
Каганов В.Ш., Рыбин М.В. Как создать и сделать успешным бизнес-инкубатор /учебно-практическое пособие. М.: Агрокон-салт, 1996.
Кайшаманов С. Концепции предпринимательства / Российский экономический журнал. 1992, № 3, с.143-15б.
Каманина ТВ. Предпринимательство ( правовые основы ). - М, 1994.
Кауфман Ф. Интернационализация среднего предпринимательства / Проблемы теории и практики управления. 1996, №3.
Кивинен М. Перспективы развития среднего класса в России / Социологический журнал. 1994, N 2, с. 134-142.
Кикабидзе Э. Подходы Японии к развитию малого бизнеса в России / Проблемы Дальнего Востока. 1996, № 5, с. 53-57.
Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблемы определения / Вопросы экономики. 1996, №7, с. 46-59.
Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть I. (Отв. ред. О.Н. Садиков). - М., 1995.
Королев В. Феномен предпринимательства / Российский экономический журнал. 1992, № 4.
Культура российского предпринимательства / Кармин НА, Степин B.C., Панарин А.С. - М, 1997.
Лазарев Г.И. Малое и среднее инновационное предпринимательство (МСИП): условия развития и международное сотрудничество / Миннауки России, РАН. - М., 1996.
Лисиненко И.Т. Предпринимательство и рынок - важнейший экономический и социально-культурный феномен современности. - М., 1994.
Лицензирование видов деятельности в России / Аналитическое пособие. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). - М.: ИСАРП, 1998. - 125с.
Магомедов Ш. Как правительство Японии поддерживает малый и средний бизнес / Бизнес. 1995, № 8, с.26-27.
Малое предпринимательство в России (1994-1997 гг.)./Библиографический справочник - М.: Ресурсный центр МП, 1997 - 11с.
Малое предпринимательство в России. 1994-1997 гг. / Библиографический справочник. Ноябрь, 1997. - М, 1997.
Малый бизнес в России /Аналитический справочник. Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). - М.: КОНСЭКО, 1998. - 352 с.
Малый бизнес в России. - М., 1998.
Малый бизнес России: Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. - М.: РАРМП.,1996.
Маркетинговые исследования в России / Аналитический справочник (выпуск I). Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). - М.: КОНСЭКО, 1998. - 512с.
Маркетинговые исследования в России / Аналитический справочник (выпуск 2). Серия “Бизнес Тезаурус” (аналитические справочники для российского бизнеса). - М.: КОНСЭКО, 1998.-544 с.
Менеджмент в малом бизнесе / Учебн. пособие: в 5 т. / Ред. Питателев В.А., Лилеева З.А. - М., 1996.
Методика комплексного финансово-экономического анализа предприятий (для формирования промышленной политики региона) /Учебно-методический курс. Серия “Бизнес Тезаурус” (учебно-методические пособия для российского бизнеса). - М.: КОНСЭКО, 1998. - 112 с.
Методологические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. - М.:И-САРП, 1997. -38с.
Информация о работе Перспективы развития индивидуального предпринимательства за рубежом