Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:47, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение прекращения и расторжения договора социального найма.
Задачи данной работы:
- изучить правовую природу понятия прекращения договора социального найма;
- изучить правовую природу понятия расторжения договора социального найма;
- проанализировать основания расторжения договора социального найма в судебном порядке;
- рассмотреть судебную практику и выявить наиболее важные проблемы, вызывающие затруднения по применению норм жилищного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6
ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИ…………………..9
1.1.Классификация оснований прекращения договора социального найма жилого помещения………………………………….…………….………….9
1.2.Порядок расторжения договора социального найма жилого помещения……………………………………………………………........……………14
ГЛАВА 2. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ…………………..18
2.1. Выселение граждан с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения………………………………………………………….30
2.2. Выселение граждан с предоставлением другого жилого помещения………………………………………………………………………...........45
2.3. Выселение граждан без предоставления другого жилого помещения……………………………………………………………………….……..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………...…………………61
В частности, среди них можно выделить следующие: - снижение надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований до недопустимого уровня, вызванное с физическим износом здания; - изменение окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей; - деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций здания, в котором расположено жилое помещение; - превышение показателей санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, в домах, в котором расположено жилое помещение. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Основы санитарно-гигиенических норм закладывает Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»26. В ст. 23 указанного Закона содержатся санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям. Так, жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений, не допускается. Наймодатель по договору социального найма того жилого помещения, в котором указанные граждане проживали до выселения, обязан предоставить выселяемым гражданам другое благоустроенное жилое помещение. Решением Центрального районного суда города Читы от 15 ноября 2011 г. удовлетворены исковые требования администрации городского округа «Город Чита», Правительства Забайкальского края к Спириной Анне Николаевне о расторжении договора социального найма, выселении семьи Спириных в порядке ст. 89 ЖК РФ в другое благоустроенное жилое помещение в связи с признанием дома аварийным и отказано в удовлетворении встречных исковых требований - об обязании администрации округа «Город Чита» осуществить выселение семьи Спириных с предоставлением жилья в порядке ст. 57 - 58 ЖК РФ27. Жилищное законодательство предусматривает еще один случай, при котором происходит расторжение договора найма и выселение в другое благоустроенное жилое помещение: когда в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.
К капитальному ремонту относят устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Подробный перечень работ, производимых при капитальном ремонте, установлен Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»28.
Комплексный капитальный ремонт предполагает приведение в технически исправное состояние всех конструктивных элементов здания, а также работы по благоустройству. В результате комплексного капитального ремонта может быть изменена внутренняя планировка и улучшены технико-экономические показатели многоквартирных домов. При выборочном капитальном ремонте в плановом порядке обновляются отдельные конструктивные элементы, коммуникации, инженерное оборудование многоквартирных домов: кровля, фасады, электроплиты, газовое оборудование, лифты и пр. Под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения29. Жилье на время реконструкции или ремонта предоставляется из маневренного фонда.
Маневренным является жилищный фонд из жилых помещений, предоставляемых гражданам временно, на небольшой срок при различных непредвиденных обстоятельствах. Закон Забайкальского края от 30 марта 2011 г. № 416-21 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края» гласит: «жилые помещения маневренного жилищного фонда области предназначены для временного проживания: - граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, принадлежащего области на праве собственности, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; - граждан, у которых единственные жилые помещения, находящиеся в домах, принадлежащих области на праве собственности, стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; - иных граждан - в случаях, предусмотренных законодательством. Жилые помещения в маневренном жилищном фонде области предоставляются гражданам из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека»30. Не согласные на переезд граждане могут быть выселены не иначе как через суд. При этом в решении суда обязательно указывается, куда именно должен быть переселен наниматель. За нанимателем независимо от срока проживания в помещении маневренного фонда сохраняется право вернуться в отремонтированное или реконструированное жилое помещение. Выселение предусматривается, когда занимаемое нанимателем жилое помещение претерпевает значительное уменьшение или увеличение в результате капитального ремонта дома или вообще утрачивается в связи с этими работами. Речь идет о капитальном ремонте или реконструкции дома, после которых жилое помещение или не сохранится вообще, или уменьшится настолько, что наниматель может быть признан нуждающимся в жилом помещении (ст. 51 ЖК РФ), или же увеличится настолько, что общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ). Жилищный Кодекс РФ не содержит положений о том, как именно определить, является ли норма предоставления существенно превышенной. Норма общей площади жилого помещения на одного человека в ЖК РФ также не содержится. Действующий до 1 марта 2005 г. ЖК РСФСР определял, что увеличением размера жилья, которое могло повлечь определенные последствия, считалось наличие сверх половины нормы жилой площади, полагающейся на одного человека, на всю семью (ст. ст. 55, 38 ЖК РСФСР)31. При этом увеличение жилья считалось существенным, если в результате него образуются излишки жилой площади. Удовлетворяя заявленные требования о выселении в связи с капитальным ремонтом жилого помещения, суд должен располагать сведениями о том, что занимаемая жилая площадь не сохранится либо существенно увеличится или уменьшится. Во всех случаях выселения предоставление выселенному гражданину нового благоустроенного жилого помещения оформляется новым договором социального найма, при этом ранее действовавший договор найма расторгается.
Практика применения жилищного законодательства свидетельствует о том, что не всегда закон реализуется должным образом. Даже когда фактически дом грозит обвалом и проживание в нем становится опасным для нанимателей, решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу не принимается, а если и принимается, то с затягиванием сроков выселения граждан и предоставления им других жилых помещений. Представляется, что возложенные на наймодателя обязанности не обеспечены наличием должного механизма правовой реализации с указанием сроков проведения процедуры выселения.
Как показывает практика, привлечь к ответственности должностных лиц за непредоставление нанимателю нового благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания (но тем не менее являющегося жильем нанимателя) помещения, фактически невозможно. На практике единственной мерой воздействия на недобросовестных чиновников является наложение штрафа службой судебных приставов.
Если наниматель отказывается от выселения, то указанные выше органы могут обратиться в суд о принудительном его выселении. Но в судебном решении обязательно должна содержаться обязанность предоставить выселяемому нанимателю благоустроенное жилье.
При выселении по указанным выше основаниям расторгается прежний договор социального найма и заключается новый договор на предоставленное помещение.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливает Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкци»32. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны производить переселение граждан из аварийных домов в благоустроенные жилые помещения. Выселение производится только на основании вступившего в силу судебного решения. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда.
Принудительное
исполнение судебного решения
Любое жилое помещение, предоставляемое взамен ранее занимаемого выселяемым лицом, должно отвечать установленным санитарным, техническим, противопожарным, экологическим и тому подобным нормам и находиться в том же населенном пункте. К благоустроенному жилому помещению также предъявляются иные дополнительные требования. Любое благоустроенное помещение должно обладать рядом обязательных признаков, которые определены ст. 89 ЖК РФ.
Во-первых, помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта.
Это значит, что уровень благоустроенности не должен быть ниже, чем средний уровень в данном населенном пункте - городе, поселке, деревне. При этом должна учитываться благоустроенность государственного и муниципального жилищных фондов. На уровень благоустроенности в первую очередь влияют наличие коммунальных удобств (холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения, центрального отопления, а также лифта, мусоропровода в подъезде). Также, важное значение имеют планировка помещения, время введения многоэтажного дома в эксплуатацию, материал постройки (кирпич или панель), район местоположения в пределах населенного пункта и т.п.
Обычно в крупных городах уровень благоустроенности выше, чем в мелких городах. В сельской местности, где многоэтажных домов немного, и в основном это дома малой этажности, уровень благоустроенности является очень низким.
Во-вторых, помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Это фактически означает, что количество комнат во вновь предоставленном помещении должно быть не меньше числа комнат, ранее занимаемых в жилом помещении. При этом предоставление одной комнаты лицам разного пола (в том числе детям), за исключением супругов, допускается только с их согласия. Возможность предоставления вместо отдельной квартиры комнат в коммунальной квартире не предусматривается.
В-третьих, жилое помещение должно отвечать установленным требованиям. Имеются в виду санитарные, экологические, технические и тому подобные требования и условия, предъявляемые к жилому помещению в соответствии со ст. 15 ЖК РФ. В-четвертых, жилое помещение должно находиться в черте того же населенного пункта, в котором ранее проживал выселяемый гражданин.
Если гражданин проживает в крупном городе, то по возможности жилое помещение предоставляется ему в том районе, где он проживал, или аналогичном ему. Тем не менее, если даже предоставленное благоустроенное жилое помещение находится в противоположном конце города, то считается, что это жилое помещение находится в пределах черты данного населенного пункта.
Нельзя предоставлять гражданину помещение в селе, если гражданин проживал в городе, даже если это село находится близко от города.
Таким образом, в каждом конкретном случае понятие благоустроенности помещения должно рассматриваться отдельно, в зависимости от прежних условий жизни выселяемого лица и характеристик населенного пункта, где это лицо проживает.
Большие правовые коллизии, которые законодательно не разрешены до сих пор, породило Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. 3 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»33 в связи с жалобами ряда граждан. Суд исследовал вопрос о том, соответствует ли Конституции РФ оспариваемое заявителями законоположение о том, что регистрация в жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, запрещена.
Абзац 2 ст. 1 указанного Федерального закона определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Конституционным судом было рассмотрено следующее дело:
Граждане Т.И. Булах и В.Д. Сукачев с 1998 г. постоянно проживают в расположенном на садовом земельном участке № 134 по улице Садовой в садоводческом товариществе «Авиатор» (поселок Афинский Северского района Краснодарского края) доме площадью 56,8 кв. м, который принят в эксплуатацию в 2001 году и принадлежит В.Д. Сукачеву согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности.
Указанные жилые строения являются единственно возможным для них местом жительства и, следовательно, единственным местом, где они могут быть зарегистрированы; отсутствие же регистрации по месту жительства лишает их возможности реализовать свое конституционное право на социальное обеспечение, включая медицинскую помощь по договорам обязательного медицинского страхования, и пользоваться предоставленными им льготами. Заявители отмечали, что заявленная норма противоречит положениям Конституции, гарантирующим свободу выбора места жительства.
Конституционный Суд пришел к выводу, что абзац второй ст. 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» не соответствует Конституции РФ. Теперь граждане имеют полное право регистрироваться по месту жительства в дачных домах, принадлежащих садоводческим товариществам34.
Информация о работе Актуальные проблемы прекращения и расторжения договора социального найма