Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:11, доклад
В представленном обзоре проанализирован международный опыт в области защиты прав потребителей, законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных органов в этой сфере в государствах – участниках СНГ, а также состояние дел в отдельных социально значимых секторах, сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию указанной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ) 4
II. ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ − УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.1. СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.2. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 11
2.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 13
2.4. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 17
2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 18
III. ОБЗОР СИТУАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ 24
3.1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 24
3.2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 27
3.3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 29
3.4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 30
IV. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ 33
V. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ 38
ВЫВОДЫ 41
Указанные основные направления политики в области защиты прав потребителей, принятые в ЕС, предусматриваются также мерами государственного регулирования, применяемыми в государствах – участниках СНГ, и определяются в качестве первоочередных задач в межгосударственном сотрудничестве.
Первой вехой в решении вопросов правового регулирования в сфере защиты прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей − граждан» положил начало реализации прав потребителя.
Закон СССР «О защите прав потребителей», который в связи с распадом союзного государства не применялся в полную силу (формально действовал в России с 1 января до 7 апреля 1992 года), на долгое время оставался моделью нормотворчества в соответствующей сфере правоотношений для государств − участников СНГ, на его основе разработаны первые на пространстве Содружества национальные законы:
Закон Украины от 12 мая 1991 года № 1023-XII «О защите прав потребителей», который постоянно актуализируется (Закон претерпел восемь редакций) и является действующим в настоящее время;
Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» был принят 5 июня 1991 года, причем нормы, заложенные в тот исторический период, действовали на протяжении практически 20 лет, вплоть до принятия Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» в его новой редакции в 2010 году;
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (изменения в Закон привносились 17 раз, в настоящее время действует в последней редакции от 25 июня 2012 года);
Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года № 2572–XII «О защите прав потребителей» (действовал до принятия нового Закона в 2002 году).
В настоящее время в государствах – участниках СНГ развитие справедливой социально-экономической политики, в том числе создание условий для реализации прав граждан-потребителей закреплены в конституциях государств, законодательстве о защите прав потребителей, которое состоит из норм различных отраслей права (гражданское, административное, уголовное), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.
Законодательство о защите прав потребителей принято в большинстве государств − участников СНГ:
в Азербайджанской Республике действует Закон Азербайджанской Республики от 19 сентября 1995 года № 1113 «О защите прав потребителей»;
Республике Армения – Закон Республики Армения от 26 июля 2001 года № ЗР-197 «О защите прав потребителей»;
Республике Беларусь – Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей». В развитие Закона принят ряд подзаконных актов, в частности, утвержденные правительством Республики Беларусь Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, правила продажи товаров по образцам, правила торговли на рынках, правила бытового обслуживания населения, оказания услуг электросвязи и иных услуг населению.
Кроме того, с 29 января 2009 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» − подобного законодательного акта нет ни в одном из представленных государств;
Республике Казахстан − Закон Республики Казахстан от 4 мая 2010 года № 274-IV ЗРК «О защите прав потребителей»;
Кыргызской Республике − Закон Кыргызской Республики от 10 декабря 1997 года «О защите прав потребителей»;
Республике Молдова – законы Республики Молдова от 13 марта 2003 года № 105-ХV «О защите прав потребителей» и от 22 декабря 2006 года № 422-ХVI «Об общей безопасности продукции». Постановлением Правительства Республики Молдова от 8 декабря 2003 года № 1465 утверждены Правила обмена непродовольственных товаров и гарантийных сроков;
Российской Федерации отношения с участием потребителей регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительством утверждаются обязательные для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя) правила заключения и исполнения публичных договоров (договора розничной купли-продажи, энергоснабжения, о выполнении работ и об оказании услуг), правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров и правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ для потребителя, которых в настоящее время около 30;
Республике Таджикистан действует Закон Республики Таджикистан от 9 декабря 2004 года № 72 «О защите прав потребителей». В целях совершенствования норм законодательства в области защиты прав потребителей при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) Правительством Республики Таджикистан принято постановление от 1 марта 2012 года № 96 «Об утверждении Государственной программы по реализации Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан в сфере гражданского и предпринимательского законодательства на 2012−2015 годы», которое предусматривает разработку проекта Закона Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О защите прав потребителей»;
Республике Узбекистан − Закон Республики Узбекистан от 26 апреля 1996 года № 221-I «О защите прав потребителей»;
Украине − Закон Украины от 12 мая 1991 года № 1023-XII «О защите прав потребителей».
Особое значение в системе потребительского законодательства большинства государств – участников СНГ имеют нормы гражданского законодательства, которые устанавливают правила заключения договоров купли-продажи, подряда, перевозки, хранения, страхования и других договоров в сфере торговли и бытового обслуживания, юридическую ответственность за ненадлежащее их выполнение или невыполнение.
Значительная часть вопросов, имеющих непосредственное отношение к защите прав потребителей, регулируется также иными нормативными правовыми актами: Жилищным кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внутреннего водного транспорта, техническими регламентами, законами, регламентирующими качество и безопасность пищевых продуктов и др., а также принимаемыми на уровне правительства в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Кроме того, в Республике Беларусь действует Закон от 28 июля 2003 года № 231-З «О торговле», в Российской Федерации – Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которыми определены правовые основы государственного регулирования и контроля в области торговли.
Важное значение для защиты прав потребителей государств – участников СНГ имеют нормы национального антимонопольного законодательства, а также нормы права, регулирующие правоотношения в сфере рекламы, которые в определенной степени направлены на содействие реализации потребителями своих прав.
Примером гармонизации антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей является Хозяйственный кодекс Украины, который определяет основные принципы хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования. Правовые нормы Хозяйственного кодекса Украины устанавливают, что государство обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей, а каждый субъект хозяйствования и потребитель имеют право на защиту своих прав и законных интересов.
Кроме того, в законодательстве государств – участников СНГ предусмотрен приоритет норм международного права. Если международным договором государства установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в национальном законодательстве о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.
Уровень развития современного демократического государства определяется не только признанием прав и свобод человека как высшей ценности, но и наличием эффективного государственного механизма их реализации и защиты.
Правовые акты, посредством которых
в государствах – участниках СНГ осуществляется
нормативное регулирование отношений
с участием потребителей, определяют элементы
национальной системы защиты прав потребителей,
на всех уровнях административно-
Система защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ представлена государственными органами, органами местного самоуправления в порядке, определяемом национальным законодательством, общественными объединениями потребителей и судебными органами.
В настоящее время
в Азербайджанской Республике − Государственная служба по антимонопольной политике и защите прав потребителей при Министерстве экономического развития Азербайджанской Республики (создана Указом Президента Азербайджанской Республики от 25 декабря 2009 года № 203);
Республике Армения − Государственная инспекция по надзору за рынком Министерства экономики Республики Армения (постановление Правительства Республики Армения от 15 декабря 2011 года № 1792-Н), а также Государственная служба по безопасности продуктов питания Министерства сельского хозяйства Республики Армения, на которую согласно Закону Республики Армения «О безопасности пищевой продукции» возложены функции государственного надзора в области безопасности пищевых продуктов и пищевых добавок;
Республике Беларусь − Министерство торговли Республики Беларусь (Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 года № 961), органы местного управления (исполкомы), в каждом из которых осуществляет деятельность уполномоченный по защите прав потребителей;
Республике Казахстан − уполномоченный орган, обеспечивающий реализацию государственной политики в данной сфере согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 141, – Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции;
Кыргызской Республике до 2012 года – Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики. В настоящее время в связи с преобразованием данного органа согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Кыргызской Республики от 4 мая 2012 года № 276, уполномоченным государственным органом в области защиты прав потребителей является Департамент по развитию конкуренции при Министерстве экономики и антимонопольной политики Кыргызской Республики;
Республике Молдова – в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» центральным отраслевым органом публичного управления, ответственным за разработку государственной политики в области защиты прав потребителей, является Министерство экономики. Функциями по внедрению политики в данной области наделено Агентство по защите прав потребителей, которое действует с 1 января 2012 года на основании постановления Правительства Республики Молдова от 9 декабря 2011 года № 936. Также в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» органами публичного управления, наделенными функциями по защите прав потребителей в пределах своей компетенции, являются: Министерство здравоохранения, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры, Министерство регионального развития и строительства, Агентство туризма, Национальное агентство по регламентированию в энергетике, Национальное агентство по регулированию в области электронных коммуникаций и информационных технологий и другие центральные отраслевые органы публичного управления, осуществляющие в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства в данной области;
Республике Узбекистан − государственную защиту прав потребителей обеспечивают органы государственной власти и управления, а также суды.
В соответствии со статьей 23 Закона Республики Узбекистан от 26 апреля 1996 года № 221-I «О защите прав потребителей» (в редакции Закона Республики Узбекистан 6 октября 2010 года № ЗРУ-264 – СЗ РУ, 2010 год, № 40-41, ст. 343) уполномоченными государственными органами по защите прав потребителей являются: Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции; Узбекское агентство стандартизации, метрологии и сертификации; Министерство здравоохранения Республики Узбекистан; Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству; Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы; другие органы государственного управления, осуществляющие в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;
Российской Федерации − Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Информация о работе Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах − участниках СНГ