Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:11, доклад
В представленном обзоре проанализирован международный опыт в области защиты прав потребителей, законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных органов в этой сфере в государствах – участниках СНГ, а также состояние дел в отдельных социально значимых секторах, сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию указанной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ) 4
II. ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ − УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.1. СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.2. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 11
2.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 13
2.4. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 17
2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 18
III. ОБЗОР СИТУАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ 24
3.1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 24
3.2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 27
3.3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 29
3.4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 30
IV. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ 33
V. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ 38
ВЫВОДЫ 41
К примеру, в Российской Федерации оно закреплено в статье 3 Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которой право потребителей на просвещение должно обеспечиваться посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты (далее – ГОС) и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.
Учебный предмет «Обществознание» (включая разделы «Экономика» и «Право») предусматривает освоение таких тем, как «Экономические основы прав потребителя», «Банковские услуги, предоставляемые гражданам», «Страховые услуги», «Социальное страхование», «Основные виды гражданско-правовых договоров».
На ступени среднего (полного) общего образования предусматривают освоение таких тем, как «Защита прав потребителя», «Рациональный потребитель», «Семейный бюджет», «Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи», «Реальные и номинальные доходы семьи», «Полезность и потребительский выбор», «Потребительский кредит», «Способы защиты имущественных и неимущественных прав».
Кроме того, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2012 года Министерством образовании и науки Российской Федерации проводится работа по внесению изменений в Федеральный компонент ГОС по учебным предметам «Обществознание» и «Право» в части расширения содержательного блока, посвященного вопросам защиты прав потребителей.
В рамках указанного блока для ступени основного общего образования предполагается закрепление обязательного изучения в учебных предметах «Обществознание» и «Право» разделов, посвященных правам и обязанностям потребителей, основным законодательным актам, регламентирующим права и защиту интересов потребителей, системе органов государственной власти Российской Федерации и общественных организаций по защите прав потребителей.
На необходимость активизации работы в данном направлении нацеливают Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые утверждены Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года.
Этой цели служит, в частности, работа общественных приемных, организованных в системе Роспотребнадзора и действующих во всех субъектах Российской Федерации. В них систематически проводится тематическое консультирование потребителей по актуальным вопросам в сфере защиты прав потребителей. К этой работе привлекаются представители общественных объединений потребителей и отраслевых ассоциаций (союзов) предпринимателей. Кроме того, с марта 2009 года во всех территориальных органах Роспотребнадзора функционирует телефонная «горячая линия».
На базе федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах федерации и на железнодорожном транспорте открыты 84 консультационных центра и 502 консультационных пункта для потребителей.
Работа, связанная с повышением потребительской грамотности населения, в Республике Беларусь проводится в рамках реализации Закона «О защите прав потребителей», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 декабря 2010 года № 1771 «План мероприятий по правовому просвещению граждан на 2011−2015 годы».
Кроме того, постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 28 февраля 2011 года № 251/6 контролирующим
органам дано поручение о расширении контрольно-надзорной
деятельности за счет проведения информационно-
Правовое просвещение
населения и информационно-
Значительный вклад в развитие потребительского образования населения Республики Беларусь вносит общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей», по инициативе и при финансовой поддержке которого под патронатом Министерства образования с 2000 учебного года введен в средних общеобразовательных учреждениях факультативный курс «Основы потребительских знаний». Изданы методическая литература по указанному курсу и его программа. В целях привлечения внимания молодежи и учащихся ежегодно проводятся конкурсы-фестивали.
По инициативе Министерства образования Республики Беларусь и республиканского общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» учащимися 8–9-х классов общеобразовательных учреждений изучается факультативный курс «Основы потребительских знаний» в объеме 35 часов в год.
В учреждениях образования, реализующих программы среднего специального образования, вопросы защиты прав потребителей изучаются в рамках учебных дисциплин «Основы маркетинга», «Маркетинг», «Организация и технология торговли», «Экономика организации», «Основы права», а повышение качества обслуживания потребителей, создание для граждан более выгодных условий приобретения товаров и платных услуг – в рамках учебных дисциплин «Психология и этика деловых отношений», «Основы предпринимательства», факультатива «Основы предпринимательской деятельности», введенного в 2011 году.
В учреждениях образования,
реализующих программы
В Белорусском государственном аграрном техническом университете на факультете общественной гуманитарной профессии в рамках неформального образования по вопросам защиты прав потребителей проводятся занятия (факультативные курсы) раз в неделю для студентов 1-го курса.
Таким образом, действия и инициативы, способствующие повышению уровня потребительской грамотности, формированию у граждан устойчивых навыков разумного поведения на потребительском рынке, привитию потребительской культуры, в том числе в части реализации возможностей самозащиты права, рассматриваются государствами – участниками СНГ как необходимый и очень значимый элемент в деятельности всех участников национальной системы защиты прав потребителей.
В то же время проведенный анализ показал, что используемые специальными уполномоченными органами в области защиты прав потребителей средства и методы работы только в рамках национального законодательства не всегда бывают адекватными реальным потребностям защиты потребительских прав граждан в современных условиях глобальных интеграционных процессов, происходящих в мире.
В этой связи разработка общей стратегии по повышению правовой потребительской грамотности на пространстве Содружества Независимых Государств имеет особую актуальность.
Кроме того, разработка законодательных актов в сфере защиты прав потребителей в рамках экономических союзов приобретает особую значимость и уже проводится государствами – участниками СНГ в рамках Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ, причем предполагает согласование не только норм права национальной правовой системы с международной правовой системой, но и согласование в области правовых отношений и правосознания.
В этой связи первоочередной задачей для членов Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ является разработка общих для Содружества образовательных программ (рекомендации к образовательным стандартам) с учетом актуальных и перспективных потребностей развития науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы с привлечением национальных заинтересованных органов исполнительной власти, общественных объединений, действующих в сфере защиты прав потребителей, а также в системе профессионального образования, и при участии хозяйствующих субъектов или их союзов, а также представителей научных сообществ.
Причем программы просвещения и информирования потребителей должны включать следующие важные аспекты защиты интересов потребителей, которые были обозначены еще Руководящими принципами для защиты интересов потребителей:
вопросы здоровья (предупреждение
заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами),
а также питания (предупреждение
появления фальсификации
маркировка товаров;
законодательство, которым регулируются вопросы защиты прав и законных интересов потребителей, а также механизм восстановления нарушенных прав потребителей;
органы государственной и общественной защиты прав потребителей на пространстве СНГ;
информация о единицах мер и весов, ценах, качестве, условиях кредита и наличии товаров первой необходимости;
вопросы, связанные с защитой окружающей среды.
Здесь важная роль принадлежит общественным объединениям потребителей в части:
проведения разъяснительной и просветительской работы среди предпринимательских структур;
консультирования и оказания помощи в составлении исковых заявлений и сопровождения дел при судебной защите;
широкого информирования населения через СМИ о правах потребителей.
Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития сотрудничества по вопросам формирования политики в сфере защиты прав потребителей и в первую очередь в целях повышения эффективности мер, направленных на предупреждение нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей на межнациональном уровне.
Правовой основой
В целях практической
реализации Соглашения Федеральной
службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека (Российская Федерация) совместно
с Исполнительным комитетом СНГ и Межгосударственным
советом по антимонопольной политике
(МСАП)
15–16 октября 2009 года в г. Москве была проведена
Международная конференция «Актуальные
вопросы обеспечения защиты прав потребителей
в государствах − участниках СНГ в кризисный
период».
Одним из основных выводов,
сделанных участниками
Итогом проделанной работы явилось принятое Советом глав правительств СНГ 19 мая 2011 года Решение о создании органа отраслевого сотрудничества СНГ в области защиты прав потребителей.
Технически создание указанного органа отраслевого сотрудничества СНГ состоялось путем внесения изменений и дополнений в базовое Соглашение от 25 января 2000 года и на основе Консультативного совета по защите прав потребителей, образованного при Межгосударственном совете по антимонопольной политике.
Основной задачей вновь созданного органа отраслевого сотрудничества является формирование эффективной потребительской политики в государствах – участниках СНГ, включая современные аспекты организации деятельности государственных институтов и общественных организаций в решении актуальных вопросов защиты прав потребителей в соответствии с международными нормами и стандартами.
В целях реализации указанного Решения Совета глав правительств СНГ 24 ноября 2011 года в Роспотребнадзоре состоялось первое заседание Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ (далее – Совет), в котором приняли участие члены Совета, представляющие Республику Армения, Республику Беларусь, Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдова, Российскую Федерацию, Республику Таджикистан и Украину, т.е. все государства, подписавшее данное Решение, и представители общественных объединений потребителей этих государств.
Председателем Совета избран (единогласно) руководитель Роспотребнадзора Онищенко Г.Г.
Определен Секретариат Совета, которому поручено к очередному заседанию подготовить проект Регламента работы Совета.
Всего на заседании рассмотрено восемь вопросов. В частности, представители государств обменялись информацией о приоритетах и особенностях политики в области защиты прав потребителей, судебной защите и повышения правовой грамотности потребителей. Принята к сведению информация представителя Исполнительного комитета СНГ о состоянии реализации Соглашения об основных направлениях сотрудничества государств – участников СНГ в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 года.
Активно обсуждались текущие задачи и перспективные вопросы работы Совета. Принято решение о подготовке информационно-аналитического обзора «О состоянии дел в области защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ» и проекта Модельной концепции по обеспечению эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в государствах – участниках СНГ. Образована рабочая группа по разработке данной концепции, возглавлять которую поручено члену Совета, заместителю Министра торговли Республики Беларусь Наркевич И.В.
Информация о работе Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах − участниках СНГ