Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:11, доклад
В представленном обзоре проанализирован международный опыт в области защиты прав потребителей, законодательные акты, регламентирующие деятельность государственных органов в этой сфере в государствах – участниках СНГ, а также состояние дел в отдельных социально значимых секторах, сформулированы рекомендации по дальнейшему развитию указанной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ) 4
II. ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ − УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.1. СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 8
2.2. УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ 11
2.3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 13
2.4. ПОЛНОМОЧИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 17
2.5. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ БАЗЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 18
III. ОБЗОР СИТУАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ 24
3.1. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ 24
3.2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 27
3.3. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 29
3.4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 30
IV. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ 33
V. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА
О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ 38
ВЫВОДЫ 41
В этой связи одним из приоритетных направлений деятельности для уполномоченных органов исполнительной власти является организация взаимодействия всех составляющих системы защиты прав потребителей на национальном уровне.
Законодательством государств – участников СНГ предусмотрена возможность установления социального консенсуса в решении вопросов, связанных с защитой прав потребителей, путем организации партнерства органов государственного управления, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Подобное взаимодействие организуется путем создания на государственном уровне различных совещательных органов, состоящих из представителей национальной системы защиты прав потребителей.
В Республике Армения для осуществления согласованных действий представителей национальной системы защиты прав потребителей действуют общественные советы при Президенте Республики Армения и при Государственной комиссии по защите экономической конкуренции. Также действует Совет по координации инспекционного реформирования под председательством Премьер-министра Республики Армения и Секретариат содействия Совету при Министерстве экономики Республики Армения. В работе указанных совещательных органов принимают участие представители общественных объединений потребителей.
В Республике Беларусь Министерство торговли для широкого обсуждения вопросов защиты прав потребителей организует проведение круглых столов, конференций, совещаний в формате активных дискуссий.
В 2011 году Регламент Совета Министров Республики Беларусь дополнен нормой, в соответствии с которой проекты нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы защиты прав потребителей, в обязательном порядке подлежат согласованию с Министерством торговли.
Повышению качества работы с обращениями граждан посвящен ряд законодательных актов Президента Республики Беларусь. Так, Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 года № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» состояние работы с гражданами провозглашено одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов, обращено внимание на недопустимость формализма, волокиты, бумаготворчества, неуважения и безразличия к людям при рассмотрении обращений.
Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 поручено изучать, анализировать и систематизировать обращения граждан, ответы на наиболее частые вопросы размещать на официальных сайтах, проводить встречи с трудовыми коллективами, принимать участие в «горячих линиях», «прямых телефонных линиях» по актуальным для граждан вопросам.
Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1997 года № 630 (в редакции 2008 года) на руководителей государственных органов возложена персональная ответственность за ненадлежащее рассмотрение критических материалов в средствах массовой информации по факту обращений граждан.
В Республике Казахстан площадкой для выработки совместных решений по актуальным вопросам защиты прав потребителей является созданный в 2011 году Агентством по защите конкуренции Координационный совет по защите прав потребителей.
В Кыргызской Республике координация осуществляется в рамках Координационного совета по защите прав потребителей, который создан в 2003 году постановлением Правительства Кыргызской Республики. Основной задачей Координационного совета является гармонизация правовых и методологических основ, обеспечивающих защиту прав потребителей в республике, с соответствующими компонентами ЕС в рамках проекта «Поддержка реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Кыргызской Республикой и Европейским союзом».
Для рассмотрения вопросов защиты прав потребителей местного значения аналогичные советы могут создаваться в отдельных регионах республики.
В Республике Молдова координирующая роль в выработке общей стратегии организации и совершенствования национальной системы защиты прав потребителей отведена Правительству Республики Молдова и осуществляется в рамках работы созданного постановлением Правительства Республики Молдова от 6 июля 2006 года № 773 Координационного совета в области защиты прав потребителей, деятельность которого предусмотрена также Законом Республики Молдова «О защите прав потребителей». В состав указанного консультативного органа входят представители органов центрального и местного управления, общественных объединений потребителей.
В Российской Федерации на федеральном уровне взаимодействие осуществляется в рамках специально созданного в 2006 году Роспотребнадзором совещательного органа на постоянной основе − Консультативного совета по защите прав потребителей.
Членами Консультативного
совета по защите прав потребителей являются
представители Федеральной
На региональном уровне обеспечение взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора с общественными объединениями потребителей, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления осуществляется также через заседания соответствующих консультативных советов по защите прав потребителей, образованных при управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
В 26 субъектах Российской Федерации координационные советы (комиссии) по защите прав потребителей созданы и действуют при региональных администрациях, в 16 субъектах Российской Федерации организована работа межведомственных комиссий по защите прав потребителей, которые функционируют при региональных администрациях.
В Республике Таджикистан в целях практической реализации Закона Республики Таджикистан «О защите прав потребителей» Правительством Республики Таджикистан принято постановление от 6 июня 2005 года № 209 «О мерах по реализации Закона Республики Таджикистан «О Защите прав потребителей», которым утверждены следующее перечни и правила:
Перечень и способы доведения информации до потребителя по отдельным группам товаров (работ, услуг);
Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков;
Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации;
Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов;
Правила предоставления гостиничных услуг;
Правила оказания услуг общественного питания;
Правила предоставления коммунальных услуг;
Правила бытового обслуживания.
В этих же целях разработан
и зарегистрирован в
В Украине формой соответствующего сотрудничества является проведение общественных слушаний, обсуждений, круглых столов, симпозиумов по вопросам потребительской политики.
Необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей на государственном уровне признается первоочередной задачей, в связи с чем происходят существенные социально-политические преобразования в данном направлении.
Так, например, в целях реформирования и перехода на международную модель государственного контроля и надзора в Республике Армения реализуется Концепция инспекционного реформирования, утвержденная постановлением Правительства Республики Армения от 17 сентября 2009 года № 1135-Н.
Национальным Собранием
Кроме того, в Республике Армения реализуется Стратегия реформирования инфраструктуры качества и утверждена Программа действий этой Стратегии (постановление Правительства Республики Армения от 16 декабря 2010 года № 1693-Н), согласно которым при содействии Консультационной группы ЕС в Армении ведется законотворческая деятельность в сферах технического регулирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, аккредитации, надзора за рынком и общей безопасности непродовольственной продукции и др.
Кроме того, в
целях институциональных
Согласно новому Положению на инспекцию возложены дополнительные функции − надзор за соблюдением требований и условий лицензий на апробирование и клеймение изделий, изготовленных из драгоценных металлов, а также за соблюдением соответствия пробы и клейма установленным требованиям на изделиях, изготовленных из драгоценных металлов, в местах их продажи.
В Республике Молдова разработана и реализуется Национальная стратегия в области защиты прав потребителей на период 2008–2012 годов, утвержденная постановлением Правительства Республики Молдова от 14 января 2008 года № 5 и определяющая основные цели на ближайший и долгосрочный периоды в области защиты прав потребителей.
В стратегии учтены существующие положения в области защиты прав потребителей, принципы, заложенные в европейской стратегии, опыт передовых стран.
Основными целями определено обеспечение:
1) соответствующего уровня защиты потребителей;
2) эффективного применения законодательства путем сотрудничества с гражданским обществом, информирования и обучения потребителей.
Вопросы усиления государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации были подробно обсуждены на уровне Президента Российской Федерации на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации, которое состоялось 16 января 2012 года в г. Саранске.
На высшем политическом уровне государства обсуждались вопросы защиты потребительских прав граждан в таких наиболее проблемных секторах потребительского рынка, как финансовая сфера, транспортные услуги, туризм, ЖКХ и др.
В результате Президентом Российской Федерации были поставлены первоочередные задачи, основная направленность которых сводится к совершенствованию правовых механизмов и созданию дополнительных гарантий защиты прав и законных интересов потребителей.
В целях достижения поставленных задач во исполнение утвержденного Президентом Российской Федерации 24 января 2012 года перечня поручений приняты ряд нормативных правовых актов, касающихся совершенствования управленческой деятельности в области защиты прав потребителей:
постановлением Правительства Р
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 года № 412 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей;
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 612 внесены изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322) в части:
подчинения Роспотребнадзора непосредственно Правительству Российской Федерации;
наделения Роспотребнадзора функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей.
Следующим этапом в укреплении
соответствующих позиций
Учитывая роль органов судебной власти в обеспечении защиты прав потребителей, а также формировании правоприменительной практики, особо значимым явилось поручение, данное по итогам обозначенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации, согласно которому Верховному Суду Российской Федерации в целях усиления государственных гарантий защиты прав потребителей было рекомендовано изучить судебную практику по делам, связанным с осуществлением и защитой прав потребителей.
Результатом конструктивной и плодотворной работы, проведенной Верховным Судом Российской Федерации во взаимодействии с Роспотребнадзором, явилось принятие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Информация о работе Актуальные вопросы защиты прав потребителей в государствах − участниках СНГ