Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование регулирования порядка заключения, изменения и исполнения авторского договора. Предметом исследования являются вопросы теоретического и практического порядка, характеризующие в своей совокупности правовую подотрасль гражданского права – право интеллектуальной собственности, законодательство и судебная практика, посвященные регулированию вышеуказанных договоров.
Для реализации поставленной цели в настоящей работе необходимо решение следующих задач:
а) исследование особенностей авторского договора как разновидности гражданско-правового договора;
Введение…………………………….……………………......….2
1. Авторский договор: понятие, классификация, основные элементы……………………..………………………………….4
2. Особенности заключения и существенные условия авторского договора………………………………………….15
3. Особенности изменения и расторжения авторского договора………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………...…….20
Список использованной литературы.
План работы.
Стр.
Введение…………………………….……………………..
Заключение……………………………………………...
Список использованной литературы.
Введение
В новых экономических условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние, которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые отношения.
Поскольку авторский договор охватывает отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства, его воздействие сказывается не только на поведении сторон по выполнению обязательств, но в первую очередь на качестве самого предмета договора — произведениях научного и художественного творчества.
Автор — творец нового. Создавая произведение, он выражает в нем свои идеи, мысли, отношение к окружающей среде, к тем или иным событиям, людям и т. п. Он не только получает личное удовлетворение от результатов работы, но и испытывает естественную потребность в доведении своих мыслей и идей до сведения других людей, хочет услышать их мнение, знать, какова общественная оценка его произведения. Случаи создания произведений для себя или для узкого круга людей не многочисленны. Общество также заинтересовано в создании и распространении полезных произведений. Существует специальная сеть организаций (издательств), призванных воспроизводить и распространять авторские произведения.
Одной из основных юридических форм,
на основе которых осуществляется воспроизведение
и распространение
Особую актуальность исследование этих вопросов приобретает в настоящее время, в преддверии принятия четвертой части ГК РФ, что, безусловно, вызовет необходимость изменения ныне действующих нормативных актов, регулирующих отношения в сфере создания и, использования результатов интеллектуальной деятельности.
Указанная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию авторских договоров не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.
Проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения законодательства об авторском/издательском договорах, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный учебный и практический интерес.
Целью настоящей работы является исследование регулирования порядка заключения, изменения и исполнения авторского договора. Предметом исследования являются вопросы теоретического и практического порядка, характеризующие в своей совокупности правовую подотрасль гражданского права – право интеллектуальной собственности, законодательство и судебная практика, посвященные регулированию вышеуказанных договоров.
Для реализации поставленной цели в настоящей работе необходимо решение следующих задач:
а) исследование особенностей авторского договора как разновидности гражданско-правового договора;
б) исследование авторского договора при регулировании отношений в области издательской деятельности.
Методологическая основа исследования. В исследовании использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический.
Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области право интеллектуальной собственности разрабатывались целой плеядой известных ученых дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Следует выделить работы Г.Ф. Шершеневича, М.В. Гордона, В.И. Серебровского, О.С. Иоффе, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, О.А. Красавчикова, А.Ю. Кабалкина, Е.А. Флейшиц и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.
В работе нами анализируются различные проблемные вопросы по данной тематике, рассматриваются различные точки зрения, даются наши выводы. Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с авторскими договорами. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические положения.
Договорные отношения возникают во всех сферах человеческой деятельности. Не составляет исключения художественное творчество. Для него характерны авторские договоры, которые возникают по поводу создания и использования произведений литературы и искусства.
Проведенный анализ общих
положений договорного
В юридической литературе вопрос о возможности распространения общих положений о договорах на авторские правоотношения исследовался не только с теоретических, но и с практических позиций. По мнению Э.П. Гаврилова, авторские договоры по своей сути подпадают под общее понятие гражданско-правового обязательства.1
Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями, индивидуальными предпринимателями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и исполняющих произведения авторов.
Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.
В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.
К числу наиболее распространенных
авторов производных
Вместе с тем наличие
Одновременно создание аудиовизуального произведения требует осуществления массы хозяйственных, технических, административных, финансовых и тому подобных действий. Их выполнение ложится на изготовителя аудиовизуального произведения, т. е. физическое или юридическое лицо (кино- и телестудию и т. п.), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении.
Вследствие этого
Изготовитель заключает с авторами договоры на создание аудиовизуального произведения. Если в договоре не предусмотрено иное, его заключение влечет передачу изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение данного произведения, а также на субтитрирование и дублирование его текста.
Авторы произведений, вошедших составной
частью в аудиовизуальное
Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить “подходы” к его определению.
В юридической литературе 30—40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения.2 Такое толкование основывалось на законе, ибо Основы авторского права СССР 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “об уступке авторского права”.3
Более подробная формулировка содержалась в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 года "Об авторском праве". В нем издательский договор определялся как соглашение, “в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения”.4
Теория “уступки, отчуждения” авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. Так, В. А. Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность.5
Критикуя теорию “отчуждения”, “уступки”, Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо.6
Формулировка закона, допускающая “отчуждение” авторского права, вызвала обоснованное возражение со стороны В. И. Серебровского: “Возможен ли вообще договор об “отчуждении” авторского права, и притом “в целом”, поскольку под отчуждением обычно понимается не ограниченная какими-либо условиями и сроком передача (уступка) права, принадлежащего одному лицу, другому лицу?”.7
Э. П. Гаврилов, анализируя эти высказывания, отмечает, что вряд ли можно судить о последовательности В. И. Серебровского в трактовке понятия издательского договора как договора об уступке на определенный срок исключительного права на издание произведения.8 Однако здесь упускается более существенное для понимания авторского договора утверждение В. И. Серебровского о том, что число видов договоров, заключаемых авторами с организациями и направленных на реализацию принадлежащих авторам авторских прав, по мере развития новых способов воспроизведения и распространения произведения имеет тенденцию к увеличению.9
Таким образом, был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору авторских прав.
В 50-е годы возникла теория “разрешения”. А. И. Ваксберг считал, что по договору автор разрешает опубликование произведения.10 По мнению М. И. Никитиной, издательства могут осуществлять издание и распространение произведения лишь с разрешения автора, а разрешение дается в форме издательского договора.11 К теории “разрешения” присоединились Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц. Их позиция сводилась к тому, что передающий разрешает издательству издать произведения в том виде, в каком оно передано. Другими словами, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора — как соглашения об использовании произведения.