Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование регулирования порядка заключения, изменения и исполнения авторского договора. Предметом исследования являются вопросы теоретического и практического порядка, характеризующие в своей совокупности правовую подотрасль гражданского права – право интеллектуальной собственности, законодательство и судебная практика, посвященные регулированию вышеуказанных договоров.
Для реализации поставленной цели в настоящей работе необходимо решение следующих задач:
а) исследование особенностей авторского договора как разновидности гражданско-правового договора;

Содержание работы

Введение…………………………….……………………......….2
1. Авторский договор: понятие, классификация, основные элементы……………………..………………………………….4
2. Особенности заключения и существенные условия авторского договора………………………………………….15
3. Особенности изменения и расторжения авторского договора………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………...…….20
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Авторский договор.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)


План работы.

Стр.

Введение…………………………….……………………......….2

1. Авторский договор: понятие, классификация, основные элементы……………………..………………………………….4

2. Особенности заключения и существенные условия авторского договора………………………………………….15

3. Особенности изменения и расторжения авторского договора………………………………………………………..18

Заключение……………………………………………...…….20

Список использованной литературы.

 

 

Введение

 

В новых экономических  условиях возрастает роль договора вообще и авторского договора в частности. Прежде всего имеется в виду влияние, которое авторский договор как правовая форма оказывает на реализуемые отношения.

Поскольку авторский договор охватывает отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства, его воздействие сказывается не только на поведении сторон по выполнению обязательств, но в первую очередь на качестве самого предмета договора — произведениях научного и художественного творчества.

Автор — творец нового. Создавая произведение, он выражает в нем свои идеи, мысли, отношение к окружающей среде, к тем или иным событиям, людям и т. п. Он не только получает личное удовлетворение от результатов работы, но и испытывает естественную потребность в доведении своих мыслей и идей до сведения других людей, хочет услышать их мнение, знать, какова общественная оценка его произведения. Случаи создания произведений для себя или для узкого круга людей не многочисленны. Общество также заинтересовано в создании и распространении полезных произведений. Существует специальная сеть организаций (издательств), призванных воспроизводить и распространять авторские произведения.

Одной из основных юридических форм, на основе которых осуществляется воспроизведение  и распространение произведений, является издательский договор. Характерной чертой последнего выступает творческое содружество автора и организации по подготовке и обеспечению выпуска в свет произведения, отвечающего художественным, теоретическим и профессиональным требованиям. Автора и издательство объединяет общая цель — довести произведение до читателя, зрителя, слушателя, притом в наиболее качественном виде, и тем самым полнее удовлетворить общественные интересы.

Особую актуальность исследование этих вопросов приобретает в настоящее время, в преддверии принятия четвертой части ГК РФ, что, безусловно, вызовет необходимость изменения ныне действующих нормативных актов, регулирующих отношения в сфере создания и, использования результатов интеллектуальной деятельности.

Указанная  тематика в  цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию авторских договоров не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный.

Проблема требует сегодня  всестороннего изучения с учетом практики применения  законодательства об авторском/издательском договорах,  а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего  законодательного урегулирования. Что  же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный учебный и практический интерес.

Целью настоящей работы является исследование регулирования порядка заключения, изменения и исполнения авторского договора. Предметом исследования являются вопросы теоретического и практического порядка, характеризующие в своей совокупности правовую подотрасль гражданского права – право интеллектуальной собственности, законодательство и судебная практика, посвященные регулированию вышеуказанных договоров.

Для реализации поставленной цели в настоящей работе необходимо решение следующих задач:

а) исследование особенностей авторского договора как разновидности  гражданско-правового договора;

б) исследование авторского договора при регулировании отношений  в области издательской деятельности.

Методологическая основа исследования. В исследовании использовались как общенаучные, так и частнонаучные методы познания, в том числе диалектический, формально-логический, исторический, систематический.

Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области право интеллектуальной собственности разрабатывались целой плеядой известных ученых дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Следует выделить работы  Г.Ф. Шершеневича,  М.В. Гордона, В.И. Серебровского, О.С. Иоффе, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, О.А. Красавчикова, А.Ю. Кабалкина, Е.А. Флейшиц и многих других. Труды этих авторов являются теоретической базой данного исследования.

В работе нами анализируются  различные проблемные вопросы по данной тематике, рассматриваются различные  точки зрения, даются наши выводы. Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, связанных с авторскими договорами. В ней лишь предпринимается попытка путем анализа отечественного законодательства, правоприменительной практики и литературы исследовать основные теоретические и практические положения.

 

1. Авторский договор: понятие, классификация, основные элементы

 

Договорные отношения  возникают во всех сферах человеческой деятельности. Не составляет исключения художественное творчество. Для него характерны авторские договоры, которые возникают по поводу создания и использования произведений литературы и искусства.

Проведенный анализ общих  положений договорного законодательства  в 1 главе настоящей работы позволяет  прийти к следующим выводам: 1) авторские договоры порождают обязательства сторон гражданско-правового характера; 2) с учетом специфики обязательств, вытекающих из авторских договоров, на них могут распространяться не все, а лишь некоторые общие положения об обязательствах.

В юридической литературе вопрос о возможности распространения общих положений о договорах  на авторские правоотношения исследовался не только с теоретических, но и с практических позиций. По мнению Э.П. Гаврилова, авторские договоры по своей сути подпадают под общее понятие гражданско-правового обязательства.1

Договоры, связанные с  созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями, индивидуальными предпринимателями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и исполняющих произведения авторов.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных  произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку  произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов. Поскольку авторы производных произведений всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Вместе с тем наличие авторского права переводчиков и авторов  других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переводы и переработки  одних и тех же произведений. Подобно отдельным составным произведениям, наличие нескольких субъектов присуще также аудиовизуальным произведениям. Это обусловлено тем, что любое аудиовизуальное произведение, будучи «синтетическим» по своей природе, аккумулирует творчество различных лиц: сценариста, композитора, режиссера-постановщика.

Одновременно создание аудиовизуального произведения требует осуществления  массы хозяйственных, технических, административных, финансовых и тому подобных действий. Их выполнение ложится на изготовителя аудиовизуального произведения, т. е. физическое или юридическое лицо (кино- и телестудию и т. п.), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении.

Вследствие этого применительно  к создателям аудиовизуальных произведений различают их авторов и изготовителей. Авторами являются:

  • режиссер-постановщик;
  • автор сценария (сценарист) и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения (композитор).

Изготовитель заключает с авторами договоры на создание аудиовизуального произведения. Если в договоре не предусмотрено иное, его заключение влечет передачу изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение данного произведения, а также на субтитрирование и дублирование его текста.

Авторы произведений, вошедших составной  частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (скажем, оператор или художник-постановщик), не считаются авторами данного произведения: каждый из них пользуется авторским правом лишь на свое собственное произведение.

Понятие авторского договора формировалось постепенно. Поскольку издательский договор был одним из наиболее распространенных авторских договоров, достаточно проследить “подходы” к его определению.

В юридической литературе 30—40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, “переуступки” автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения.2 Такое толкование основывалось на законе, ибо Основы авторского права СССР 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение “об уступке авторского права”.3

Более подробная формулировка содержалась в Постановлении  ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1928 года "Об авторском праве". В  нем издательский договор определялся  как соглашение, “в силу которого автор уступает на определенный срок исключительное право на издание произведения, облеченного в объективную форму, а издатель обязывается издать и принять все зависящие от него меры к распространению этого произведения”.4

Теория “уступки, отчуждения”  авторских прав нашла поддержку в работах более поздних лет. Так, В. А. Кабатов полагал, что автор может передавать другим лицам свое право на опубликование произведения и право на его неприкосновенность.5

Критикуя теорию “отчуждения”, “уступки”, Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц подчеркивали, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо.6

Формулировка закона, допускающая “отчуждение” авторского права, вызвала обоснованное возражение со стороны В. И. Серебровского: “Возможен  ли вообще договор об “отчуждении” авторского права, и притом “в целом”, поскольку под отчуждением обычно понимается не ограниченная какими-либо условиями и сроком передача (уступка) права, принадлежащего одному лицу, другому лицу?”.7

Э. П. Гаврилов, анализируя эти высказывания, отмечает, что  вряд ли можно судить о последовательности В. И. Серебровского в трактовке понятия издательского договора как договора об уступке на определенный срок исключительного права на издание произведения.8 Однако здесь упускается более существенное для понимания авторского договора утверждение В. И. Серебровского о том, что число видов договоров, заключаемых авторами с организациями и направленных на реализацию принадлежащих авторам авторских прав, по мере развития новых способов воспроизведения и распространения произведения имеет тенденцию к увеличению.9

Таким образом, был намечен иной подход к пониманию авторского договора — не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору авторских прав.

В 50-е годы возникла теория “разрешения”. А. И. Ваксберг считал, что  по договору автор разрешает опубликование произведения.10 По мнению М. И. Никитиной, издательства могут осуществлять издание и распространение произведения лишь с разрешения автора, а разрешение дается в форме издательского договора.11 К теории “разрешения” присоединились Б. С. Антимонов и Е. А. Флейшиц. Их позиция сводилась к тому, что передающий разрешает издательству издать произведения в том виде, в каком оно передано. Другими словами, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора — как соглашения об использовании произведения.

Информация о работе Авторский договор