Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование регулирования порядка заключения, изменения и исполнения авторского договора. Предметом исследования являются вопросы теоретического и практического порядка, характеризующие в своей совокупности правовую подотрасль гражданского права – право интеллектуальной собственности, законодательство и судебная практика, посвященные регулированию вышеуказанных договоров.
Для реализации поставленной цели в настоящей работе необходимо решение следующих задач:
а) исследование особенностей авторского договора как разновидности гражданско-правового договора;
Введение…………………………….……………………......….2
1. Авторский договор: понятие, классификация, основные элементы……………………..………………………………….4
2. Особенности заключения и существенные условия авторского договора………………………………………….15
3. Особенности изменения и расторжения авторского договора………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………...…….20
Список использованной литературы.
Как и прежнее законодательство, Закон 1993 г. содержит положение о передаче полностью или частично другим лицам прав, переданных по авторскому договору. По сути, это изменение сторон договора, которое может отразиться на его характере. Если раньше момент передачи прав полностью или частично с автором не согласовывался, а его лишь письменно уведомляли о случившемся, то теперь, согласно п. 4 ст. 31 Закона 1993 г., передача прав другим лицам возможна лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором. Из этого следует вывод, что при согласовании условий договора автор разрешает на будущее передать полностью или частично другим лицам права, которые он передал по авторскому договору. Закон 1993 г. уменьшил нормативное регулирование договорных отношений автора с организациями и другими лицами, расширив возможности волеизъявления сторон. С одной стороны, это расковывает субъектов договорных отношений, позволяет им самостоятельно решать, что для них наиболее важно в их отношениях. Но с другой стороны, такое положение таит опасность тех или иных упущений, которые потом вызовут негативные последствия.
Прекращение авторского договора путем его расторжения происходит по инициативе сторон. Организация-пользователь вправе расторгнуть договор при наличии виновного поведения автора, проявления им недобросовестности в исполнении заказанного произведения, нарушения условий договора.
Отмененные типовые
авторские договоры содержали перечень
случаев, когда организации
Закон 1993 г. вообще не содержит норм о прекращении договорных отношений. “Свобода” договора, видимо, говорит сама за себя, позволяя сторонам самим решать я этот вопрос. В любом случае могут быть использованы проверенные временем основания расторжения договора, а именно: непредставление произведения в срок, согласованный сторонами договора, а также в срок, данный для внесения исправлений и дополнений; представление произведения, не отвечающего творческой заявке (завышение объема, отступление от темы, изменение жанра и т.п.); отказ автора от доработки представленного произведения; нарушение автором обязательства не передавать произведение другим организациям для использования тем же способом; признание судом недобросовестности автора в исполнении заказанного произведения.
Право отклонения представленного произведения дано организации. Признавая произведение непригодным к использованию по соображениям, относящимся к его достоинствам, организация устанавливает творческую неудачу автора и должна выплатить ту часть гонорара, которая полагалась ему до прекращения действия договора.
Автор вправе ставить вопрос о расторжении договора с организацией, если она не использует произведения, а также не исполняет или ненадлежащим образом исполняет свои договорные обязательства.
В заключение мы хотели бы подвести основные итоги. Итак, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Гражданско-правовой
договор представляет собой
Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями, индивидуальными предпринимателями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и исполняющих произведения авторов.
2. Авторский договор признается разновидностью гражданско-правового договора. Под авторским договором понимается соглашение сторон, в силу которого автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. В этом определении подчеркивается то обстоятельство, что одной из сторон авторского договора обязательно должен быть сам автор произведения.
Вопрос о природе авторского договора - один из наиболее дискуссионных в российской юридической науке. Было выработано два основных подхода к данной проблеме, которые сформулированы в виде теорий уступки и разрешения. Приверженцы первой теории считают, что авторский договор является основанием для правопреемства в определенной части авторских прав. Согласно теории разрешения автору принадлежит неотчуждаемое авторское право, и поэтому он может только разрешать иным лицам пользоваться этим правом в определенных пределах, оставаясь при этом правообладателем.
В нормах современного авторского права заложены возможности как передачи определенной части авторских прав, в частности прав на использование произведения, так и предоставления разрешения использовать произведение третьим лицам. Таким образом, отражены положения как теории уступки, так и теории разрешения.
Об этом свидетельствует анализ ст. 30 Закона 1993 г., охватывающей случаи как отчуждения авторских прав в пользу третьего лица, так и разрешения третьему лицу использовать произведение наряду с правообладателем и другими лицами.
В п. 2 ст. 30 Закона 1993 г. прямо предусматривается возможность передачи прав по авторскому договору. Правовым результатом такой сделки является замена управомоченного лица в абсолютном имущественном правоотношении по поводу использования произведения (определенным способом, в течение определенного срока и на определенной территории).
Из п. 3 ст. 30 Закона, в котором дана характеристика договора о передаче неисключительных прав, следуют два вывода. Во-первых, выдавая разрешение на использование произведения, автор (правообладатель) не лишается права самому использовать произведение таким способом, т. е. как такового ограничения исключительных имущественных прав автора не происходит. Кроме того, за автором сохраняется возможность выдавать разрешения на использование произведения подобным способом другим лицам, помимо пользователя. Во-вторых, права автора (правообладателя) продолжают пользоваться абсолютной защитой от действий всех третьих лиц (п.2 и 3 ст.30 3акона).
Проанализированными в настоящей работе видами авторских договоров не исчерпывается все их многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведения, являющегося его предметом, так и способами его использования.
3. Одним из видов авторского договора является издательский договор. По этому договору автор передает или обязуется создать и передать издательству для издания или переиздания свое произведение, а издательство обязано в установленные сроки рассмотреть представленное произведение и при его одобрении выпустить в свет, а также выплатить автору вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе.
В издательском договоре под “использованием” произведения понимается его издание (переиздание) и распространение. По издательскому договору между автором и издательством устанавливается определенный порядок взаимных действий, обеспечивающий выпуск произведения, отвечающего самым высоким требованиям. При этом автор реализует свои личные неимущественные и имущественные авторские права.
При заключении издательского договора характер использования произведения выражается в его воспроизведении полиграфическими средствами, размножении и распространении среди читателей. По данному договору автор передает или принимает на себя обязанность в установленный срок создать и передать произведение издательству, он обязуется сотрудничать с издательством, учитывать замечания редактора и рецензентов, в случае необходимости вносить дополнения и изменения в произведение, держать корректуру. Издательство, в свою очередь, принимает на себя обязанности в установленные сроки рассмотреть произведение, оценить его, делать необходимые замечания, предоставлять автору корректуру, выпустить произведение в свет в установленный срок.
Нередко выводы, которые первоначально делаются на базе применения норм об издательском договоре, а также сложившейся практики разрешения споров, впоследствии распространяются и на другие авторские договоры.
Юридическая природа авторского и издательских договоров совпадает. Данное обстоятельство отражается на схожести их правового регулирования (заключение, изменении и расторжения) за отдельными особенностями.
В итоге, отметим, что роль авторского и его видовой разновидности - издательского договора проявляется в том, что его стороны, связанные обязательствами по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства, стремятся к достижению единой цели: к выпуску высококачественной печатной продукции, постановке актуальных кино- и телефильмов различных жанров, публичному исполнению музыкальных, драматических произведений и т. д. С помощью таких произведений решается задача удовлетворения культурных потребностей граждан, их нравственного и эстетического воспитания, повышения культурного уровня. В то же время создаваемые на основе авторского договора произведения научного и художественного творчества преумножают духовные ценности и обогащают отечественную культуру.
Нормативно-правовые акты:
Научная литература: