Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование регулирования порядка заключения, изменения и исполнения авторского договора. Предметом исследования являются вопросы теоретического и практического порядка, характеризующие в своей совокупности правовую подотрасль гражданского права – право интеллектуальной собственности, законодательство и судебная практика, посвященные регулированию вышеуказанных договоров.
Для реализации поставленной цели в настоящей работе необходимо решение следующих задач:
а) исследование особенностей авторского договора как разновидности гражданско-правового договора;
Введение…………………………….……………………......….2
1. Авторский договор: понятие, классификация, основные элементы……………………..………………………………….4
2. Особенности заключения и существенные условия авторского договора………………………………………….15
3. Особенности изменения и расторжения авторского договора………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………...…….20
Список использованной литературы.
Названными видами авторских
договоров не исчерпывается все
их многообразие, которое определяется
способами использования
Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник, с одной стороны, и пользователь произведения, с другой. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных и агентов. За малолетних (недееспособных) авторов авторские договоры подписывают их родители (опекуны). Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права (в том числе заключают авторские договоры) самостоятельно, без контроля родителей и попечителей.
Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может быть поручено ими одному из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.
Другой стороной авторского права выступает пользователь произведения, т.е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или иной аналогичной деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательства.
Своеобразный состав субъектов авторского права складывается в отношении служебных произведений. Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Закон не дает определений понятий служебных обязанностей, служебного задания и работодателя. Обычно работодателем считается юридическое или физическое лицо, состоящее с работником в трудовых (служебных) отношениях в соответствии с трудовым законодательством. Лицо, выполняющее в рамках этих отношений определенные обязанности, признается работником. Круг служебных обязанностей работника определяется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами организаций и предприятий. Служебным обычно является конкретное задание работнику, исходящее от работодателя в лице его органов и зафиксированное в документации, с которой работник был ознакомлен до создания произведения.
Права автора служебного произведения ограничены. Он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Исключителные же права на использование служебного произведения, если иное не оговорено в трудовом договоре, принадлежат работодателю. Закон предусматривает обширный перечень имущественных прав1. Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Данные правила не применяются, однако, к создаваемым в служебном порядке энциклопедиям и периодическим изданиям. Поэтому авторы служебных произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.
Права, приобретенные по авторскому договору, пользователь может переуступать другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 Закона 1993 г.).
Предметом авторского договора являются имущественные права, которые создатель произведения переуступает пользователю (ст. 30 Закона 1993 г.). Поскольку, однако, по авторскому договору передаются права на использование конкретного произведения, в теории авторского права в качестве предмета договора нередко рассматривается и само произведение, которое в точном смысле выступает, конечно, не предметом, а объектом авторского договора. Как бы то ни было, при заключении авторского договора должны быть конкретно согласованы и вопрос о видах и характере передаваемых по договору прав, и вопрос о том произведении, в отношении которого действуют эти права.
Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными (п. 2 ст. 31 Закона 1993 г.). Кроме того, предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора. В последнем случае имеются в виду права, связанные с новыми, пока еще неизвестными способами использования произведения, но которые могут появиться в дальнейшем.
Срок в авторском договоре имеет несколько значений. Прежде всего стороны свободны в определении срока, на который передаются права на использование произведения. В принципе, пользователь может приобрести авторские права на произведение на весь срок его охраны, хотя бы данный срок и не мог быть конкретно определен на момент заключения договора. Не исключается также заключение авторских договоров с неопределенным сроком. Это прямо следует из Закона 1993 г., где установлено, что при отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. В данном случае автор лишь должен письменно уведомить пользователя о своем желании расторгнуть договор за шесть месяцев до этого.
Наряду с общим сроком действия в авторском договоре обычно указываются сроки выполнения сторонами принятых обязательств. Так, в авторском договоре заказа фиксируется срок, в течение которого автор принимает на себя обязанность создать и передать пользователю заказанное ему произведение. Целесообразно определение в договоре и конкретного срока рассмотрения пользователем представленного ему произведения. Если пользователь принял на себя обязанность по использованию произведения, в авторском договоре должен быть указан конкретный срок ее выполнения. Как правило, этот срок является более, коротким по сравнению с общим сроком действия авторского договора и исчисляется с момента одобрения произведения пользователем.
Цена авторского договора представляет собой то авторское вознаграждение, которое пользователь должен уплатить автору за приобретенные по договору права на использование произведения. Закон ориентирует на то, чтобы вознаграждение определялось в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если это невозможно в связи с характером произведения или особенностями его использования, вознаграждение может быть определено в виде фиксированной в договоре суммы или иным образом (п. 3 ст. 31 Закона 1993 г.). На практике, однако, по ряду причин преобладает применение фиксированных ставок (например, цена за один авторский лист), увязанных с объемом использования произведения.
Цена авторского договора определяется по свободному усмотрению сторон. Данное правило не знает исключений и действует даже тогда, когда Правительством РФ установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.21 Указанные минимальные ставки применяются лишь тогда, когда иное не определено в договоре между автором и пользователем.
В соответствии со ст. 32 Закона 1993 г. авторские договоры должны заключаться в простой письменной форме. Чаще всего договор заключается путем составления сторонами единого документа. Обычно издательства, театры, студии и иные организации, использующие произведения, имеют разработанные с учетом требований закона стандартные бланки договоров, которые заполняются и подписываются сторонами.
Письменная форма не обязательна, однако, для договоров об использовании произведений в периодической печати. О заключении договора может свидетельствовать извещение автора редакцией о принятии рукописи к опубликованию либо сам факт опубликования произведения.
Содержание авторского договора образуют права и обязанности автора и пользователя произведения, которые корреспондируют друг другу. Поскольку Закон об авторском праве содержание авторского права практически не регламентирует, данный вопрос решается в основном по усмотрению самих сторон. Положение осложняется тем, что различные виды авторских договоров имеют несовпадающее содержание. Так, права и обязанности сторон по авторскому договору заказа существенно отличаются от прав и обязанностей сторон по договору о передаче для использования готового произведения, содержание договора об использовании произведения в неизменном виде не совпадает с содержанием договора, предполагающего переработку произведения в другой вид или жанр, и т. п. Поэтому вопрос о содержании авторского договора будет рассмотрен лишь в самом общем виде с учетом сложившейся практики.
Основные обязанности автора, как правило, сводятся к следующему. Прежде всего автор должен создать и передать пользователю произведение, которое соответствует условиям заключенного договора. Так, литературное произведение должно отвечать установленному в договоре заказа виду литературы, жанру, назначению, иметь согласованный с издательством объем и т.д.
Автор обязан лично выполнить заказанную ему работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменение состава соавторов могут производиться только с согласия заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Для выполнения работ технического характера, например сбора материала, подстрочного перевода и т.п., автор может за свой счет привлекать любых лиц, не спрашивая согласия заказчика.
Автор должен представить заказанное ему произведение в определенный договором срок. По смыслу закона и в соответствии со сложившейся практикой автор может представить произведение досрочно, если только в договоре не предусмотрено иное. Произведение должно быть передан заказчику в готовом для использования виде, в частности в комплекте все оговоренных договором элементов. Соглашением сторон может предусматриваться передача произведения по частям. Наконец, передаваемое произведение должно быть надлежащим образом оформлено, представлено в предусмотренном договором числе экземпляров и сдано компетентному представителю заказчика. Для предотвращения возможных споров сдачу-приемку произведения следует оформлять соответствующим письменным документом, например особой распиской.
Следующей обязанностью
автора является доработка произведения
по требованию заказчика. Решение о
необходимости доработки
Обязанностью автора является его участие в подготовке произведения к использованию. Содержание данной обязанности зависит от вида произведения и способа его использования. Так, согласно издательскому договору автор обязан по требованию издательства без особого вознаграждения читать (просматривать) корректуру произведения в согласованные сторонами сроки, с учетом графиков движения книжных изданий в производстве.
Наконец, в течение всего срока действия авторского договора о передаче исключительных прав автор не вправе без согласия другой стороны передавать третьим лицам указанное в договоре произведение или часть его для использования тем же способом и в установленных договором пределах. Данная обязанность возникает для автора в момент заключения договора и действует в течение всего срока договора.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по авторскому договору стороны несут ответственность, которая, будучи гражданско-правовой по своей сути, обладает специфическими особенностями. Спектр возможных мер принуждения сторон к исполнению лежащих на них обязанностей здесь значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Основные обязанности сторон авторского договора не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудительно заставить автора создать и представить пользователю произведение, равно как невозможно принудить пользователя к использованию произведения. Поэтому принуждение в данной сфере обычно ограничивается расторжением авторского договора, возвращением сторон в первоначальное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.
Установленные законом авторские
и смежные права иногда нарушаются
и нуждаются в защите. Обычно нарушители,
в качестве которых выступают как
физические, так и юридические лица, незаконно
изготавливают и распространяют экземпляры,
т. е. копии произведений и фонограмм на
различных материальных носителях. Указанные
копии именуются контрафактными экземплярами.
К их числу относятся не только копии,
сделанные в Российской Федерации, но
и экземпляры охраняемых в Российской
Федерации произведений и фонограмм, незаконно,
т. е. без согласия правообладателей, импортируемые
в Россию из страны, в которой они либо
никогда не охранялись, либо уже перестали
охраняться.
За нарушение авторских и смежных прав
установлена гражданская, уголовная и
административная ответственность. Учитывая
рост числа нарушений авторских и смежных
прав, закон устанавливает широкий круг
как способов защиты, так и органов, уполномоченных
осуществлять защиту данных прав.
В зависимости от характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать от нарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего до нарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения. Например, право на защиту возникает не только после выпуска на рынок контрафактных фонограмм, но и в случае приобретения и настройки потенциальным нарушителем оборудования, необходимого для их копирования в коммерческих целях.
Поскольку гражданская ответственность имеет компенсационный (восстановительный) характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. Учитывая объективные трудности подсчета этих убытков, закон предоставляет правообладателю по своему выбору альтернативно требовать либо возмещения убытков, включая упущенную выгоду, либо взыскания дохода, полученного нарушителем, либо выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, установленной по усмотрению суда. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может взыскать с нарушителя штраф в размере 10% от суммы, присужденной в пользу истца, с направлением его в доход соответствующего бюджета.