Договор перевозки и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить материалы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных, проанализировать определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере и рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки, регулируемых законодательством РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и виды договора перевозки грузов 6
1.1 Понятие договора транспортной экспедиции 7
1.2 Железнодорожная перевозка 15
1.3 Перевозка на внутреннем водном транспорте 17
1.4 Морская перевозка 18
1.5 Воздушная перевозка 22
2. Элементы договора перевозки грузов 24
2.1 Основания для заключения договора 24
2.2 Заключение и условия договора перевозки 25
2.3 Предмет договора перевозки 27
2.4 Содержание договора перевозки 29
2.5 Обязательства по доставке груза 30
3. Ответственность по договору перевозки грузов 32
3.1 Объем и характер ответственности по договору перевозки 34
3.2 Особые виды нарушения договора перевозки 36
Заключение 39
Список используемых источников 42

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Аккредитованного образовательного частного учреждения

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине Гражданское право

на тему «Договор перевозки и его значение»

 

 

 

Работу выполнил студент  VI курса

Группы___31Юрз1710__________

Мельников Александр Дмитриевич

Работу проверил: к.э.н.  Макаров Игорь Игоревич

 

Дата сдачи ___________________

Дата защиты __________________

Оценка _______________________

 

 

 

 

 

 

Ярославль 2013


Оглавление

Введение 3

1. Понятие и виды договора перевозки грузов 6

1.1 Понятие договора транспортной  экспедиции 7

1.2 Железнодорожная перевозка 15

1.3 Перевозка на внутреннем водном  транспорте 17

1.4 Морская перевозка 18

1.5 Воздушная перевозка 22

2. Элементы договора перевозки грузов 24

2.1 Основания для заключения договора 24

2.2 Заключение и условия договора  перевозки 25

2.3 Предмет договора перевозки 27

2.4 Содержание договора перевозки 29

2.5 Обязательства по доставке груза 30

3. Ответственность по договору перевозки грузов 32

3.1 Объем и характер ответственности  по договору перевозки 34

3.2 Особые виды нарушения договора  перевозки 36

Заключение 39

Список используемых источников 42

 

 

Введение

 

Любая отрасль Российского  права регулирует определенные правоотношения. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений, т.е. имущественных  и связанных с ними личных неимущественных  прав. Всякое правоотношение возникает  вследствие юридических фактов. В  Гражданском Кодексе в ч.1 ст.8 содержится перечень юридических фактов - как оснований возникновения, изменения  и прекращения гражданских правоотношений. В свою очередь все юридические  факты можно подразделить на правомерные  и неправомерные действия граждан  и юридических лиц, а также  события. К правомерным действиям  граждан, направленным на возникновение, изменение, прекращение гражданского правоотношения относят, к примеру, сделки, предусмотренные законом, а  также не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

Актуальность курсовой работы в том, что для Российской Федерации  с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование  договорных обязательств, применяемых  в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных  рыночных условиях. Договор - это наиболее оперативное и гибкое средство связи  между производителем и потребителем, изучения потребности и немедленного реагирования на них со стороны производства. В силу этого именно договорно-правовая форма способна обеспечить необходимый  баланс между спросом и предложением, насытить рынок теми товарами, в  которых нуждается потребитель. Эти и многие другие качества договора с неизбежностью обуславливают  усиление его роли и расширение сферы  применения по мере перехода к рыночной экономике. В связи со всем перечисленным  понятно, почему теме гражданско-правовых договоров уделяется много внимания и в гражданском кодексе, и  в юридической, и учебной литературе.

Объектом исследования данной работы является изучение и анализ авторских работ, которые в той  или иной степени освещают договор  перевозки, его виды, элементы, ответственность  сторон по договору перевозки.

Предметом курсовой работы можно рассматривать сам договор  перевозки, как одно из самых уникальных правовых средств, в рамках которого интерес каждой стороны, в принципе, может быть удовлетворён лишь посредством  удовлетворения интереса другой стороны. Это и порождает общий интерес  сторон в заключении договора и его  надлежащем исполнении. Поэтому именно договор, основанный на взаимозаинтересованности сторон, способен обеспечить такую организованность, порядок и стабильность в экономическом обороте, которых нельзя добиться с помощью самых жёстких административно-правовых средств. Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

Цель настоящей работы - изучить материалы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных, проанализировать определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере и рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки, регулируемых законодательством РФ.

Поставленная цель достигается  с помощью решения следующих  задач:

- рассмотреть понятие  договора перевозки и транспортной  экспедиции;

- дать сравнительную характеристику  видов договоров железнодорожной,  морской, воздушной и автомобильной  перевозок;

- проанализировать элементы  договора перевозки;

- изучить объем и характер  ответственности сторон по договору  перевозки.

Методологическую и теоретическую  основу исследования составляют научные  труды отечественных ученых по теории и практике правового регулирования перевозок грузов и особенностей отношений, связанных с ними, директивные и законодательно-нормативные документы.

В работе использованы диалектический метод познания, методы анализа и  синтеза, сравнения и обобщения.

Эмпирической основой  исследования являются Конституция  РФ, Гражданский Кодекс РФ, транспортные уставы и кодексы РФ, иные законы и издаваемые в соответствии с  ними правила, и др. источники.

Проблему организации  транспортных перевозок и отношений, связанных с ними, изучают следующие  отечественные авторы: Суханов Е.А., Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Садиков  О.Н., Маковский А.Л, Мейер Д.И., Киселев  Ю.В., Брагинский М.И., Витрянский В.В и др.

В своей курсовой работе я попыталась рассмотреть основные элементы договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность  за нарушения обязательств.

 

  1. Понятие и виды договора перевозки грузов

Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими  договоров.

В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или  прекращении гражданских прав или  обязанностей (т.е. двух - или многосторонняя сделка). (Ст.420 ГК РФ).

Стороны могут заключить  договор как предусмотренный, так  и не предусмотренный законом  или иными правовыми актами, но не противоречащий существующему законодательству. К договорам применяются правила  о двух - и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч.2 ст.420). К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения  об обязательствах (ст.307-419).

Ученые-правоведы в области  гражданского права обоснованно  выделяют понятие «транспортные  договоры», под которыми понимают гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере  транспортной деятельности.

Понятием «транспортные  договоры» определяется сфера применения различных договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка и т.п.

Ряд ученых, анализировавших  нормы о договоре перевозки, содержащиеся в главе 40 ГК РФ «Перевозка», приходят к выводу, что само понятие «договор перевозки» носит абстрактный характер и проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные  отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.

Одной из форм, с помощью, которой регулируются взаимоотношения  сторон в процессе организации перевозок  грузов, является договор об организации  перевозок грузов. Ранее подобные договоры применялись при взаимоотношениях грузоотправителей с транспортными  предприятиями под разными наименованиями и регулировались в транспортных уставах (например, годовой договор на автомобильном транспорте).

 

1.1 Понятие договора транспортной экспедиции

Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления  систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых  определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для  перевозки, порядок расчетов, а также  иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена  и ответственность за нарушение  предусмотренных в них обязательств.

Основная цель подобных договоров  на различных видах транспорта урегулировать  в ходе перевозочного процесса такие  взаимоотношения сторон, которые  не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключению долгосрочного договора об организации  перевозок обеспечивается четкая координация  деятельности всех участников транспортного  процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.

При перевозке грузов возникает  необходимость выполнения целого комплекса  вспомогательных операций, связанных  с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить  сами грузоотправители и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает  значительных размеров, самостоятельное  выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной. Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется  за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить  или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных  с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может  быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет  их с вверенным ему грузом (в  частности, когда экспедитором выступает  перевозчик). По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о  представительстве. Экспедитор оказывает  определенные услуги клиенту, в чем  обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако предметом  последних является совершение любых  сделок и действий, в том числе  вовсе не относящихся к транспортной деятельности.

В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг непосредственно  связанных с перевозкой груза. Поэтому  экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.

Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК РФ прямо указывается, что правила  главы 39 о возмездном оказании услуг  не распространяются на экспедиционные услуги. В то же время не исключена  возможность субсидиарного применения норм о поручении, комиссии и агентировании  к транспортной экспедиции. Ранее  такая возможность была прямо  предусмотрена ст. 105 Основ гражданского законодательства 1991 г., которая допускала  использование норм о поручении, когда экспедитор действовал от имени  клиента, и договора комиссии, когда  он действовал от собственного имени. В настоящее время ст. 801 ГК косвенно подтверждает такую возможность  путем указания на право экспедитора  заключать договор перевозки  от имени клиента или от собственного имени. Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования  как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК РФ). Таким образом, экспедицию следует  рассматривать как особую разновидность  сделки о представительстве.

Между договором перевозки  и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг  от перевозки. Зачастую обязанности  экспедитора могут быть прямо  возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки  от собственного имени, но может выступать  в качестве коммерческого представителя  иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Кроме  того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика  могут сложиться две ситуации.

В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению  к другому лицу (например, другому  перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной  перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.

К вопросам, не имеющим в  настоящее время специального нормативного разрешения, могут применяться общие  положения обязательственного права, а также упомянутые выше нормы  глав 49, 51, 52 ГК РФ.

Субъектами договора экспедиции являются клиент — сторона, которой  оказываются услуги, и экспедитор — сторона, которая оказывает  услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего  отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может  выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление  транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК РФ).

Информация о работе Договор перевозки и его значение