Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа
Цель настоящей работы - изучить материалы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных, проанализировать определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере и рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки, регулируемых законодательством РФ.
Введение 3
1. Понятие и виды договора перевозки грузов 6
1.1 Понятие договора транспортной экспедиции 7
1.2 Железнодорожная перевозка 15
1.3 Перевозка на внутреннем водном транспорте 17
1.4 Морская перевозка 18
1.5 Воздушная перевозка 22
2. Элементы договора перевозки грузов 24
2.1 Основания для заключения договора 24
2.2 Заключение и условия договора перевозки 25
2.3 Предмет договора перевозки 27
2.4 Содержание договора перевозки 29
2.5 Обязательства по доставке груза 30
3. Ответственность по договору перевозки грузов 32
3.1 Объем и характер ответственности по договору перевозки 34
3.2 Особые виды нарушения договора перевозки 36
Заключение 39
Список используемых источников 42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ
Аккредитованного
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА»
Курсовая работа
по дисциплине Гражданское право
на тему «Договор перевозки и его значение»
Работу выполнил студент VI курса
Группы___31Юрз1710__________
Мельников Александр Дмитриевич
Работу проверил: к.э.н. Макаров Игорь Игоревич
Дата сдачи ___________________
Дата защиты __________________
Оценка _______________________
Ярославль 2013
Оглавление
Введение 3
1. Понятие и виды договора перевозки грузов 6
1.1 Понятие договора транспортной экспедиции 7
1.2 Железнодорожная перевозка 15
1.3
Перевозка на внутреннем
1.4 Морская перевозка 18
1.5 Воздушная перевозка 22
2. Элементы договора перевозки грузов 24
2.1
Основания для заключения
2.2 Заключение и условия договора перевозки 25
2.3 Предмет договора перевозки 27
2.4
Содержание договора перевозки
2.5
Обязательства по доставке
3. Ответственность по договору перевозки грузов 32
3.1
Объем и характер
3.2
Особые виды нарушения
Заключение 39
Список используемых источников 42
Любая отрасль Российского
права регулирует определенные правоотношения.
В частности, гражданскому праву
свойственно регулирование
Актуальность курсовой работы
в том, что для Российской Федерации
с ее обширной территорией и развитой
транспортной сетью правовое регулирование
договорных обязательств, применяемых
в области транспортной деятельности,
имеет особое значение в современных
рыночных условиях. Договор - это наиболее
оперативное и гибкое средство связи
между производителем и потребителем,
изучения потребности и немедленного
реагирования на них со стороны производства.
В силу этого именно договорно-правовая
форма способна обеспечить необходимый
баланс между спросом и предложением,
насытить рынок теми товарами, в
которых нуждается потребитель.
Эти и многие другие качества договора
с неизбежностью обуславливают
усиление его роли и расширение сферы
применения по мере перехода к рыночной
экономике. В связи со всем перечисленным
понятно, почему теме гражданско-правовых
договоров уделяется много
Объектом исследования данной работы является изучение и анализ авторских работ, которые в той или иной степени освещают договор перевозки, его виды, элементы, ответственность сторон по договору перевозки.
Предметом курсовой работы
можно рассматривать сам
Цель настоящей работы - изучить материалы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных, проанализировать определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере и рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки, регулируемых законодательством РФ.
Поставленная цель достигается с помощью решения следующих задач:
- рассмотреть понятие
договора перевозки и
- дать сравнительную
- проанализировать элементы договора перевозки;
- изучить объем и характер
ответственности сторон по
Методологическую и
В работе использованы диалектический метод познания, методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Эмпирической основой исследования являются Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, транспортные уставы и кодексы РФ, иные законы и издаваемые в соответствии с ними правила, и др. источники.
Проблему организации транспортных перевозок и отношений, связанных с ними, изучают следующие отечественные авторы: Суханов Е.А., Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Садиков О.Н., Маковский А.Л, Мейер Д.И., Киселев Ю.В., Брагинский М.И., Витрянский В.В и др.
В своей курсовой работе я попыталась рассмотреть основные элементы договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими договоров.
В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (т.е. двух - или многосторонняя сделка). (Ст.420 ГК РФ).
Стороны могут заключить
договор как предусмотренный, так
и не предусмотренный законом
или иными правовыми актами, но
не противоречащий существующему
Ученые-правоведы в области гражданского права обоснованно выделяют понятие «транспортные договоры», под которыми понимают гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности.
Понятием «транспортные договоры» определяется сфера применения различных договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка и т.п.
Ряд ученых, анализировавших нормы о договоре перевозки, содержащиеся в главе 40 ГК РФ «Перевозка», приходят к выводу, что само понятие «договор перевозки» носит абстрактный характер и проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.
Одной из форм, с помощью,
которой регулируются взаимоотношения
сторон в процессе организации перевозок
грузов, является договор об организации
перевозок грузов. Ранее подобные
договоры применялись при
Статья 798 ГК РФ предусматривает,
что перевозчики и
Основная цель подобных договоров на различных видах транспорта урегулировать в ходе перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключению долгосрочного договора об организации перевозок обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя.
При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной. Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том, чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать иные сопутствующие этому услуги.
Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности.
В отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг непосредственно связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.
Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК РФ
прямо указывается, что правила
главы 39 о возмездном оказании услуг
не распространяются на экспедиционные
услуги. В то же время не исключена
возможность субсидиарного
Между договором перевозки и экспедиции также существует внутренняя связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В этом случае перевозчик не вправе заключать договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК РФ). Кроме того, при использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две ситуации.
В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции применяются без каких-либо изъятий. В другой — перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке. В последнем случае экспедиция накладывается на перевозку, имея одинаковый субъектный состав в двух обязательствах. Это сказывается на ответственности сторон, сроках давности и других условиях исполнения обоих договоров.
К вопросам, не имеющим в настоящее время специального нормативного разрешения, могут применяться общие положения обязательственного права, а также упомянутые выше нормы глав 49, 51, 52 ГК РФ.
Субъектами договора экспедиции являются клиент — сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор — сторона, которая оказывает услуги клиенту. Клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг. В качестве экспедитора может выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции. При этом экспедитор не слагает с себя ответственности за исполнение договора третьим лицом, на которое возложено исполнение (ст. 403, 805 ГК РФ).