Договор перевозки и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить материалы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных, проанализировать определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере и рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки, регулируемых законодательством РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и виды договора перевозки грузов 6
1.1 Понятие договора транспортной экспедиции 7
1.2 Железнодорожная перевозка 15
1.3 Перевозка на внутреннем водном транспорте 17
1.4 Морская перевозка 18
1.5 Воздушная перевозка 22
2. Элементы договора перевозки грузов 24
2.1 Основания для заключения договора 24
2.2 Заключение и условия договора перевозки 25
2.3 Предмет договора перевозки 27
2.4 Содержание договора перевозки 29
2.5 Обязательства по доставке груза 30
3. Ответственность по договору перевозки грузов 32
3.1 Объем и характер ответственности по договору перевозки 34
3.2 Особые виды нарушения договора перевозки 36
Заключение 39
Список используемых источников 42

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

1.4 Морская перевозка

Перевозки морским транспортом  классифицируются на: а) внутренние перевозки  между портами одного моря (в малом  каботаже); б) внутренние перевозки  между портами разных морей (в  большом каботаже); в) перевозки в  заграничном сообщении. Выделяются также местные перевозки (в пределах порта и его акватории).

Морская перевозка традиционно  регулируется диспозитивными нормами, а потому договор приобретает  здесь особое значение. Перевозчиком обычно является пароходство (иногда порт). Договор морской перевозки грузов может быть заключен: а) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (трюмов) и б) без такого условия. В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер, в силу которого одна сторона (фрахтовщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК). Во втором случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при  перевозках значительных партий или  массовых грузов, а коносамент —  при небольших по объему перевозках. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна  и выдается отправителю. Он является строго формальной ценной бумагой, распоряжение которой означает передачу товара. В этом отличие коносамента от накладной: он не просто сопровождает груз, а является товарораспорядительным документом. Коносамент как ценная бумага может быть именным, ордерным и предъявительским. Реквизиты коносамента  делятся на обязательные (они перечислены  в законе) и факультативные, которые  включаются по соглашению сторон. К  числу обязательных ст. 124 КТМ относит: а) наименование судна, если груз принят к перевозке; б) наименование перевозчика; в) место приема или погрузки груза; г) наименование отправителя; д) место  назначения груза, а при наличии  чартера место назначения или  направления судна; е) наименование получателя в именном коносаменте  или лица, по приказу которого коносамент выдан (ордерный коносамент), или указание на предъявительский характер коносамента; ж) наименование и характеристика груза; з) размер вознаграждения перевозчика (фрахта); и) время и место выдачи коносамента; к) число экземпляров  коносамента и л) подпись капитана. Документ, не содержащий хотя бы одного из названных условий, не считается коносаментом. Коносамент обычно составляется в двух экземплярах, один из которых остается у перевозчика и следует с грузом, а другой выдается отправителю и служит основанием для получения груза, а также платежей по договору с его получателем. По желанию отправителя ему может быть выдано несколько экземпляров коносамента тождественного содержания с отметкой об их количестве. После выдачи груза по одному из них остальные теряют силу.

Заключение договора морской  перевозки тесно связано с  выбором стандартных (базисных) условий  договоров купли-продажи, в которых  установлены способ и место доставки, распределены обязанности по уплате провозной платы, страховых премий, а также распределены риски, связанные  с товаром. Они собраны в специальных  международных правилах толкования торговых терминов (Инкотермс).

Чартер — консенсуальная разновидность договора перевозки. Поскольку его заключение не свидетельствует  о приеме груза к перевозке  и не дает возможности распорядиться  им, при чартерных перевозках может  быть выписан и коносамент. В этом случае отношения между фрахтовщиком и фрахтователем определяются чартером, а между перевозчиком (фрахтовщиком) и получателем — коносаментом, если в нем нет иной оговорки со ссылкой на чартер.

От чартера отличается договор фрахтования судна на время — тайм-чартер. Он применяется  как при перевозках грузов и пассажиров, так и для достижения иных целей (проведения научных экспедиций, эксплуатации морских богатств, проведения экскурсий  и прогулок и др.), о чем прямо  указано в ст. 178 КТМ. По своей природе  тайм-чартер является договором аренды транспортных средств, который был  охарактеризован выше.

Провозная плата (фрахт) определяется по соглашению сторон договора морской  перевозки, а в некоторых случаях  — по тарифу. В тех случаях, когда  допускается перевод платежей на получателя (ст. 154 КТМ), груз выдастся последнему при условии представления им документа о перечислении соответствующих сумм.

Сроки доставки грузов устанавливаются  в нормативном порядке и по соглашению сторон. Если они не определены, перевозчик считается выполнившим  свою обязанность в отношении  срока при условии, что после  погрузки судно сразу же вышло  в рейс и двигалось с обычной  для него скоростью, обычным путем, которым пользуются торговые суда при  аналогичных перевозках. Отклонения в пути (девиация) в целях спасания на море человеческих жизней, судов  и грузов, а равно иное разумное отклонение, если оно не вызвано  неправильными действиями перевозчика, не считаются нарушением договора (ст. 150 КТМ).

По прибытии груза в  порт назначения пароходство (порт) обязано  послать извещение (нотис) получателю не позднее 12 часов следующего дня, хотя бы груз прибыл и ранее истечения  срока доставки. При нарушении  этой обязанности пароходство лишается права на взимание платы за хранение груза в течение просроченных дней. В случае невозможности вручить  извещение получателю перевозчик извещает об этом отправителя.

Грузополучатель обязан в  установленные сроки принять  и вывезти прибывший в его  адрес груз. В случае неявки получателя или его отказа от принятия груза  последний сдается капитаном  судна для хранения на склад или  в иное надежное место и (за исключением  скоропортящихся грузов) хранится в  течение двух месяцев со дня прихода  судна в порт выгрузки. При неуплате отправителем всех причитающихся перевозчику  сумм по данной перевозке груз реализуется  в установленном порядке (ст. 157 КТМ).

КТМ, в изъятие из общего правила о недопустимости одностороннего отказа от исполнения договора, перечисляет  условия, при которых договор  перевозки может быть расторгнут одной стороной с уплатой или  даже без уплаты вознаграждения другой стороне (ст. 143—145 КТМ). При определенных обстоятельствах договор перевозки вообще прекращается без отказа сторон и без обязанности выплаты вознаграждения друг другу (ст. 147 КТМ).

1.5 Воздушная перевозка

Воздушный кодекс разграничивает воздушную внутреннюю перевозку, когда  все пункты посадок расположены  на территории России, и воздушную  международную перевозку, при которой  хотя бы один из пунктов посадки  находится на территории другого  государства (ст. 101 ВК). Кроме того, выделяются местные, прямые и воздушные транзитные перевозки.

В законодательстве о воздушной  перевозке выделяются фигуры авиационных  предприятий, эксплуатантов и перевозчиков (ст. 61, 100 ВК). Авиационное предприятие — это юридическое лицо, которое может осуществлять любые виды деятельности, связанные с воздушной перевозкой или выполнением авиационных работ на основании лицензии. Эксплуатант — физическое или юридическое лицо, имеющее право собственности или иной законный титул (договор аренды и пр.) на воздушное судно и использующее его для полетов. Эксплуатант должен обладать особым сертификатом для совершения полетов. Наконец, перевозчик — это эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки на основании соответствующих договоров.

Договор оформляется грузовой (почтовой) накладной, которая составляется отправителем. Он отвечает за правильность и полноту сведений, представленных перевозчику в накладной. Наряду с обычной воздушной перевозкой активно используется также договор  воздушного чартера, при котором  фрахтовщик предоставляет фрахтователю одно или несколько воздушных  судов (их частей) для воздушной перевозки  груза или пассажиров и багажа на один или несколько рейсов (ст. 104 ВК). Природа такого договора аналогична морскому чартеру и определяется ст. 787 ГК.

Провозная плата рассчитывается по тарифам или по соглашению сторон в порядке, установленном ст. 790 ГК. Она взимается за расстояние по кратчайшему  маршруту перевозки в соответствии с действующим расписанием либо за расстояние, определенное договором. Срок доставки груза определяется договором  перевозки и правилами воздушных  перевозок (расписанием движения самолетов). Отправитель вправе получить обратно  сданный к воздушной перевозке  груз, изменить в накладной получателя до выдачи груза управомоченному лицу, а также распорядиться невостребованным грузом. В случае перерыва или прекращения полетов перевозчик обязан поставить об этом в известность грузоотправителя и грузополучателя. Перевозчик обязан информировать получателя о времени отправки груза, о его прибытии в аэропорт назначения или о месте его нахождения, если срок доставки истек.

Груз обычно выдается получателю на складе аэропорта назначения. Грузополучатель  вправе отказаться от приемки поврежденного  или испорченного груза, если будет  установлено, что качество груза  изменилось настолько, что исключается  возможность его полного или  частичного использования в соответствии с первоначальным назначением. Если получатель не востребовал груз в  срок, установленный правилами перевозок  или договором, либо отказался от его приемки, перевозчик должен уведомить  отправителя. При этом он оставляет  груз у себя за счет средств отправителя  и на его риск. Груз, не полученный в течение установленных правилами  и договором перевозки сроков хранения, считается невостребованным и подлежит реализации.

 

 

2. Элементы  договора перевозки грузов

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий  перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера  перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании  перевозочных средств, отвечающем запросам рынка. В период, когда в регулировании  экономики преобладали административные начала, подавляющая часть перевозок  планировалась в централизованном порядке. Именно поэтому во все транспортные уставы и кодексы включались разделы  о планировании перевозок. В настоящее  же время планирование перевозок, как  правило, носит технико-экономический, а не административно-правовой характер.

2.1 Основания  для заключения договора

По общему правилу, закрепленному  в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании  договора перевозки. Заключение договора перевозки груза требует наличия  организационных предпосылок. Они  воплощаются во встречных действиях  сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные  транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК). Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут  приобретать правовые формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; 6) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта; в) административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.

При системе заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику  сведения о своих потребностях в  осуществлении перевозок. На железнодорожном  и речном транспорте особо выделяются декадные заявки (ст. 28 УЖД и ст. 61 УВВТ). Подача заявки обеспечивает завязку  процесса транспортировки груза, но не считается офертой в договоре перевозки.

2.2 Заключение  и условия договора перевозки

Договор об организации перевозок  заключается в порядке, установленном  ст. 798 ГК. Такая форма взаимоотношений  между перевозчиком и грузовладельцем  применяется при систематических  перевозках грузов на долгосрочной основе. Суть этого договора в том, что  перевозчик обязуется в установленные  сроки принимать, а грузовладелец  — предъявлять к перевозке  грузы в обусловленном объеме. По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Договоры об организации перевозок  получили разное наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор  — на автомобильном транспорте, навигационный — на внутреннем водном и др.). Существенными условиями  договора считаются объемы и сроки  предоставления транспортных средств  и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение действий, указанных  в ст. 791 ГК, происходит в порядке, установленном транспортным законодательством. Перевозчик обязан подать транспортные средства в количестве, согласованном  с грузоотправителем, в обусловленный  срок и в определенном месте. В  установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем  количестве, чем указано в заявке (в порядке сгущения). Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном  порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъездных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорта. Так, на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на подъездные пути определяется договором на эксплуатацию подъездных путей или договором на подачу и уборку вагонов с учетом размеров среднесуточной погрузки или выгрузки. Подача вагонов под погрузку средствами грузоотправителя на пути общего пользования производится по предварительным уведомлениям или через определенные интервалы времени. Первоначально установленное время подачи перевозочных средств может быть изменено по соглашению сторон. Место подачи транспортных средств зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. На воздушном транспорте, например, им будет место нахождения аэродрома (аэропорта) или специально оборудованной взлетно-посадочной площадки. На автомобильном транспорте, технические возможности которого позволяют подавать перевозочные средства непосредственно к складам клиентуры, местом их подачи обычно является склад грузоотправителя или иной пункт, указанный в заказе (договоре). При перевозках железнодорожным и водным транспортом перевозочные средства подаются на станции (пристани, причалы), в порты, как общего пользования, так и принадлежащие отправителям.

Информация о работе Договор перевозки и его значение