Договор перевозки и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить материалы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных, проанализировать определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере и рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки, регулируемых законодательством РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и виды договора перевозки грузов 6
1.1 Понятие договора транспортной экспедиции 7
1.2 Железнодорожная перевозка 15
1.3 Перевозка на внутреннем водном транспорте 17
1.4 Морская перевозка 18
1.5 Воздушная перевозка 22
2. Элементы договора перевозки грузов 24
2.1 Основания для заключения договора 24
2.2 Заключение и условия договора перевозки 25
2.3 Предмет договора перевозки 27
2.4 Содержание договора перевозки 29
2.5 Обязательства по доставке груза 30
3. Ответственность по договору перевозки грузов 32
3.1 Объем и характер ответственности по договору перевозки 34
3.2 Особые виды нарушения договора перевозки 36
Заключение 39
Список используемых источников 42

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные  транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Исправность и пригодность  перевозочных средств должна быть технико-коммерческой и обеспечивать сохранность груза  в процессе транспортировки. Транспортное средство подается очищенным от остатков груза и мусора или промытым и  продезинфицированным и т.п. При  этом отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза. Для морской перевозки  большое значение имеет мореходность судна, также охватывающая и техническую (пригодность судна к плаванию вообще), и коммерческую его характеристику (пригодность для перевозки определенного груза при конкретных условиях).

Для заключения договора применяется  система единого документа, предусмотренная  п. 2 ст. 785 ПС Заполнение и выдача такого документа имеет важное доказательственное значение. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются: а) система накладной, применяемой  практически на всех видах транспорта; б) система коносамента и в) система  чартера, применяемые обычно на морском  транспорте. В ряде случаев системы  могут комбинироваться.

Субъектами обязательства  являются, прежде всего, перевозчик и  грузоотправитель. Отправителями грузов могут быть любые субъекты гражданского права. Напротив, перевозчиком может  быть лишь коммерческая организация  или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании  лицензии. Не являются перевозчиками  те лица, которые хотя и имеют  лицензию на транспортную деятельность, но осуществляют перемещение грузов для собственных нужд.

2.3 Предмет  договора перевозки

Предмет договора перевозки  — услуги по доставке вверенных  перевозчику материальных ценностей (грузов) в пункт назначения. Эти  услуги включают в себя не только собственно транспортировку грузов, но и иные действия, в частности, хранение, выдачу груза получателю, нередко погрузку и выгрузку. Каждое из этих действий, взятое в отдельности, напоминает предмет  других гражданско-правовых договоров. Так, оказание услуг по транспортировке  груза, а также выполнение погрузочно-разгрузочных работ сближает договор перевозки  с договорами подряда и возмездного оказания услуг. Поскольку перевозочные средства в период погрузки фактически используются в интересах клиентуры, наблюдается сходство перевозки с договором аренды. Обязанность перевозчика обеспечить хранение груза свидетельствует о наличии элементов, характерных для хранения. Выдача транспортной организацией груза получателю по указанию отправителя напоминает действие поверенного (агента) по договору поручения (агентирования). Однако и погрузка, и выгрузка груза, и его хранение и выдача лишь сопутствуют цели договора перевозки. Юридическая же природа любого договора определяется его основной целью, а не сопутствующими ему моментами. Такая цель в договоре перевозки — транспортировка и доставка грузов в пункты назначения. Выполнение всех названных действий — лишь условие надлежащего исполнения этой обязанности транспортной организацией. Именно она и обусловливает выделение договора перевозки в системе обязательств в качестве самостоятельного.

Срок в обязательстве  перевозки — это промежуток времени, в течение которого груз должен быть доставлен в пункт назначения. В соответствии со ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить груз в пункт  назначения в сроки, определенные транспортным законодательством, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В ряде случаев в автомобильных  и морских перевозках сроки доставки определяются соглашением сторон, а  при его отсутствии — обычно принятыми  сроками (ст. 149 КТМ). При прямых смешанных  перевозках сроки доставки определяются по совокупности сроков, исчисляемых  на основании правил, действующих  на соответствующих видах транспорта. Срок доставки соблюден, если в пункте назначения груз выгружен средствами перевозчика или вагоны (суда) поданы под разгрузку средствами получателя до истечения установленного (согласованного) срока доставки. При этом учитываются  и особые обстоятельства, вызвавшие  задержку в доставке грузов. Не считается, например, просрочкой в доставке задержка грузов, следовавших в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении и оставшихся в портах или на пристанях после закрытия навигации.

2.4 Содержание  договора перевозки

Содержание договора перевозки  груза составляют права и обязанности  сторон. Погрузка и выгрузка груза  осуществляются транспортной организацией или отправителем (получателем) в  порядке, предусмотренном договором, с соблюдением правил транспортного  законодательства (п. 2 ст. 791 ГК).

Обязанности по погрузке и  выгрузке распределяются между участниками  обязательства перевозки в зависимости  от места погрузки. Транспортные организации  самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего доступа. В иных местах (склады, причалы и  др.) погрузочно-разгрузочные работы выполняются  соответственно отправителем и получателем  за их счет. Транспортная организация  может принять на себя выполнение этих работ по особым соглашениям  с клиентурой. Необходимые для  погрузки и выгрузки вспомогательные  материалы или специальные приспособления предоставляются грузоотправителем, если иное не установлено правилами  перевозок или соглашением сторон. Транспортная организация обычно не отвечает за несохранность груза, если его утрата (повреждение, порча) произошла вследствие обстоятельств, связанных с действиями отправителя по погрузке. Лишь при морских перевозках за правильное размещение, крепление и сепарацию грузов на судне во всех случаях отвечает перевозчик.

Погрузка и выгрузка, осуществляемые силами и средствами отправителя (получателя) груза, должны производиться в срок, предусмотренный договором, если такие  сроки не установлены транспортными  уставами, кодексами и издаваемыми  в соответствии с ними правилами (п. 3 ст. 791 ГК). В большей части  действующих транспортных актов  и правил установлены нормативные  сроки выгрузки. На морском транспорте продолжительность сроков погрузки и выгрузки, именуемых сталийным временем (стадией), определяется соглашением сторон, а еще чаще — сроками, принятыми в соответствующих портах (ст. 134 КТМ). Стороны могут установить дополнительный срок ожидания судна под грузовыми операциями — контрсталийное время (контрсталию) За простой судна в течение этого срока устанавливается и особая плата — демерредж. Если грузовые операции не будут закончены и в контрсталийное время, перевозчик может отправить судно в плавание, хотя бы погрузка судна и не была завершена. При этом он сохраняет право на полное вознаграждение (ст. 136 КТМ).

Если погрузка или выгрузка не закончены в установленные  сроки, наступает простой перевозочных средств, за который с отправителя  или получателя взыскивается штраф. При досрочной погрузке (выгрузке), напротив, грузоотправителю (грузополучателю) выплачивается премия (при морских  перевозках — диспач). В целях  предупреждения доступа к грузу  и обеспечения его сохранности  в процессе перевозки обособленные помещения и емкости (трюмы, крытые вагоны, цистерны и др.) должны быть опломбированы.

2.5 Обязательства  по доставке груза

Доставка груза — основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока  доставки, но и обеспечения сохранности  перевозимого груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента  принятия его к перевозке и  до выдачи получателю. Он обязан принимать  все возможные и зависящие  от него меры по обеспечению сохранности  груза. После принятия к перевозке  груз хранится в пункте отправления, а также в период транспортировки  бесплатно. Плата за хранение взыскивается, если груз сдается ранее срока  приема его к перевозке. После  прибытия груза в пункт назначения он хранится бесплатно в течение  времени, установленного правилами  или соглашением сторон, а затем  за плату.

При перевозках грузов в  прямом смешанном сообщении перевозчик также обязан передать груз на другой вид транспорта (перевалка). Порядок  передачи груза, выполнения погрузочно-разгрузочных операций и другие условия работы в таком случае определяются договорами транспортных организаций (узловыми соглашениями и пр.).

Грузополучатель обязан принять (вывезти) груз в установленные сроки. При нарушении этого условия  он должен внести плату за хранение груза, которая может быть увеличена  в несколько раз при наличии  его вины (ст. 52 УЖД, ст. 98 УВВТ, ст. 158 КТМ). Кроме того, просрочка кредитора-получателя в этом случае снимает с перевозчика  ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной  приемкой. По истечении установленных  сроков хранения груз как невостребованный подлежит реализации в установленном  порядке. Реализации подлежат и бездокументарные грузы, т.е. грузы, прибывшие без сопроводительных документов.

Опираясь на вышесказанное  можно сделать следующие выводы:

  1. доставка груза – это основная обязанность перевозчика;
  2. для заключения договора применяется система единого документа;
  3. субъектами договорных обязательств являются перевозчик и грузоотправитель;
  4. по договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Договор перевозки предполагает, что перевозчик будет отвечать за сохранность груза и своевременность его доставки, а отправитель - за своевременность оплаты.

Этот вопрос рассмотрен в  главе 3-ей «Ответственность сторон по договору перевозки».

 

3. Ответственность  по договору перевозки грузов

Имущественная ответственность  участников обязательства по перевозке  грузов строится на общих принципах  ответственности в гражданском  праве (гл. 25 ГК). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим ГК, транспортными  уставами и кодексами, а также  соглашением сторон. Вместе с тем  ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной  ответственности за нарушение обязательств. Прежде всего, она относится к  случаям ограниченной ответственности, сужающей право на полное возмещение убытков по сравнению с общим  порядком. Ограничения могут распространяться на упущенную выгоду и даже на часть  реального ущерба. Кроме того, такая  ответственность в значительной мере является односторонне-нормативной: соглашения перевозчиков с грузовладельцами (отправителями и получателями) об ограничении или устранении установленной  законом ответственности перевозчика  недействительны, за исключением случаев, когда такие соглашения допускаются  транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК). Следовательно, по соглашению сторон уровень ответственности  перевозчика, а также иных субъектов  грузоперевозочного обязательства может быть повышен. В транспортных уставах и кодексах принципы ответственности были сформулированы более жестко: недействительными признавались всякие соглашения перевозчиков с клиентурой, которые изменяли (понижали или повышали) или вообще устраняли ответственность какой-либо стороны обязательства (ст. 143 УЖД, ст. 179 УВВТ, ст. 160 КТМ, ст. 126 УАТ). Таким образом, ответственности за нарушение обязательств по перевозке ныне свойственны: а) ограничение права на взыскание части убытков; б) запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика; в) возможность определения ее размера и пределов по соглашению сторон в установленных случаях.

Особенностью ответственности  за нарушение обязательств по перевозке  грузов является также то, что она  может наступать не только за нарушение  уже заключенного договора перевозки, но и за не совершение действий, связанных  с организацией перевозок. Такова ответственность  перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование (ст. 794 ГК). Она может вытекать как  из договорного основания (принятой заявки, договора об организации перевозок, чартера), так и из иных оснований, предшествующих договору перевозки (административный акт при поставках по государственному контракту). По своей природе такая  ответственность является гражданско-правовой. Ее отличает формальный характер: п. 2 ст. 794 устанавливает примерный перечень обстоятельств, при наступлении  которых перевозчик или отправитель  освобождаются от ответственности  за неподачу транспортных средств и  их неиспользование (непредъявление груза к перевозке). К их числу относятся: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).

Перечень этих обстоятельств  в ГК, уставах и кодексах рассматривается  как исчерпывающий. Все иные, не попавшие в него обстоятельства, хотя бы их наступление  и не зависело от сторон, не освобождают  отправителя и перевозчика от ответственности за несовершсние действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах предпринимательского риска.

Ответственность по договору перевозки основана на несколько  иных условиях. Прежде всего, это касается ответственности перевозчика за несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки или в иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза — несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о не сохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы и др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Одним из признаков ответственности  в обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во многих случаях ответственность  исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию  в случаях и пределах, установленных  ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон (например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).

3.1 Объем  и характер ответственности по  договору перевозки

Объем и характер ответственности  зависят от содержания нарушенной обязанности. Ответственность за неподачу транспортных средств или за их неиспользование  в действующих уставах и кодексах исторически рассматривалась как  ответственность за невыполнение плана  перевозок и имела характер исключительной неустойки (ст. 144 УЖД, ст. 180 УВВТ, ст. 127 УАТ, ст. 109 КТМ и др.). Санкции, предусмотренные  в них, взыскиваются либо в твердо установленном размере за учетную единицу, либо в процентном отношении к провозной плате. В настоящее время в соответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по соглашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устранение ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и уставах могут быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с организацией перевозочного процесса, применяемых к отправителям и получателям. Так, ст. 21 Закона РФ “О федеральном железнодорожном транспорте”, помимо штрафов за невыполнение плана перевозок, упоминает штрафы: а) за использование без разрешения вагонов и контейнеров; б) задержку (простой) вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой; в) нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт, повлекшее задержку вагонов и контейнеров; г) перегруз вагонов, контейнеров сверх грузоподъемности; д) не очистку подвижного состава после выгрузки; с) повреждение или утрату подвижного состава; ж) предъявление груза, запрещенного к перевозке.

Информация о работе Договор перевозки и его значение