Договор перевозки и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить материалы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных, проанализировать определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере и рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки, регулируемых законодательством РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и виды договора перевозки грузов 6
1.1 Понятие договора транспортной экспедиции 7
1.2 Железнодорожная перевозка 15
1.3 Перевозка на внутреннем водном транспорте 17
1.4 Морская перевозка 18
1.5 Воздушная перевозка 22
2. Элементы договора перевозки грузов 24
2.1 Основания для заключения договора 24
2.2 Заключение и условия договора перевозки 25
2.3 Предмет договора перевозки 27
2.4 Содержание договора перевозки 29
2.5 Обязательства по доставке груза 30
3. Ответственность по договору перевозки грузов 32
3.1 Объем и характер ответственности по договору перевозки 34
3.2 Особые виды нарушения договора перевозки 36
Заключение 39
Список используемых источников 42

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные  с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они  делятся на основные (по организации  перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые  могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя (“от склада до склада”). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные.

Форма договора транспортной экспедиции—простая письменная (ст. 802 ГК РФ). Стандартный набор экспедиционных услуг может оказываться на основании  договора присоединения (ст. 428 ГК РФ). Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей (в частности, в  том случае, когда экспедитор действует  от имени клиента).

Срок, на который заключается  договор экспедиции, определяется характером взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений, требующих однократного совершения каких-либо операций (например, отправки или получения партии груза), заключаются  разовые договоры экспедиции. Отношения  сторон в этом случае могут оформляться  путем подачи клиентом заявки и принятия ее к исполнению экспедитором. При  наличии постоянной потребности  в транспортно-экспедиционном обслуживании заключаются длительные договоры.

Цену договора транспортной экспедиции составляет вознаграждение экспедитора. Оно определяется по соглашению сторон. В ряде случаев могут использоваться установленные экспедитором тарифы и таксы, т. е. система ставок за выполнение тех или иных операций. Вознаграждение, уплачиваемое экспедитору, следует  отличать от компенсации расходов, понесенных последним при осуществлении  своей деятельности (по внесению провозной  платы, платы за разгрузку и выгрузку груза, по уплате пошлин за хранение груза  и пр.).

Содержание договора экспедиции образуют права и обязанности  его сторон. Содержание и объем  обязанностей экспедитора зависят  от потребностей клиента. Как отмечалось, можно выделить выполняемые им основные обязанности (операции, услуги), имеющие  общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора.

Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью  договора. Они включают следующие  операции:

- организация перевозки  груза определенным видом транспорта  и по маршрут выбранному клиентом  или экспедитором;

- заключение договора  перевозки груза от своего  имени или от имени клиента;

- обеспечение отправки  груза и его получения в  согласованном месте;

- осуществление иных операций, непосредственно связанных с  перевозкой (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

При этом экспедитор может  выполнять не только собственно экспедиционные функции, но и обязанности перевозчика. В последнем случае на его отношения  с клиентом распространяются правила  о перевозке, включая размер ответственности, сокращенный срок исковой давности и др.

В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут быть упомянуты:

- получение требующихся  для экспорта и импорта документов (сертификатов, санитарных свидетельств  и иных разрешений и др.);

- выполнение таможенных  и иных формальностей (оформление  грузовых таможенных деклараций  и пр.);

- проверка количества  и состояния груза;

- погрузка и выгрузка  груза силами экспедитора;

- сопровождение груза  в пути;

- уплата пошлин, сборов  и иных расходов, возлагаемых  на клиента;

- хранение груза в пункте  назначения;

- выполнение иных операций  и услуг, предусмотренных договором.

Перечень дополнительных операций, которые могут осуществляться экспедитором, не является исчерпывающим. Причем к числу подобных услуг  могут относиться и действия, формально  не связанные с перевозкой, но относящиеся  к ней в контексте особых договоренностей  между клиентом и экспедитором (например, подготовка контракта с перевозчиком и т. п.).

В конкретных договорах экспедиции круг основных и дополнительных обязанностей экспедитора может быть различным. Типичными, однако, являются следующие  операции:

- представление перевозчику  заявок клиента;

- проверка правильности  заполнения клиентом транспортных  документов, получение разрешения  на завоз груза к отправлению;

- приемка груза на складе  клиента, доставка и сдача его  транспортным организациям;

- оплата за клиента  провозных платежей;

- заключение договоров  перевозки;

- уведомление клиента  о прибытии груза;

- раскредитование перевозочных документов на прибывший груз;

- приемка груза на станциях (пристанях, портах) и их доставка  клиенту;

- участие в составлении  коммерческих актов при не сохранности груза.

Кроме того, при транспортной экспедиции внешнеторговых грузов экспедитор обычно принимает на себя обязанности  по оформлению договоров страхования  груза, оплачивает таможенные и иные пошлины и сборы, оформляет грузовую таможенную декларацию, осуществляет хранение груза и др.

Прекращение договора экспедиции осуществляется по общим правилам путем  его надлежащего исполнения и  в иных случаях, установленных законом. Особенностью данного договора, как  и иных договоров о представительстве, является возможность одностороннего отказа от его исполнения. Любая  из его сторон вправе сделать это, предупредив об этом своего контрагента  в разумный срок. Такой срок может быть установлен и в самом договоре экспедиции. Неблагоприятным последствием одностороннего отказа является возмещение отказавшейся от договора стороной другой стороне убытков, вызванных его расторжением (ст. 806 ГК РФ).

По договору перевозки  транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный  ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 373 ГК РФ). Договор перевозки грузов - один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон.

Таким образом, договор перевозки  грузов плановый. И перевозчик, и  грузоотправитель имеют права и  несут обязанности, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным  с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком. Договор заключается между перевозчиком и грузоотправителем.

Однако в договоре перевозки  груза участвует третье лицо, которое  в результате него приобретает права  и обязанности. Это лицо называется получателем. В договоре перевозки  третье лицо имеет не только права, но и несет обязанности: принять  груз, требовать составления актов, своевременно вывезти груз, хотя к  заключению договора перевозки третье лицо - грузополучатель - никакого отношения  не имеет. Его обязанности вытекают из его взаимоотношений с грузоотправителем (как правило, с поставщиком).

Виды договора перевозки  зависят от вида транспорта, осуществляющего  перевозки.

Различают железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные  перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия  и др. Каждый вид перевозки регулируется специальными нормативными актами. Классификация  договоров производится тактике  в зависимости от числа транспортных предприятий, участвующих в перевозке. Различают местные, прямые и прямые смешанные перевозки. Местными называют перевозки, в которых принимает  участие одно транспортное предприятие.

1.2 Железнодорожная перевозка

 

Будучи естественной монополией, железная дорога остается единственным видом транспорта, состоящим в  федеральной государственной собственности. Железные дороги выступают в качестве государственных унитарных предприятий (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном  транспорте). Управление ими осуществляется исполнительными федеральными органами (прежде всего Министерством путей  сообщения России) в централизованном порядке, но с использованием рыночных принципов (ст. 11 указанного Закона). Это  определяет специфику договора перевозки  грузов железнодорожным транспортом.

Договор оформляется накладной, которая является основным перевозочным документом. Она сопровождает груз на всем пути его следования и на станции назначения выдается грузополучателю  вместе с грузом (отсюда ее название — грузосопроводительный документ). Юридическое значение накладной в том, что: а) она является обязательной письменной формой договора, б) доказывает факт заключения договора и воплощает его содержание; в) легитимирует лицо на предъявление претензий и исков к транспортной организации, вытекающих из ненадлежащего исполнения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, который отвечает за все последствия неправильности, неточности или неполноты указанных в ней сведений. Дорога имеет право, но не обязана проверять достоверность этих сведений (ст. 39 УЖД).

Договор считается заключенным  с момента, когда груз сдан к перевозке  вместе с накладной. Перевозчик совершает  на накладной соответствующую отметку, а в удостоверение приема груза  к перевозке выдает отправителю  грузовую квитанцию. Последняя имеет  доказательственное значение в отношении  факта заключения договора перевозки  и служит основанием для предъявления требования к железной дороге в случае утраты груза и накладной. К числу  иных перевозочных документов также  относятся дорожная ведомость, вагонный лист, передаточная ведомость при  перевозках прямым смешанным сообщением. Все они являются документами  первичного учета и имеют доказательственное значение.

Тарифы на грузовые перевозки  устанавливаются на основе государственной  бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Законом о  естественных монополиях в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 10 Закона о федеральном  железнодорожном транспорте). Дополнительные работы и услуги, железных дорог  могут оплачиваться по договорным ценам. Все причитающиеся железной дороге платежи за перевозку груза вносятся грузоотправителем на станции отправления. Нарушение этой обязанности влечет взыскание с него штрафа в размере, определенном УЖД, а отправление  груза до внесения платежей может  быть задержано. Кроме того, дорога вообще освобождается от ответственности  за неподачу транспортных средств до момента внесения отправителем платежей за предыдущую перевозку. За сверхнормативное хранение взыскивается пеня. Окончательные расчеты за перевозку груза осуществляются с получателем, если иное не установлено договором.

Железная дорога обязана  доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который  зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий. Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью (ст. 40 УЖД), а также перевозки пассажирскими  поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен. Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки (ст. 57 УЖД). При различных обстоятельствах действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться.

Если в районе станции  назначения груза не окажется получателя, дорога поступает с грузом по указанию отправителя. При неполучении от него указаний до истечения установленного срока хранения груза последний, как невостребованный, передаестся для реализации в установленном порядке. Вырученные суммы, за вычетом причитающихся железной дороге, перечисляются получателю при оплате им стоимости груза и отправителю в остальных случаях.

1.3 Перевозка на внутреннем водном транспорте

На речном транспорте перевозки  различаются по видам флота —  осуществляемые самоходным и несамоходным флотом, а также на судах смешанного плавания “река—море”. Выделяются также  прямые и местные (осуществляемые портовым флотом) перевозки. При местных перевозках перевозчиком является порт, во всех остальных случаях — пароходство. Система документов, их правовое значение и порядок заключения договора перевозки груза на внутреннем водном транспорте близки к применяемым на железнодорожном транспорте. Аналогично решаются и вопросы исполнения сторонами обязанностей по договору. Основное же различие между ними состоит в следующем. Прежде всего, для речной перевозки установлены сроки приема грузов к перевозке. Если груз адресован в пункт, где у пароходства нет помещений, пригодных для хранения данного груза, а грузополучатель к моменту прибытия груза за ним не явился, хотя и был своевременно извещен, груз может быть доставлен пароходством за счет грузополучателя в ближайший пункт, где имеются необходимые складские помещения. При отсутствии такой возможности пароходство обязано уведомить грузоотправителя о неявке грузополучателя и потребовать от отправителя указаний, как поступить с грузом. За время ожидания судном выгрузки и приема груза, а также за время ожидания распоряжения отправителя с него взыскивается штраф за простой судна, а в случае доставки груза в другой пункт — расходы по выгрузке, сборы за хранение груза в пункте вынужденной выгрузки, а также расходы по дополнительной перевозке и реализации груза (ст. 99 УВВТ).

Информация о работе Договор перевозки и его значение