Договор перевозки и его значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить материалы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных, проанализировать определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско-правовых договоров, применяемых в транспортной сфере и рассмотрение отдельных видов как составных частей договора перевозки, регулируемых законодательством РФ.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и виды договора перевозки грузов 6
1.1 Понятие договора транспортной экспедиции 7
1.2 Железнодорожная перевозка 15
1.3 Перевозка на внутреннем водном транспорте 17
1.4 Морская перевозка 18
1.5 Воздушная перевозка 22
2. Элементы договора перевозки грузов 24
2.1 Основания для заключения договора 24
2.2 Заключение и условия договора перевозки 25
2.3 Предмет договора перевозки 27
2.4 Содержание договора перевозки 29
2.5 Обязательства по доставке груза 30
3. Ответственность по договору перевозки грузов 32
3.1 Объем и характер ответственности по договору перевозки 34
3.2 Особые виды нарушения договора перевозки 36
Заключение 39
Список используемых источников 42

Файлы: 1 файл

курсовая по гражданскому праву.docx

— 62.59 Кб (Скачать файл)

Ответственность перевозчика  за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утраты или недостачи 1руза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности,— в размере объявленной стоимости 1руза (п.2 ст. 796 ГК). Для определения стоимости груза применяется несколько способов. Доказательством стоимости груза, прежде всего является его цена, указанная в счете продавца или в договоре. В Законе РФ “О федеральном железнодорожном транспорте” указано, что цена, указанная в счете или договоре, определяется с учетом налога на добавленную стоимость и инфляции (п. 3 ст. 20). При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза исчисляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 3 ст. 424 ГК). Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.

3.2 Особые  виды нарушения договора перевозки

Особый вид нарушения  перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф, который в действующих  транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется  в процентном отношении к провозной  плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта  ответственность также может  быть изменена по соглашению сторон с  соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка  в доставке груза может явиться  причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный  порчей (гибелью) груза.

От имущественной ответственности  за нарушение обязательств по перевозке  необходимо отличать заранее установленное  распределение риска убытков, которые  могут возникнуть при транспортировке  груза. К числу таких случаев  относится специальное понятие  в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве  понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств  в процессе перевозки. В зависимости  от причин этих убытков различаются  общая и частная аварии.

Общая авария характеризуется, прежде всего, тем, что убытки причиняются  намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки  (отсюда и ее название, ст. 232 КТМ). Эти убытки могут выражаться: а) в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях форсирования хода судна, получившего повреждение, сжигается часть груза или судовой инвентарь); б) в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т.д. Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным (ст. 234, 235 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия,— диспозитивными (ст. 233 КТМ). Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 238 КТМ.

Правовые последствия  общей и частной аварий различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между  всеми участниками перевозки.

При нарушении обязательств по перевозке, в соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны  несут ответственность, установленную  Гражданским кодексом РФ, транспортными  уставами и кодексами, а также  соглашением сторон.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и  грузовладельцами об ограничении или  устранении установленной законом  ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность  таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными  уставами и кодексами.

 Ответственность перевозчика  за неподачу транспортных средств  и отправителя за неиспользование  поданных транспортных средству  установлена статьей 794 Гражданского  кодекса РФ. Перевозчик за неподачу  транспортных средств для перевозки  груза в соответствии с принятой  заявкой (заказом) или иным  договором, а отправитель за  непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Сторонам следует иметь  ввиду, что перевозчик и отправитель  груза могут быть освобождены  от ответственности, если неподача транспортных средств либо неиспользование поданных транспортных средств, произошло вследствие:

- непреодолимой силы, а  также иных явлений стихийного  характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

- прекращения или ограничения  перевозки грузов в определенных  направлениях, установленного в  порядке, предусмотренном соответствующим  транспортным уставом или кодексом;

- в иных случаях, предусмотренных  транспортными уставами и кодексами.

 

Заключение

Таким образом, суммируя все  вышесказанное, можно сделать следующие  выводы.

Договор является основным документом, определяющим права и  обязанности сторон, заключивших  его.

Транспорт образует самостоятельную  сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических  услуг, направленных на перемещение  товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов  материального мира). Ее ценность в  том экономическом эффекте, который  создается в результате перемещения  груза, пассажира и багажа в согласованное  место. Поэтому отношения по перевозке  возникают при наличии потребности  в территориальном перемещении  объектов или людей с помощью  транспортных средств. Обычно в них  принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного  средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы  нормами права, эти отношения  принимают форму обязательственно-правовых.

Однако не всякое территориальное  перемещение объектов или людей  с помощью транспортных средств  приводит к возникновению обязательства  перевозки. Последнее характеризуется  рядом особенностей. Во-первых, оно  должно быть товарным и строиться  на эквивалентно-возмездньк началах. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся “на” и “в” самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, в каюте, в трюме и т.д.). Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).

Следовательно, в силу обязательства  перевозки перевозчик обязуется  доставить груз или пассажира  в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязательство перевозки  можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении  могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких  обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное  обязательство.

Транспортными называются обязательства  по перевозке грузов, пассажиров и  багажа, а также иные обязательства  по оказанию транспортных услуг, связанных  с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом.

Сторонами по договору перевозки  груза являются транспортные организации - перевозчик и грузоотправитель. Договор  перевозки грузов государственных  и общественных организаций заключается  на основании плана, обязательного  для обеих сторон. Таким образом, договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, следовательно, договор перевозки  двусторонний. Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

На данном этапе договорные обязательства регулируются как  Гражданским кодексом, так и иными  нормативными актами. Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей  законодательной базы. Не секрет, что  порой договорные обязательства  просто не выполняются в силу тех  или иных причин. В таких случаях, хотя на бумаге и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение  налаженных хозяйственных связей между  поставщиками и потребителями той  или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.

Возможно, что прежде, чем  говорить о договоре перевозки, просто необходимо отрегулировать закон в  той его части, которая касается именно наказания за неисполнение обязательств по договору. В настоящее время  в России процветает анархия и  беззаконие, рушатся все налаженные когда-то хозяйственные связи. Договор  перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила  перевозки грузов, в связи с  этим требуется его неукоснительное  выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель  должны со всей ответственностью подходить  к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать  препятствий в этом, как это  порой бывает (что и вынуждает  людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание  и т.п.) в тех случаях, когда  это необходимо.

 

Список  используемых источников

 

Нормативно-правовые источники

  1. Конституция РФ
  2. Гражданский Кодекс РФ: В 2ч.: Ч.2.- М., Юристъ,2000.
  3. Комментарий к ГК РФ, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. – М., 2005.
  4. Комментарии к Гражданскому кодексу РФ с постатейными аннотациями.- М., 2007
  5. Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообществе, а также грузов в пределах РФ от 16.03.1997г. № 322 // Собрание законодательств .- 2007.- № 4.
  6. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. “Об ответственности перевозчика по доставке груза” // ВВАС .- 2008.- №12.
  7. Устав автомобильного транспорта РСФСР в ред. Постановления правительства РФ от 28.04.1995г. №433.// Собрание законодательств .- 2005.- № 5.

Учебники, монографии, брошюры

  1. Гражданское право./ Под ред. Е.А. Суханова. – М., 2003.
  2. Гражданское право./ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 2002.
  3. Мейер Д.И. Русское Гражданское право. Часть 1. – М.: Серия «Классика российской цивилистики». – 2006.
  4. Якушев В. Общие тенденции развития права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право. – М., 2006.
  5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Учебник. В 2 Т. – М.: Статус,2000.

 


Информация о работе Договор перевозки и его значение