Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители работ и услуг. Ежедневно в мире совершаются бессчетное количество сделок, которые в совокупности образуют розничный торговый оборот. Прежде чем поступить к потребителю товары, обычно, проходят целый ряд процессов. Но, в конечном счете, главной целью экономики является обслуживание потребностей населения.

Содержание работы

Введение

2

Глава 1. Понятие договора розничной купли-продажи

5

Глава 2. Элементы договора розничной купли-продажи

6

§ 1.Субъекты

6

§ 2.Предмет

10

§ 3.Цена

13

§ 4.Срок

13

§ 5.Форма и порядок заключения договора

15

Глава 3. Содержание договора

18

§ 1.Права и обязанности продавца

18

§ 2.Права и обязанности покупателя

21

Глава 4. Виды договора розничной купли-продажи

24

§ 1.Классификация видов

24

§ 2.Продажа товара с условием его принятия покупателем в определенный срок

25

§ 3.Продажа товаров по образцам

26

§ 4.Продажа товаров с использованием автоматов

28

§ 5.Продажа товаров с условием о доставке покупателю

29

§ 6.Продажа товаров по заказам и на дому

30

§ 7.Продажа товаров в кредит

31

§ 8.Договор найма-продажи

35

Глава 5. Ответственность по договору розничной купли-продажи

35

Заключение

45

Библиография

Файлы: 1 файл

договор розничной купли-продажи.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

Покупателем по договору розничной купли-продажи  признается всякое физическое или юридическое лицо, приобретающее товар у розничной торговой организации или индивидуального предпринимателя для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Поэтому, например, отношения, связанные с приобретением организацией (юридическим лицом) офисной мебели в мебельном магазине, охватываются договором розничной купли-продажи. А значит, можно сделать вывод, что сфера применения норм Гражданского Кодекса о розничной купле-продаже (по субъектам) шире, нежели действие норм, содержащихся в Законе РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с преамбулой к этому Закону под потребителем понимается только гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Исключая  из числа субъектов, признаваемых потребителями, юридических лиц, законодатель, по мнению В.В. Витрянского2, полагал, что организации, в отличие от граждан, имеют свои финансовые, бухгалтерские, юридические службы и поэтому не нуждаются в специальных средствах защиты, представляемых Законом «слабой» стороне в отношениях, связанных с розничной куплей-продажей, т.е. гражданину.

Гражданский Кодекс учитывает различия в правовом положении и фактических возможностях по защите нарушенных прав и законных интересов, которые имеют соответственно граждане и юридические лица, но путем предоставления дополнительных прав не всем покупателям товаров, а исключительно тем из них, в качестве которых выступают граждане. В соответствии с п. З ст. 492 ГК к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

 

§ 2. Предмет.

Товар, выступающий  в качестве предмета розничной купли-продажи обладает определенными особенностями. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК).

Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также  формы обслуживания определяются продавцом  самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности. При этом продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.3

Перед выставлением товара в торговом зале он должен пройти предпродажную подготовку. При продаже ткани, обуви, одежды это-распаковка, рассортировка, проверка качества изделий, наличия маркировки, правильность цены. При необходимости отдельные виды одежды (швейные, трикотажные) чистят и отутюживают.4 Предпродажная подготовка автомобилей   проводится   в   соответствии   с установленным   изготовителем объемом работ продавцом или предприятием, выполняющим указанное требование на основании договора с продавцом.

О проведении такой подготовки в сервисной  книжке или ином заменяющем ее документе делается отметка. Без указанной отметки автомобиль продаже не подлежит (п. 57 Правил продажи отдельных видов товаров).

Продовольственные товары до их подачи в торговый зал  или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипсов. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.

На каждую партию реализуемых товаров, в том числе и зарубежного производства, предприятие обязано иметь сертификат соответствия, подтверждающий качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей. В подтверждение факта сертификации у продавца должен быть один из следующих документов: подлинник сертификата; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержащие по каждому наименованию товара сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа выдавшего сертификат. Сведения о сертификации в товарно-сопроводительных документах должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Продажа товаров, изготовленных из объектов животного  мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды, а из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о Международной торговле видами дикой фауны и флоры находящимися под угрозой исчезновения, - на основании разрешения компетентного органа страны-экспортера.5

      Предлагаемые для продажи товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам и выставлены в торговом зале. С учетом особенностей торговли в торговом зале могут быть выставлены образцы предлагаемых к продаже товаров, по которым покупателю предоставляется возможность выбора и покупки необходимого ему товара.

На продовольственном  расфасованном товаре указывается  его наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер и фамилия весовщика.

Непродовольственные товары должны иметь ярлыки с указанием  своего наименования, цены, а также артикула, размера и роста (для одежды, белья, обуви, головных уборов), марки, модели и краткие аннотации, содержащие его технические характеристики (для технически сложных товаров бытового назначения, оружия), условия хранения (для бытовой химии) и др..

Трикотажные, швейные изделия и обувь для  мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно.

 

§ 3. Цена.

Цена договора розничной купли-продажи является существенным условием договора (п. 2 ст. 494 ГК). Так как договор розничной  купли-продажи публичный, цена товаров  устанавливается продавцом одинаковой для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. В отличие от других видов купли-продажи, где цена, как правило, договорная, в розничной купле-продаже покупатель не может непосредственно участвовать в определении цены товара. Кроме того, цены на некоторые группы товаров могут напрямую устанавливаться или регулироваться государством. К таким товарам относятся, например, драгоценные камни, ликероводочная продукция и др.

Покупатель, которому продан товар по более высокой  цене, чем другим, может потребовать  от продавца признания договора недействительным и восстановления сторон в первоначальное положение. Если купленный товар потреблен - возмещения покупателю разницы между уплаченной им ценой и наименьшей ценой, по которой отпускался данный товар другим покупателям.

Продавец  обязан обеспечить наличие единообразных  и четко оформленных ценников на реализуемые товары.

Оплата товара производится непосредственно до или после передачи его продавцом покупателю, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства. Договором может быть предусмотрена предварительная оплата товара, оплата товара, проданного в кредит, либо оплата товара в рассрочку.  В общем случае, покупатель не вправе отчуждать товар или распоряжаться им иным образом до перехода к нему права собственности.6

Если переданный покупателю товар не оплачен в  срок, предусмотренный договором, продавец вправе потребовать возвратить ему товар (ст. 486-489, 500 ГК).

 

§ 4. Срок.

Срок в договоре розничной  купли-продажи является обычным  условием договора и устанавливается сторонами. Существенным условием договора срок является только при покупке товара в кредит с рассрочкой платежа.

Согласно ст. 496 ГК договор розничной купли-продажи может быть заключен с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. Но неявка покупателя для принятия товара в определенный договором срок может рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от исполнения договора.

Нужно отметить, что существуют сроки, устанавливаемые  для товаров, что имеет первостепенное практическое значение для защиты прав покупателей. Такие сроки предусмотрены в ст.ст. 470-473 ГК, ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»: срок годности, гарантийный срок, срок службы.

Сроки годности устанавливаются  изготовителем в отношении скоропортящихся товаров. По истечении срока годности товар считается непригодным для использования по назначению. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п. 5 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»). В п. 2 ст. 472 ГК содержится правило, еще более активно защищающее права покупателей. В соответствии с ним продавец обязан передать покупателю товар, на который установлен срок годности, с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. «По объективным причинам это правило носит диспозитивный характер,- утверждает О.В. Гутиков,- и может быть изменено договором между продавцом и покупателем».7

В соответствии с п.п. 6 и 7 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, закрепленные ст. 18 и 29 Закона. Установление гарантийного срока является правом, а не обязанностью изготовителя (продавца), и поэтому этот срок по смыслу Закона может быть любым. В силу ст. 471 ГК начало течения этого срока (равно как и срока службы товара) определяется моментом передачи товара покупателю, однако договором может быть предусмотрен иной момент, с которого начинает исчисляться гарантийный срок (срок службы). Согласно абзаца З п. 2 ст. 19  Закона «О защите прав потребителей», если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от 
продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств.

На товар, предназначенный для длительного  пользования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине (п. 1 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»). Согласно п. 2 ст. 5 Закона изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования только в том случае, если по истечении определенного периода времени такие товары могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень этих товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.97 № 720.

Приведу пример: по делу о  защите прав потребителей, где решающую роль сыграл срок службы товара. Сиротин обратился в суд с иском к Кировской ПТФ «Веста» о замене стиральной машины «Вятка-автомат» на новую. В обосновании иска Сиротин указывает, что в магазине «Кварц» 25 августа 1995 г. купил стиральную машину «Вятка-автомат», дата выпуска 04.08.1995 г. В период срока службы машина вышла из строя: потек бак для белья. По заключению АО «Кварц», бак ремонту не подлежит. Претензия, направленная заводу-изготовителю с требованием о замене брака, оставлена без ответа.

Согласно Руководству  по эксплуатации, стиральная машина, приобретенная истцом, выпущена 04.08.1995 г. Кировской ПТФ «Веста». В соответствии со ст.ст. 18,19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не оговорено продавцом, вправе предъявить к продавцу или изготовителю товара требование о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) в случае обнаружения недостатков в течение срока службы.

Сиротиным недостатки в  машине были обнаружены в январе 2000 г., т.е. в течение пятилетнего срока службы изделия, установленным завод изготовителем.

Суд решил: исковые требования Сиротина к Кировской ПТФ «Веста»  о замене стиральной машины «Вятка-автомат» на новую, удовлетворить.

 

 

§ 5. Форма и порядок заключения договора.

Договор розничной купли-продажи может совершаться устно, в простой письменной форме и путем конклюдентных действий (действий, необходимых для получения товара). В юридической литературе нередко встречается утверждение о том, что преобладающей формой договора розничной купли-продажи является его устная форма. Например, в главе «Договор купли-продажи и его виды» книги «Обязательственное право России» под редакцией профессора О.Н. Садикова указано: «Договор розничной купли-продажи, как правило, заключается устно, так как его исполнение происходит одновременно с совершением».8 Однако, устная форма договора розничной купли-продажи скорее всего является исключением из общего правила о письменной форме данного договора. Об этом свидетельствуют нормы Гражданского Кодекса о публичной оферте, об обязанности продавца предоставить покупателю информацию о товаре. Кроме того, отнесение договора розничной купли-продажи к договорам присоединения (ст. 428 ГК) практически исключает устную форму договора, поскольку предполагает использование стандартных форм, формуляров, наличие у продавца письменных документов о товаре, его цене и других существенных условиях договора розничной купли-продажи.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи