Договор розничной купли-продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивает торговля, производители работ и услуг. Ежедневно в мире совершаются бессчетное количество сделок, которые в совокупности образуют розничный торговый оборот. Прежде чем поступить к потребителю товары, обычно, проходят целый ряд процессов. Но, в конечном счете, главной целью экономики является обслуживание потребностей населения.

Содержание работы

Введение

2

Глава 1. Понятие договора розничной купли-продажи

5

Глава 2. Элементы договора розничной купли-продажи

6

§ 1.Субъекты

6

§ 2.Предмет

10

§ 3.Цена

13

§ 4.Срок

13

§ 5.Форма и порядок заключения договора

15

Глава 3. Содержание договора

18

§ 1.Права и обязанности продавца

18

§ 2.Права и обязанности покупателя

21

Глава 4. Виды договора розничной купли-продажи

24

§ 1.Классификация видов

24

§ 2.Продажа товара с условием его принятия покупателем в определенный срок

25

§ 3.Продажа товаров по образцам

26

§ 4.Продажа товаров с использованием автоматов

28

§ 5.Продажа товаров с условием о доставке покупателю

29

§ 6.Продажа товаров по заказам и на дому

30

§ 7.Продажа товаров в кредит

31

§ 8.Договор найма-продажи

35

Глава 5. Ответственность по договору розничной купли-продажи

35

Заключение

45

Библиография

Файлы: 1 файл

договор розничной купли-продажи.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

В судебном порядке потребитель  имеет право взыскать с продавца или изготовителя сверх суммы неустойки другие компенсационные выплаты для возмещения понесенных им убытков вследствие неисполнения продавцом или изготовителем своих обязанностей, вытекающих из продажи товаров с недостатками. Например, потребитель был вынужден взять на прокат за соответствующую плату необходимое ему изделие или самостоятельно приобрести необходимые узлы и детали для ремонта изделия и т.д.19

Ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает  также право потребителя выставлять другие требования, если первоначальное требование не было исполнено в установленные  сроки. Например, если требования потребителя о замене товара не было исполнено продавцом или изготовителем в семидневный срок или в течение 20 дней (при необходимости проверки качества товара), то потребитель вправе по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или расторжения договора с одновременным требованием уплаты неустойки и возмещения причиненных ему убытков. Продавец или изготовитель освобождается от уплаты неустойки за нарушение сроков удовлетворения законных требований потребителя и выплаты причиненных ему убытков только в том случае, если докажут, что имевшие место нарушения вызваны действием непреодолимой силы. Что касается причиненного вреда, то изготовитель (исполнитель, продавец) может быть освобожден от имущественной ответственности, если он докажет, что вред причинен также вследствие непреодолимой силы (стихийные явления, военные действия и т.п.) или нарушения потребителем правил пользования или хранения товара. Под нарушением правил понимается наблюдение или ненадлежащее соблюдение как обычных, так и специальных правил пользования товаром. При этом указанные правила должны быть доведены до сведения потребителя в технической документации на товар.

К примеру, если потребитель приобрел бытовую технику, рассчитанную на использование в  сети напряжения 100 или ПО вольт, о чем имеется информация в технической документации, и включил ее без трансформатора в сеть к напряжению 220 вольт, то изготовитель (продавец) этого товара освобождается от ответственности за выход приборов из строя и нанесение ущерба имуществу потребителя.

Ст. 504 ГК устанавливает  одну из важнейших гарантий прав покупателей  в условиях нестабильности цен, предусматривая порядок определения размера  убытков, причиненных покупателю в связи с ненадлежащим качеством товара, путем перерасчета его цены. Цена перерассчитывается только в том случае, если приобретенный покупателем товар оказался ненадлежащего качества. При обмене товара надлежащего качества перерасчет цены товара не производится.

Покупатель вправе требовать  замены недоброкачественного товара на такой же товар надлежащего качества либо на аналогичный, но другой марки, модели и т. п., поэтому п.п. 1 и 2 ст. 504 ГК предусматривают разные правила для каждого из этих случаев. При замене на такой же товар убытки покупателя от разницы цен компенсируются путем предоставления ему доброкачественного товара, значит, если цена на товар повысилась, он не должен доплачивать продавцу разницу в цене, но и продавец не должен возмещать покупателю разницу в цене, если она понизилась.

В случае замены недоброкачественного товара на аналогичный товар, но другой марки, модели и т.п. разница в ценах на эти товары подлежит возмещению. Цены на эти товары определяются на момент добровольного удовлетворения продавцом требования покупателя, а если оно добровольно удовлетворено не было - на момент вынесения судом решения о замене. Разница в ценах доплачивается продавцу покупателем, если цена на товар другой марки, модели и т.п. больше цены на заменяемый товар в момент замены и возвращается продавцом покупателю, если цена на товар другой марки, модели и т.п. ниже.

При соразмерном  уменьшении покупной цены расчет производится исходя из цены товара, существующей в момент предъявления покупателем требования об уценке, а если оно добровольно продавцом удовлетворено не было, - на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены.

В случае, когда  покупатель отказался от исполнения договора и потребовал возврата продавцом  уплаченной за товар цены, цена товара определяется исходя из цены, существующей в момент удовлетворения требования продавцом, а если требование удовлетворено не было, - на момент вынесения судом решения. Поэтому покупателю как при повышении цены на товар, так и при ее снижении продавец должен выплатить разницу в цене.

При возврате покупателю денег продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств, то есть покупателю должна быть возвращена денежная сумма, равная цене на такой же новый товар.

Следует также  отметить важное изъятие из общих  правил, предусмотренное нормами  Гражданского Кодекса о договорах  розничной купли-продажи. Согласно ст.396 ГК, возмещение убытков в случае неисполнения обязательств и уплата неустойки освобождают должника от исполнения обязательств перед кредитором в натуре. Применительно к договору розничной купли-продажи продавец, не исполнивший обязанности по передаче покупателю товара, возместивший в связи с этим убытки и уплативший покупателю неустойку, не освобождается от исполнения этой обязанности в натуре (ст.505 ГК).

Наряду с  возмещением материального вреда  Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает возможность возмещения морального вреда. Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» регулирует вопросы компенсации морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем, исполнителем или продавцом его прав, установленных законодательством о защите прав потребителей.

Обязать продавца (изготовителя, исполнителя) возместить моральный вред можно лишь в том случае, если он был виновен в его причинении.20 При этом следует иметь в виду, что моральный вред не может быть соотнесен ни с каким эквивалентом, и его размер должен определяться в каждом конкретном случае судом, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Под моральным вредом применительно  к Закону РФ «О защите прав потребителей» понимаются физические и нравственные страдания, причиненные потерпевшему вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) прав потребителя и неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей. К моральному вреду относят устойчивые (а не временные) физические страдания или нравственные переживания, вызванные повреждением здоровья, невосполнимыми имущественными потерями и т.п., проявившиеся вследствие использования некачественных товаров. Сюда же можно включить и те моральные неудобства, которые испытывает гражданин в результате отказа продавца (изготовителя, исполнителя) удовлетворить его законные и обоснованные требования, неэтичного поведения других лиц по отношению к нему и т.п.

Законом предусмотрено, что размер возмещения морального вреда  определяется судом, а заявляется самим потребителем исходя из конкретной ситуации. При рассмотрении искового заявления суд может принять во внимание различные обстоятельства в пользу потребителя, в том числе любое умаление личности, его чести и достоинства, ограничения в удовлетворении жизненных потребностей, упущенную выгоду от ущемления законных прав и интересов, наступившие негативные последствия для окружающих лиц и членов его семьи и др.. Размер возмещения морального вреда не зависит от размера имущественного, хотя зачастую суды используют определенную аналогию.

Для примера рассмотрим гражданское дело по иску Галиной к индивидуальному предпринимателю Иванову о расторжении договора купли-продажи, взыскании стоимости некачественного товара, компенсации морального вреда.

10 июня 2000 г. Галина в  универмаге «Русь» в отделе  индивидуального предпринимателя Иванова приобрела туфли женские модели «сабо». В процессе носки обнаружила дефект в носовой части, в связи с чем 9 июля 2000 г. обратилась к ответчику принять товар и возвратить деньги. Ответчик, не оспаривая дефекта производственного характера, предложил произвести ремонт обуви, от чего она отказалась, настаивая на возврате денег. При повторном обращении в отдел, обувь оказалась отремонтированной, в удовлетворении требований о расторжении договора купли-продажи ей было отказано. Истица в судебном заседании исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в размере, определенном судом, поддержала, пояснив, что была лишена возможности носить туфли и полагает, что действиями ответчика нарушены ее права потребителя, чем причинены нравственные страдания.

После судебного разбирательства, суд принял решение исковые требования удовлетворить в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Договор розничной  купли-продажи традиционно рассматривается  как разновидность договора купли-продажи и является основной гражданско-правовой формой торгового обслуживания граждан. Кроме того, договор розничной купли-продажи является инструментом развития цивилизованного рынка потребительских товаров. Ведь по тому, как покупаются товары, производитель может судить о спросе и предложении на них, и в зависимости от этого организовывать свою деятельность: изменять объем производства и цену товаров, улучшать их качество.

Столь значительная роль договора розничной купли-продажи  объясняет самое пристальное  внимание, уделяемое ему законодательством. Отношения, возникающие из договора розничной купли-продажи, регулируются параграфом 2 гл. 30 ГК. Статьи этого параграфа, во-первых, регулируют отношения, которые не урегулированы общими положениями о купле-продаже (по поводу информации о товаре, исполнения договора продажи товаров по образцам и с условием доставки товара покупателю и т.д.), во-вторых, определяют иные, по сравнению с общими положениями, правила (о последствиях продажи товаров ненадлежащего качества и др.). К отношениям, не урегулированным договором розничной купли-продажи, применяются общие положения о купле-продаже и нормы части первой Гражданского Кодекса. Так, договор розничной купли-продажи исполняется в соответствии с правилами о сроке, количестве, ассортименте, качестве и комплектности товара, в случае нарушения договора возмещаются убытки и т.п.

Помимо основных прав и обязанностей сторон, обусловленных общей конструкцией договора купли-продажи, договор розничной купли-продажи обладает рядом особенностей. Этот договор выделяется в отдельный вид договора купли-продажи по следующим квалифицирующим признакам. Во-первых, в качестве продавца по договору розничной купли-продажи выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (особенности в субъективном составе). Во-вторых, розничная купля-продажа определена в Гражданском Кодексе как публичный договор (ст.ст. 426, 492). С другой стороны, в порядке розничной купли-продажи покупатель приобретает товары, предназначенные только для личного, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (особенности в предмете договора). В третьих, по общему правилу, учитывая цели приобретения товаров, в качестве покупателя зачастую выступают граждане, пользующиеся правами не только стороны договора розничной купли-продажи (покупателя), но и правами, которые предоставлены потребителям Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами (особенности в правовом регулировании).

Государство заинтересовано в том, чтобы граждане знали свои права, умели пользоваться ими в своих интересах и в интересах общества, отчетливо представляли себе неразрывную связь прав и возлагаемых на них обязанностей. Кроме того, знание и соблюдение продавцом прав потребителей в значительной степени снижают его риск как субъекта предпринимательской деятельности и позволяют предостеречь от нанесения имущественных потерь в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по договору розничной купли-продажи.

Если обратиться к статистике, в первом полугодии 2008 г. согласно которой число поступивших исков о защите прав потребителей, вытекающих из договоров в сфере торговли и иных услуг, возросло с 15,05 тысяч до 17,9 тысяч,21 то можно прийти к выводу о нижеследующем. С одной стороны, это говорит нам о растущей осведомленности граждан в защите своих прав, а с другой стороны, о том, что в нынешнем законодательстве имеются положения, вызывающие вопросы и дискуссии, поэтому необходимы некоторые изменения в действующем законодательстве для внесения ясности в спорных вопросах.

Так, например, из приведенных в предыдущих главах мною примеров можно сделать вывод  о том, что у сторон договора возникают  споры по поводу понятий «недостатка» и «существенного недостатка». Как известно, требования граждан о замене товара либо о расторжении договора купли-продажи и возмещении убытков подлежат удовлетворению только при наличии в товаре существенных недостатков. Определения «недостатка» и «существенного недостатка» даны в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей». Правда, неопределенность формулировок не позволяет каждый выявленный дефект однозначно трактовать как «недостаток». Некоторые критерии существенности возникшего недостатка носят оценочный (субъективный) характер. Учитывая, что от признания того или иного недостатка существенным будет зависеть объем ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем, вокруг определения существенного недостатка неизбежно возникают многочисленные споры, решать которые приходится судебным органам. Поэтому нужно, например, к каждому технически сложному товару из перечня, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, приложить реквизиты определения существенного недостатка.

Применение в практической деятельности правила Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве (а не обязанности22) потребителя на внесудебную предварительную   возможность урегулирования спора позволяет сделать вывод о неудачности его содержания. Целесообразно внести изменение в это правило установив обязательность такого порядка.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи